Дроздовская Микаэла МихайловнаДроздовская Микаэла Михайловна Микаэла Дроздовская родилась в Москве в семье Михаила Алексеевича и Анны Степановны Дроздовских. Отец имел техническую специальность, мать трудилась врачом. В годы Великой Отечественной войны они вместе с дочерью находились в эвакуации в Молотове. По возвращении в столицу в 1944 году Микаэла поступила учиться в школу. Окончив её в 1954 году, стала студенткой актёрского факультета Театрального училища имени М.С. Щепкина на курсе Леонида Андреевича Волкова, но проучилась там всего год, поскольку сразу же была приглашена режиссёром Самсоном Самсоновым на роль молодой продавщицы Юли Петровой в фильм «За витриной универмага». Сниматься студентам тогда строго-настрого запрещалось, поэтому, ввиду долгого отсутствия на занятиях, Дроздовская была отчислена. После этого она вторично поступила на актёрский факультет, только теперь уже во ВГИК, на курс Михаила Ромма и Владимира Белокурова, была однокурсницей Кирилла Столярова, Инги Будкевич, Эдуарда Изотова, Людмилы Карауш. Несмотря на запреты, со второго курса Дроздовская периодически снималась, а в 1958 году сыграла сразу две заметные роли – Наташу в «Атамане Кодр» Михаила Калика и Таню в «Добровольцах» Юрия Егорова. Роль в последней картине осталась её визитной карточкой на долгие годы. Чувствительная героиня Дроздовской полюбилась советским зрителям, увидевшим в ней не только красивую обаятельную женщину, но и сильную самоотверженную натуру. В 1959 году Микаэла Дроздовская окончила ВГИК уже известной актрисой. Она продолжала сниматься, но роли ей предлагались маловыразительные, со слабым драматургическим материалом. Дроздовская, однако, ни от чего не отказывалась, стремилась быть максимально задействованной в киносъёмочном процессе. Вскоре в её послужном списке появились эпизоды, проходные роли, ничего не дававшие ей в творческом плане. Но, всё же, случались иногда и удачи, такие как Майя в «Семи няньках» или Шура в картине «Ромео, мой сосед». В мае 1961 года Микаэла Дроздовская поступила в труппу Театра-студии киноактёра, что, в общем-то, не сулило ей ничего обещающего. Ввиду переполненности штата, многие артисты перебивались эпизодами, спасаясь лишь дубляжом и участием в спектаклях. Не минула сия чаша и Дроздовскую. Она дублирована картины, выходила на сцену театра. Сыграла Царицу в «Иване Васильевиче» М.А. Булгакова, Стёпу в «Варварах» М. Горького, Анну Сергеевну в «Дерзких землянах» Г.А. Семенихина и Ю. Малашева, Анну в «Чуде» С.Я. Кулиша. В период работы в Театре-студии киноактёра состоялось знакомство Микаэлы Дроздовской с актрисой Аллой Будницкой и её супругом, режиссёром Александром Орловым, ставшее для неё судьбоносным. В дальнейшем их связывала тесная личная и творческая дружба. Позднее Орлов предоставил Дроздовской возможность сыграть на экране новый для неё характер, глубокий по драматургической основе и глубине чувств образ Герды Арнольдсен в телеспектакле «Будденброки» по мотивам романа Томаса Манна. Такой актрису никто ещё не видел. И режиссёры, и зрители фактически заново её открыли. Вскоре Дроздовская стала получать предложения от других режиссёров, ставивших для телевидения произведения западной и отечественной драматургии. Так ей были сыграны миссис Фанни Домби в «Домби и сыне», миссис Пейдж в «Сэре Джоне Фальстафе», Наташа Гай-Гаевская в «Путешествии миссис Шелтон», миссис Морз в «Мартине Идене». Параллельно актриса продолжала мелькать на экране в эпизодах, большинство из которых носили чисто служебный характер. К счастью, в их череде, всё же, случились два настоящих шедевра – горбунья в «Скверном анекдоте» Александра Алова и Владимира Наумова и женщина в окружении Распутина в «Агонии» Элема Климова. Для этих образов Дроздовская изменила себя до неузнаваемости, придав выразительности и глубины своим героиням. Если в жизни творческой у Микаэлы Дроздовской шло не всё гладко, то её личная судьба сложилась наилучшим образом. Первый студенческий брак Микаэлы Михайловны со студентом архитектурного института оказался несерьёзным и мимолётным, второй же, наоборот, крепким и счастливым. В 1962 году она вышла замуж за Вадима Семёновича Смоленского (1921–?), профессора, работавшего заведующим кафедрой 1-го Московского медицинского института. В 1966 году у супругов родилась дочь Ника, а в 1970 году – дочь Дарья. Дроздовская и Смоленский жили вблизи Дома кино, поэтому в их уютной квартире всегда было много гостей, которые принимались очень радушно и хлебосольно. Супруги держали нескольких собак и кошек, на их многочисленных комнатных цветах жили большие улитки, с которыми они разговаривали, как с людьми. Но, несмотря на всё это, главной для себя Дроздовская считала работу и мчалась за тридевять земель за любой предлагаемой ролью. Так случилось и в тот роковой 1978 год. После очередных съёмок, проходивших на Северном Кавказе, в Орджоникидзе, члены съёмочной группы разъехались по своим коттеджам, на местную спортбазу. За окном стоял ноябрь, помещения не отапливались, и, чтобы согреться, пришлось включить электрические обогреватели, тогда далеко несовершенные. Одеяло, которым укрывалась Дороздовская, сползло на раскалённую спираль и загорелось. Начался пожар, в котором сильно пострадали ноги актрисы. Были приняты оперативные меры по её спасению. Дроздовскую доставили в Москву, но все усилия оказались тщетными. Она скончалась. К сожалению, Микаэле Михайловне не суждено было увидеть, как вырастут её дочери. Их отец Вадим Семёнович вскоре женился на своей коллеге Елене, и отношения девочек с мачехой не сложились. Младшая, Даша, буквально сбежала к своей крёстной маме Алле Будницкой, которая со временем стала ей родной. Даша выросла в её доме, называла Будницкую мамой. Став взрослой, она тоже пошла по творческой линии: окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина, играет в театре, снимается в кино и сериалах. Своим приёмным родителям она подарила двух внуков – Александра и Дарью. Александр Орлов снял старшего внука в своём фильме «Потапов, к доске!», таким образом, дав ему направление на продолжение актёрской династии. Старшая дочь Микаэлы Дроздовской Ника пошла по стопам отца и стала врачом. Похоронена Микаэла Дроздовская на Ваганьковском кладбище. Фильмы и роли: 1955: «За витриной универмага» (Юля Петрова); 1957: «Ленинградская симфония» (Ирина Бочарова, работница детдома); 1958: «Атаман Кодр» (Наташа), «Добровольцы» (Таня); 1959: «Я вам пишу» (Эльвира); 1960: «Наследники» (Надя); 1962: «Семь нянек» (Майя); 1963: «Ромео, мой сосед» (Шура); 1964: «До свидания, мальчики» (дама жестянщика), «Жили-были старик со старухой» (эп.), «Ноль три» (врач); 1965: «Дайте жалобную книгу» (Маша), «Улыбка Болгарии», БНР (русская девушка); 1966: «Когда играет клавесин», к/м (продавщица галстуков), «Скверный анекдот» (Жалейка); 1967: «Дождь», ВГИК, к/м (Марта), «Крепкий орешек» (немецкая летчица), «Разбудите Мухина» (Натали Гончарова); 1968: «Взрыв после полуночи» (Дуся); 1969: «Гори, гори, моя звезда» (певица), «Посол Советского Союза» (дама на балу), «Родом отсюда», тв, к/м (Волька); 1970: «Бег» (поэтесса); 1971: «Ехали в трамвае Ильф и Петров», тв (медсестра); 1972: «Будденброки», тв (Герда Арнольдсен); 1973: «Капля в море» (мама мальчика), «Нейлон 100%» (Катерина Коржова), «По собственному желанию» (присутствующая на экзамене); 1974: «Агония» (Ольга Владимировна Лохтина), «Домби и сын», тв (миссис Фанни Домби), «Чудо с косичками» (эп.); 1975: «Весна 29-го», тв (переводчица), «Принимаю на себя» (Лариса), «Путешествие миссис Шелтон», тв (Наталья Гай-Гаевская), «Соло для слона с оркестром» (жена зрителя); 1976: «Легенда о Тиле» (Тория), «Мартин Иден», тв (миссис Морз); 1977: «Мимино» (жена Нугзара Папишвили); 1977–1979: «Открытая книга», тв (Авдотья Никоновна, мачеха Татьяны); 1981: «Пишите письма», тв (Лина). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru