Дудоров Анатолий АлексеевичДудоров Анатолий Алексеевич Анатолий Дудоров родился в Москве в семье Алексея Герасимовича Дудорова и Агафьи Тихоновны Дудоровой (в девичестве – Одиноковой). После учёбы в школе-семилетке в 1930 году поступил в школу ФЗУ при заводе «Динамо» и окончил её в 1933-м по специальности электромонтёра четвёртого разряда. После этого два года трудился в конторе «Электропром», а в 1935 году устроился осветителем на киностудию «Мосфильм». Данное обстоятельство в корне изменило его дальнейшую жизнь. Ежедневно соприкасаясь с творческим процессом, он и сам незаметно в него втянулся. Прирождённый технарь, он стал думать о смене профессии, и через пять лет, наконец-то, решился на этот шаг. В 1940 году Анатолий Дудоров, пройдя конкурс, стал студентом актёрского факультета Театрального училища имени М.С. Щепкина на курсе Ильи Яковлевича Судакова, где его педагогами, помимо мастера, были Аркадий Благонравов, Лидия Дейкун, Владимир Подгорный. Учился вместе с Ириной Судаковой, Людмилой Люлько, Ольгой Хорьковой. Целый год по окончании училища в 1944 году Анатолий Дудоров не мог устроиться по специальности, пока при помощи Ильи Судакова в июне 1945 года не попал в Государственный театр киноактёра, в котором тот занимал должности директора и художественного руководителя. Снимавшийся в кино лишь однажды – в 1940 году в эпизодической роли фотографа в комедии Григория Александрова «Светлый путь», Дудоров не стал особо востребованным на экране. Тот же Александров позвал актёра на эпизодическую роль помощника режиссёра в «Весну», потом были крохотные эпизоды в «Молодой гвардии», «Повести о настоящем человеке», «Смелых людях». И только лишь небольшая роль врача Тёмкина в картине Сергея Герасимова «Сельский врач» немного сгладила незначительность его предыдущих экранных работ. Зато в репертуаре Театра киноактёра Дудорову повезло гораздо больше. Там он играл много и вполне приличные роли. Так в 1946 году он стал участником первого спектакля театра – «Бранденбургские ворота» по пьесе М.А. Светлова в постановке Бориса Бабочкина, в котором сыграл связиста Иванова. За ним последовали Мирволин и Вельвицкий в «Завтраке у предводителя» И.С. Тургенева, Феоктист Львович в «Софье Ковалевской» Бр. Тур, лекарь Ермолаев во «Флаге адмирала» А.П. Штейна, Илья в «Бесприданнице» А.Н. Островского, Никола Велегласный в «Смерти Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина, Семён Хазаров в «Сверстниках» А.В. Спешнева, Иван Иванович Широнкин в «Мандате» Н.Р. Эрдмана и другие. Параллельно, с 1953 года, Дудоров стал осваивать азы режиссёрской профессии, выступив в качестве ассистента режиссёра у Эраста Гарина в «Раках» С.В. Михалкова и Алексея Грипича в «Смерти Пазухина» Салтыкова-Щедрина, в качестве сорежиссёра – у Константина Воинова и Евгения Тетерина в комедии-обозрении «Ах, сердце!..». Режиссёрский опыт придал Анатолию Дудорову больше уверенности в себе и желание работать в этом направлении самостоятельно. Правда, добиться этого оказалось нелегко. В театре самостоятельной постановки ему никто не доверил, а в кино всё было ещё сложнее. Свои первые две картины ему пришлось делать совместно с другими режиссёрами: сказку «Звёздный мальчик» – с Евгением Зильберштейном, молодёжную драму «Ваня» – с Аркадием Шульманом. И только лишь в 1959 году его утвердили режиссёром-постановщиком драматической истории из жизни геологов «Хмурый Вангур», запускавшейся на Свердловской киностудии. Ради неё он уволился с «Мосфильма», с упоением окунулся в работу, однако результат оказался более, чем скромным. Дудорову не хватило крепкой режиссёрской хватки, умения выстраивать драматические конфликты, психологически углублять образы героев, в результате чего они получились надуманными и малоинтересными. По выходе на широкие экраны в августе 1960 года «Хмурый Вангур» прошёл фактически незамеченным, что, конечно же, сильно обескуражило его постановщика. Вскоре он перенёс на телевизионный экран рассказ Л.Н. Толстого «После бала», но тем и коварен телевизионный фильм, что после премьеры его редко повторяют. То же случилось и с работой Дудорова. Её мало кто видел. Последующие десять лет Анатолий Дудоров трудился в качестве второго режиссёра, вернувшись на «Мосфильм». Он поработал с Львом Рудником на фильме «Жизнь сначала», с Аидой Манасаровой на «Коротко лето в горах» и «Главном свидетеле», с Татьяной Лукашевич на «Острове Колдуне», с Дамиром Вятич-Бережных на «Докторе Вере». Параллельно изредка снимался как актёр. Пожалуй, самой заметной его работой стала маленькая роль внимательного, участливого судьи в фильме Татьяны Лиозновой «Евдокия», который явно симпатизировал главным героям, желавшим доказать своё право оставаться родителями усыновлённого ими мальчика. А закончил свою актёрскую карьеру Дудоров небольшой ролью шофёра Паламарчука в фильме «Суровые километры», снятом на той же Свердловской киностудии, где когда-то состоялся его самостоятельный режиссёрский дебют. В 1971 году Анатолий Дудоров вновь выступил в качестве режиссёра-постановщика, только теперь на «Беларусьфильме». Там им были постановлены сразу две телевизионные картины – «Большие перегоны» и «Веришь, не веришь» (с Евгением Васильевым), посвящённые его излюбленной теме – становлению молодого современника в сложных жизненных обстоятельствах. Оба фильма были сделаны вполне добротно, условность драматургии компенсировалась приличной режиссурой и хорошими актёрскими работами. Однако, как бы то ни было, самостоятельно в кино Дудоров больше не работал. В дальнейшем он выступал исключительно как второй режиссёр на фильмах других постановщиков. Среди них: «Гонки без финиша» (1977, режиссёр Алексей Овечкин), «Близкая даль» и «Надежда и опора» (1978 и 1981, режиссёр Виталий Кольцов), «Путь к медалям» (1980, режиссёр Никита Орлов), «Жаркое лето в Кабуле» (1983, режиссёр Али Хамраев) и другие. Фильмы и роли: 1940: «Светлый путь» (фотограф); 1947: «Весна» (помощник режиссёра); 1948: «Молодая гвардия» (немецкий солдат), «Повесть о настоящем человеке» (лётчик); 1950: «В мирные дни» (эп.), «Смелые люди» (немец); 1951: «Сельский врач» (Тёмкин); 1953: «Адмирал Ушаков» (офицер), «Вихри враждебные» (чекист); 1954: «Верные друзья» (заместитель Неходы), «Запасной игрок» (администратор киногруппы), «Школа мужества» (разведчик Белых); 1955: «Первый эшелон» (Афоня); 1957: «Летят журавли» (военный), «Сёстры» (футурист), «Тугой узел» (Обыдённов); 1961: «Евдокия» (судья); 1963: «Конец и начало» (роль); 1964: «Остров Колдун» (приятель Жгутова); 1966: «Чёрт с портфелем» (костюмер); 1969: «Суровые километры» (Паламарчук, шофёр). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru