Дунайский Антон ВасильевичДунайский (Шовкун) Антон Васильевич Антон Дунайский родился в деревне Васильевка Сумского уезда Харьковской губернии. Его отец В.Н. Шовкун крестьянствовал, имея полторы десятины земли. Мать занималась домашним хозяйством. Антон, по окончании Сумской земской школы, в 1908 году был отдан в кондитерскую, к предпринимателю Крюгеру. Работал сначала учеником, затем, с 1912 года – мастером-кондитером. Параллельно увлекался театром, участвовал в любительских драматических кружках. В 1917 году полностью перешёл на профессиональную сцену, на протяжении многих лет играл в украинском передвижном театре, обслуживавшим города Советского Союза. В 1938 году яркий колоритный артист был замечен режиссёром Николаем Экком и приглашён на роль Солопия Черевика в экранизацию повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка», один из первых советских цветных фильмов. К счастью, режиссёр не ограничился одним лишь экспериментаторством, а сумел создать по-настоящему достойную картину, передающую своеобразие литературного первоисточника, с замечательными актёрскими работами. После выхода «Сорочинской ярмарки» на экраны Антон Дунайский был приглашён в актёрский штат Киевской киностудии, начал активно сниматься. В том числе продолжил галерею национальных образов, удачно начатых в своём дебюте. Среди них: Панас Тимофеевич в «Макаре Нечае», Шайтан в «Богдане Хмельницком», дед Остап в «Партизанах в степях Украины», переводчик в «Как закалялась сталь». Ну и, конечно, не обошлось без новых гоголевских героев, которых актёр воплощал с большим юмором и колоритностью: это Каленик и Винокур в двух экранизациях «Майской ночи» 1940 и 1952 годов. Первая явилась новым опытом в области цветного кино, вторая – одним из ранних стереофильмов. Так что Дунайскому повезло участвовать в целой серии картин, демонстрировавших на экране технологические новшества. Говоря о Дунайском, невозможно не упомянуть и его серьёзные роли. Он был не только замечательным комедийным артистом, но и не менее интересным драматическим актёром. Прежде всего, речь идёт о его работах в фильмах режиссёра Марка Донского. Здесь им снова были созданы национальные характеры, но переданные уже в совершенно ином ключе. В их основе – мужество, стойкость, ненависть к врагу. Таковы его дед Охабко в «Радуге» и Панас в «Непокорённых». Обе картины на сегодняшний день незаслуженно забыты, хотя, на мой взгляд, являются одними из лучших фильмов о войне, снятыми в военное время. Особенно «Радуга». В 1947 году Антон Дунайский перешёл на работу в Киевский ТЮЗ и на экранах появлялся редко, играя второплановые и эпизодические роли. К сожалению, о нём самом сохранилась крайне скудная информация. По прошествии стольких лет после его ухода найти дополнительные сведения фактически невозможно. Проведение поисков на Украине затрудняет сложная политическая обстановка. Фильмы и роли: 1939: «Сорочинская ярмарка» (Солопий Черевик), «Шуми, городок» (начальник пожарной команды); 1940: «Майская ночь» (Каленик), «Макар Нечай» (Панас Тимофеевич), «Пятый океан» (заведующий тира); 1941: «Богдан Хмельницкий» (Шайтан), «Костер в лесу», к/м (диверсант); 1942: «Александр Пархоменко» (селянин), «Как закалялась сталь» (переводчик), «Партизаны в степях Украины» (дед Остап), «Юные партизаны. Левко» (Ионыч); 1943: «Радуга» (дед Охабко); 1945: «Непокоренные» (Панас); 1946: «Большая жизнь», 2-я серия (Корзинкин); 1950: «Щедрое лето» (Прокопчук); 1952: «Майская ночь, или Утопленница» (Винокур); 1954: «Тревожная молодость» (старик в ЦК КП(б)У); 1956: «300 лет тому…» (казак), «Когда поют соловьи» (Остапович). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru