Дёмина Галина Яковлевна

Demina-2Дёмина Галина Яковлевна
Народная артистка РФ (1996)
Родилась 5 декабря 1925 года.
Умерла 8 октября 2005 года.

Актрису Галину Яковлевну Дёмину большинство кинозрителей запомнили, как милую трогательную старушку из фильмов «Прощание», «Однолюбы», «Не ходите, девки, замуж» и других. Однако, из большого перечня ее киноработ, по-настоящему стоящими были всего лишь две-три. Это не означает, что остальные роли ей плохо сыграны. Наоборот, в любом, даже самом маленьком эпизоде, Дёмина всегда была естественна и органична, отличаясь умением точно передавать характеры своих героинь. Особенно ей удавались образы простых русских женщин, в которых обычные зрители узнавали своих близких и знакомых – родственниц, подруг, соседок.

В жизни Галина Дёмина не была похожа на артистку. Маленького роста, с простыми чертами лица, почти не пользовавшаяся косметикой, скромно одевавшаяся, она не отличалась от большинства женщин на улице. Были случаи, когда на служебном входе театра её принимали за уборщицу, или случайно встреченная у церкви тётка узнавала в ней свою партнершу, с которой она просила милостыню. Сама Дёмина относилась к таким казусам с юмором и никогда не обижалась. В то же время, несмотря на такую кажущуюся простоту, она была очень разносторонним человеком. В юности хотела стать клоуном, обладала хорошим чувством юмора, любила эстраду, неплохо пела и танцевала. Мечтала выучиться играть на музыкальном инструменте, учила французский язык, занималась йогой. В компаниях всегда была заводилой, легко шла на общение, при этом ни с кем не сближалась и в душу «не пускала». Очень любила свою семью – мужа Михаила, дочь Аллу и внучку Машу. Но, как и для большинства творческих людей, на первом месте для нее всегда была работа, которой она отдавалась без остатка, оставляя позади все невзгоды, недомогания и усталость. Поэтому столь неожиданным стал её уход из жизни 8 октября 2005 года, ведь буквально за два дня до этого она выходила на сцену Малого театра в роли Анфусы Тихоновны в «Волках и овцах», и ничто не предвещало такой развязки…

Родилась Галина Яковлевна в Нижнем Новгороде. Её мама была простой русской женщиной, которая в полной мере познала все тяготы женской доли. Она одна, без мужа, вырастила и воспитала двух дочерей. Занималась стиркой, мытьем полов, работала сторожем.

Во время войны старшая сестра Галины Надежда ушла на фронт. Галя, как могла, помогала маме, работала санитаркой в госпитале. Параллельно мечтала о театре. Занималась в драмкружке, где играла, ни много ни мало, Ворону в «Снежной королеве». Затем попробовала поступить в студию местного драмтеатра. На полном серьезе подготовила монолог Арбенина из «Маскарада», и, к своему удивлению, была отсеена. Обидевшись на комиссию, Дёмина пошла в эстрадно-цирковую студию и поступила, став одной из лучших её учениц. В этом ей помогли давняя тяга к эксцентрике и клоунаде. Там она сделала замечательный этюд «Женщина, пьющая под патефон», во время исполнения которого была замечена педагогами из той самой, «забраковавшей» её, студии. После недолгих их уговоров, Галина Дёмина перешла туда учиться.

В 1947 году, по окончании студии при Горьковском театре драмы имени Горького, Галина Яковлевна стала артисткой этого театра, в котором прослужила двадцать восемь лет и сыграла более семидесяти ролей. Поначалу, маленькую и хрупкую, её чаще всего использовали в качестве травести. Она переиграла большое количество мальчишек и девчонок, молодых героинь, среди которых Егорушка («Бедность не порок»), Родион Юркин («Молодая гвардия»), Робин («Виндзорские насмешницы»), Вальтер («Губернатор провинции»), Вовка («Рассвет над Москвой»), Катя («В добрый час»), Нелли («Униженные и оскорбленные»), Меля («Мораль пани Дульской»), Сережа («Анна Каренина»), Зинка («Иркутская история») и другие. С возрастом в перечне ролей актрисы появились и взрослые персонажи: Наталья Павловна («Женский монастырь»), Старуха («Жили-были старик со старухой»), Евдокия Ивановна («Свадьба на всю Европу»), графиня Хрюмина («Горе от ума»), Арина Ивановна («Дети Ванюшина») и другие. Так же в её репертуаре был портной-еврей в спектакле «Чрезвычайный посол». К сожалению, сыграть эту роль актрисе довелось всего лишь три раза. Пьеса была серьёзной, и подобные актерские эксперименты в таких случаях не приветствовались.

В начале 1970-х Горьковский театр драмы был на гастролях в Москве, где Галина Дёмина с большим успехом играла деревенскую старуху Настасью в спектакле «Моё сердце с тобой». Присутствовавший в зале Борис Равенских был настолько ошеломлен игрой актрисы, что произнес следующую фразу: «Я не понимаю, что делать: бежать сейчас брать её в театр или смотреть дальше?». Спектакль он всё-таки досмотрел, а после его окончания пригласил актрису работать в Малый театр. Дёмина, конечно же, согласилась, так как этот театр для неё всегда был одним из самых любимых. Он её принял, и она по праву заняла в его труппе почетное место одной из «великих старух». Играла Дёмина много и, в основном, премьеры. Здесь, в отличие от Горьковского театра, в полной мере раскрылся её многогранный талант прекрасной драматической и характерной актрисы. На столичной сцене она блистала в ролях Агафьи и Ильичихи («Беседы при ясной луне»), Милочки («Золотые костры»), Бальзаминовой («Женитьба Бальзаминова»), Нины Ивановны («Ретро»), Целованьевой («Зыковы»), Глумовой («На всякого мудреца довольно простоты»), Медведевой («Чудаки»), Фоминишны («Свои люди – сочтемся»), няньки Анфисы («Три сестры») и других.

В 1980-е годы Галина Яковлевна стала востребована в кино. Сниматься она любила, поэтому соглашалась даже на самые незначительные эпизоды. Иногда коллеги ей сетовали на это, но она отвечала, что не может сидеть без работы, особенно летом, когда в театре закрыт сезон. На экране, так же как и на сцене, актриса покоряла своей искренностью и естественностью, умением быть простой и запоминающейся. Среди её лучшей киноролей: Сима («Прощание»), баба Алена («Однолюбы»), Авдотья («Полынь – трава горькая»), баба Маша («Вера, Надежда, Любовь»), тетка Груня («Карусель на Базарной площади»), Анфиса («Три сестры»).

Личная жизнь Галины Дёминой, наравне с творческой, сложилась более, чем удачно. Мужем актрисы был известный режиссер Михаил Робертович Мараш (1927-1987), легенда Горьковского телевидения. Там он работал с 1957 года и поставил десятки программ, телеспектаклей и фильмов. Помимо этого писал стихи, руководил эстрадным ансамблем, устраивал рок-фестиваль «Серебряные струны». Когда Галину Яковлевну пригласили в Москву, он не стал её отговаривать. Сам остался в Горьком, где на тот момент был уже известным и состоявшимся режиссером.

Дочь Галины Дёминой и Михаила Мараш Алла пошла по стопам родителей. Окончила Горьковское театральное училище, работала в Тверском ТЮЗе, антрепризном театре Эдуарда Марцевича, театре «Вернисаж», Новом драматическом театре. Сейчас в театре-студии под руководством Олега Табакова она играет Арину Власьевну в «Отцах и детях». Её муж Владимир Малков окончил режиссерский факультет ГИТИСа, работал актером в ТЮЗе и театре драмы в Астрахани, ТЮЗе в Твери, режиссером на радио. И Алла и Владимир много снимаются в кино и сериалах. Их дочь Маша, внучка Галины Яковлевны, продолжила актерскую династию. Окончила Институт современного искусства, играет в театре и кино.

Галина Яковлевна Дёмина прожила долгую интересную жизнь в искусстве, познав успех и признание зрителей, оставив свой, незабываемый след в отечественном театре и кино. Её актерская ниша до сих пор никем не заполнена. Таких искренних и достоверных актрис сейчас, к сожалению, осталось немного. Но нам, зрителям, почитателям таланта Галины Яковлевны, перешли в наследство записи её спектаклей и фильмы с её участием, пересматривая которые мы можем наслаждаться игрой замечательной Актрисы.

Фильмы и роли:

1971: «Веришь, не веришь», тв (тетя Поля); 1977: «Вызов», тв (Мария Кирилловна); 1981: «Беседы при ясной луне», тв (Ильичиха), «Прощание» (Сима); 1982: «Дети Ванюшина», тв (Арина Ивановна), «Однолюбы» (баба Алена), «Полынь – трава горькая» (Авдотья); 1983: «Взятка», тв (Вера Семеновна), «Подросток», тв (эп.), «Прости меня, Алеша» (акушерка); 1984: «Вера, Надежда, Любовь» (баба Маша), «Повести Белкина. Метель», тв (Прасковья Петровна); 1985: «Не ходите, девки, замуж» (Даниловна); 1986: «Борис Годунов» (старуха), «Женитьба Бальзаминова», тв (Павла Петровна Бальзаминова), «Зонтик для новобрачных» (мать Веры), «Карусель на Базарной площади» (тетка Груня); 1987: «Байка» (старушка), «Гардемарины, вперед!», тв (нянька Вера), «Запомните меня такой», тв (председатель ЖЭКа), «Зыковы», тв (Целованьева), «Суд в Ершовке», тв (Краюшкина); 1988: «Загадка. Разгадка», тв (баба Катя), «Радости земные», тв (домработница); 1989: «Казенный дом» (Маруся, хозяйка квартиры); 1990: «Аферисты» (бабка в церкви), «Бес в ребро» (Надежда Капитоновна), «Сообщница» (Анна Андреевна); 1991: «Пока гром не грянет» (бабка), «Чужая сторона», тв (эп.); 1992: «Бег по солнечной стороне» (пенсионерка), «На тебя уповаю» (санитарка в психушке), «Только не уходи» (роль); 1994: «Дом на камне» (роль), «Три сестры» (Анфиса); 1998: «Му-му» (роль), «Не послать ли нам гонца?» (жена старика с гробом); 1999: «Трудовой хлеб», тв (Маланья); 2000: «Граница. Таежный роман», тв (баба Вера), «Третьего не дано», тв (роль), «Чудаки», тв (Медведева); 2001: «Не покидай меня, любовь», тв (старушка); 2003: «А поутру они проснулись» (баба Маня), «Не привыкайте к чудесам» (Мария Ефимовна), «Таксистка», тв (жена деда Ивана); 2004: «Тайный знак 3», тв (эп.); 2005: «Доктор Живаго», тв (эп.), «Жених для Барби» (бабушка с куклой), «Самая красивая», тв (акушерка); 2007: «Мороз по коже» (бабушка Васи).

Фотографии из личного архива Галины Дёминой

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru