Екатерининский Михаил КлавдиевичЕкатерининский Михаил Клавдиевич Михаил Екатерининский родился в деревне Подгорной Вологодской губернии в семье полкового священника и был тринадцатым, младшим ребёнком. В детстве он был отдан в церковно-приходскую школу, и, по сути, должен был пойти по стопам своего отца, но упрямое нежелание разделить подобную участь заставило его сбежать из родного дома. С 1919 по 1920 годы он трудился переписчиком в Новгородском Упродкоме, а с 1920 по 1922 годы – в Штабе 166-й бригады 57-й дивизии в Новгороде. В 1922 году Михаил Екатерининский поступил на актёрский факультет Ленинградского института сценических искусств (позднее – Техникум сценических искусств), в мастерскую Леонида Сергеевича Вивьена. Не смотря на то, что на этом курсе училось немало талантливых и впоследствии известных артистов – Василий Меркурьев, Виталий Полицеймако, Антонина Павлычева, Александр Кистов, Екатерининский стал одним из самых любимых учеников Вивьена и в дальнейшем шёл бок о бок со своим мастером на протяжении многих лет. По окончании им техникума в 1926 году, он был приглашён Леонидом Сергеевичем в созданный им «Театр актёрского мастерства» (преобразованный в 1931 году в филиал Акдрамы, в 1933 году – в Театр Красной армии, в 1936 году – в Реалистический театр) и играл там вплоть до его закрытия в 1938 году, после чего вошёл в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Найденные в содружестве с Вивьеном актёрские краски – утончённость, интеллигентность, драматические интонации, работа над внутренним и внешним рисунком роли – он успешно применил на новой для себя сцене, сыграв Германа в «Тане» А.Н. Арбузова, Монахова в «Варварах» М. Горького, Бубенцова в «Егоре Булычове и других» М. Горького и другие роли. В начале Великой Отечественной войны Михаил Клавдиевич остался в осаждённом Ленинграде, разделив тяжёлую участь всех его жителей. Но судьба берегла артиста. Сначала спасла от гибели в результате попадания бомбы в его квартиру, задержав после репетиции в театре, а затем помогла найти его, голодного и измождённого, в одном из помещений театра и эвакуировать в Новосибирск. Там и состоялся переход Екатерининского в труппу Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина, в котором он затем работал до конца жизни, сыграв множество разнообразных ролей. Лучшие среди них: Петушков («Живой труп» Л.Н. Толстого), Костылёв («На дне» М. Горького), Антон Иванович («Обыкновенная история» И.А. Гончарова), Фирс («Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Аристарх («Горячее сердце» А.Н. Островского) и другие. В кино Екатерининский впервые мелькнул в 1925 году в фильме «Девятое января», а свою первую заметную роль сыграл только в 1939-м – секретаря райкома Ремезова в «Учителе» Сергея Герасимова. На экране чаще всего представал в образах представителей интеллигенции, социальных героев, медиков, военных. Его героям были свойственны вдумчивость, сдержанность, богатый внутренний мир, хороший юмор. Лучшие работы актёра: профессор Григорьев («Искатели»), Пуш («Дорогой мой человек»), Переярков («Пучина»), Белов («Поезд милосердия»), Леонид Сергеевич («На пути в Берлин»), директор музея («Достояние республики»), Тодораски («Опознание»). Помимо актёрской работы Михаил Екатерининский занимался педагогической деятельностью: с 1933 по 1937 годы и с 1952 по 1961 годы преподавал в Ленинградском техникуме сценических искусств (с 1948 года – Государственный театральный институт имени А.Н. Островского), был старшим преподавателем кафедры актёрского мастерства. Также руководил самодеятельностью на заводе. Михаил Екатерининский был трижды женат. От первого брака у него родился сын Борис, от третьего брака с актрисой Надеждой Михайловной Белокуровой – в 1945 году сын Алексей и в 1948 году дочь Мария. Алексей долгое время работал дизайнером на кораблестроительном заводе. Мария пошла по стопам родителей: окончила ЛГИТМиК и стала актрисой. В жизни Михаил Клавдиевич был замкнутым человеком, сосредоточенным исключительно на работе. Очень любил свою семью, отдавая ей всё свободное время. Супруга Надежда Михайловна, прошедшая блокаду, часто болела, поэтому в такие моменты заботы по дому её муж брал на себя. Отпуск актёр предпочитал проводить в дачном домике на одном из хуторов в Латвии, увлекался рыбной ловлей и собиранием грибов. В наступившем 1974 году Михаил Екатерининский должен быть отметить свой 70-летний юбилей, очень переживал по поводу готовящегося в связи с этим торжества. Летом, как всегда, уехал отдыхать в Латвию, занимался там своими привычными делами. Утром 17 июля сходил по грибы, а на следующий день соседи обнаружили его мёртвым, сидящим в кресле у открытого окна, с валидолом в руке. Похоронили его на Серафимовском кладбище Ленинграда. Фильмы и роли: 1925: «Девятое января» (газетчик); 1938: «Комсомольск» (работник наркомвнудела); 1939: «Учитель» (Ремизов); 1941: «БКС № 2. Один из многих» (немецкий летчик), «Отец и сын» (инженер); 1952: «Живой труп» (Петушков); 1956: «Искатели» (Матвей Семенович Григорьев, профессор), «Одна ночь» (Марк Богданович); 1957: «Балтийская слава» (В.А. Антонов-Овсеенко), «На переломе» (Лука Степанович); 1958: «Дорогой мой человек» (Пуш), «Пучина» (Луп Лупыч Переярков); 1959: «Токтогул» (эп.); 1960: «Домой» (кассир); 1961: «Раздумья» (роль); 1964: «Дети Ванюшина», тв (Щеткин), «Поезд милосердия» (Белов); 1965: «Залп “Авроры”» (старый солдат); 1967: «Жизнь Матвея Кожемякина», тв (Мокей); 1969: «Завтра, третьего апреля….» (Василий Степанович), «На пути в Берлин» (Леонид Сергеевич), «Рокировка в длинную сторону» (Кончинский); 1971: «Достояние республики» (директор музея); 1972: «Ижорский батальон» (пианист), «Моя жизнь», тв (управляющий); 1973: «Опознание» (Тодораски); 1974: «Врача вызывали?» (дед Геннадия). Фотографии из личного архива Михаила Екатерининского |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru