Емельянцева Лариса Семёновна

KnorreЕмельянцева (Кнорре) Лариса Семёновна
Родилась 16 октября 1916 года.
Умерла 20 июля 1993 года.

Актриса Лариса Емельянцева работала в кинематографе всего десять лет. За этот период сыграла двенадцать ролей, из которых три – главные. Её снимали одни из самых знаковых режиссёров 1930-1940-х годов: Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, Фридрих Эрмлер, Игорь Савченко, Абрам Роом. И вдруг, в один миг, актриса исчезла с экранов. Долгое время о ней вообще не было никакой информации, и только в двадцать первом столетии удалось разыскать хоть какие-то касающиеся её данные. Емельянцева почти не оставила о себе подробностей, тихо прожив свой век и также тихо из него уйдя. Немногие люди, которые с ней соприкасались, вспомнили лишь незначительные штрихи к её личности и даже были удивлены, узнав о её актёрском прошлом. Всё это Лариса Семёновна тщательно умалчивала, дабы не возбуждать любопытство близких ей людей и не бередить себе душу. А она, скорее всего, страдала по ушедшей карьере, которую так внезапно оставила. Но что произошло, то произошло, исправить ничего уже было нельзя. Лариса Емельянцева добровольно выбрала роль верной жены и домохозяйки и играла её на протяжении нескольких десятилетий. Однако всё это случилось во второй половине её жизни, а первая была наполнена творчеством и радужными надеждами.

Родилась будущая актриса в Стародубе Черниговской губернии в семье служащих. В 1922 году Емельянцевы переехали в Тамбов, а оттуда в 1929 году – в Ленинград. Там Лариса окончила восемь классов 174-й школы и поступила на чертёжное отделение Ленинградского железнодорожного института. Вероятно, сделав это из побуждений обеспечить себя надёжной профессией, в процессе учёбы Емельянцева стала сомневаться в правильности своего выбора. Влекомая творчеством, она постепенно стала склоняться в эту сторону и, в итоге, решилась оставить институт ради карьеры актрисы. В 1935 году Лариса Емельянцева выдержала вступительный экзамен в актёрскую школу при киностудии «Ленфильм» под руководством Г.М. Козинцева и успешно была туда принята. Именитый режиссёр оценил актёрские способности и внешние данные своей студентки и в 1938 году предложил ей дебют на экране в третьей части трилогии о Максиме – «Выборгской стороне». Роль была небольшой, но очень выразительной, сконцентрировавшей в себе задатки будущего амплуа актрисы – девушки с характером, темпераментной, умеющей за себя постоять. Во многом благодаря этому состоялись следующие работы Емельянцевой во второй серии «Великого гражданина» Фридриха Эрмлера и в «Аринке» Юрия Музыканта и Надежды Кошеверовой. Последняя картина пользовалась в довоенное время большой популярностью, которую ей обеспечила сыгранная актрисой героиня. Её отважная, неунывающая Аринка полюбилась кинозрителям за свои человеческие качества, оптимизм, целеустремлённость, а многие девушки Советского Союза старались во всём на неё походить. К сожалению, на Аринке закончились главные удачи Емельянцевой. Впереди её ждало ещё около десятка работ, но они уже не стали событием. Более того, две из них – в «Отце и сыне» Олега Сергеева и Сергея Якушева и новелле «Тоня» Абрама Роома из киносброника «Наши девушки» вообще не дошли до зрителя. Другая картина – «Простые люди» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, в которой актриса сыграла интересную драматическую роль Саши Слепнёвой, пролежала на полке одиннадцать лет и вышла на экраны только в августе 1956 года.

1940-е годы стали временем испытаний для Ларисы Семёновны, возможностью подумать о своей дальнейшей жизни, переосмыслить своё место в ней. В 1943 году, после возвращения из вынужденной эвакуации в Ама-Ате, она обосновалась в Москве, но там её как будто не замечали. Войдя в октябре 1945 года в состав труппы вновь созданного Государственного театра киноактёра, актриса не была задействована в кинопроизводстве, за три года не снявшись даже в крохотном эпизоде. Возможно, в этом был виноват запрет «Простых людей», возможно, была и другая причина. И когда, казалось бы, ждать было нечего, Лариса Семёновна неожиданно получила предложение от Михаила Ильича Ромма исполнить главную роль в постановке пьесы К.М. Симонова «Счастье Гарри Смита» на сцене Театра киноактёра. В очередь с Еленой Кузьминой Емельянцева стала играть Джесси, но счастье долгожданной работы оказалось коротким. Не знаю, сколько раз она вышла в этой роли, но не думаю, что Кузьмина позволяла делать это слишком часто. Премьера спектакля состоялась в марте 1948 года, а уже в июле актриса попала под сокращение. Она была уволена из театра, а, по сути, изгнана на произвол судьбы. Возможно, ещё и этот факт сподвиг её в будущем отказаться от притязаний на актёрскую профессию и выбрать роль домохозяйки.

Неизвестно, при каких обстоятельствах произошло знакомство Емельянцевой с писателем Фёдором Фёдоровичем Кнорре (1903–1987), но точно установлено, что его женой она стала в начале 1958 года. Кнорре, до этого расставшийся с Марией Ивановной Бабановой, вероятно, искал женщину, внешне похожую на неё, но не обременённую муками творчества, не стремящуюся достичь больших высот в профессии. Ему была нужна верная подруга и жена, способная ради него оставить всё и заниматься исключительно его персоной. И такую женщину он нашёл в лице Ларисы Семёновны. Она взяла полный контроль над всеми его издательскими делами, огородила от забот по дому и хозяйству, предоставила ему покой и возможность заниматься литературной деятельностью, ни на что не отвлекаясь.

Человек замкнутый, малообщительный, Кнорре принимал у себя, как правило, только родственников и близких друзей. Происходило это по предварительной записи, которую осуществляла Лариса Семёновна. Она же периодически организовывала обширные родственные обеды, которые близкие старались не пропускать, поскольку они были интересны рассказами Фёдора Фёдоровича из его собственной жизни. Хозяйка дома при этом отличалась исключительным внешним видом, хорошим вкусом, разговаривала громко и задиристо. Так продолжалось до конца жизни Фёдора Кнорре, которая оборвалась в мае 1987 года. Лариса Семёновна пережила его на шесть лет. Упокоилась бывшая актриса в родственной могиле на Введенском кладбище.

Фильмы и роли:

1938: «Выборгская сторона» (Мария Ивановна); 1939: «Аринка» (Аринка), «Великий гражданин», 2-я серия (Наташа Лосева); 1940: «Дружба» (Оксана); 1941: «БКС № 2. Сто за одного» (девушка-сербиянка), «БКС № 10» (русская девушка), «Отец и сын» (Ксана); 1942: «БКС № 12. Сын бойца» (молодая мать), «Партизаны в степях Украины» (Катерина), «Наши девушки. Тоня» (Аня, телефонистка); 1944: «Я – черноморец» (Вера); 1945: «Простые люди» (Саша Слепнёва).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru