Есипова Раиса ДавыдовнаЕсипова Раиса Давыдовна Раиса Есипова была загадочной фигурой в отечественном кинематографе, почти не оставившей после себя фактов о собственной жизни. Её имя, кроме справочников, редко где упоминалось, и, в основном, эти упоминания были связаны с её мужем, кинорежиссёром Ефимом Львовичем Дзиганом (1898–1981), в фильмах которого она сыграла свои лучшие роли. И самая значимая из них – простая, забитая жизнью, крестьянка Маша в фильме «Женщина» (1932). Её героиня пожелала выбраться из дебрей крестьянского быта, привязанности к дому, хозяйству, захотела стать механиком и достигла, в итоге, своей цели. Затем была ещё небольшая по объёму, но яркая работа в фильме «Мы из Кронштадта» (1936), где актрисой был создан образ жены красного командира, занимавшейся воспитанием группы маленьких детей-сирот. Есипова играла своих героинь несколько сдержанно, суховато, без лишних эмоций и надрыва. Статной, эффектной, ей, в основном, приходилось изображать женщин из народа, хотя, как мне кажется, ей бы больше подошли дамы из высшего света. Но такова уж была реальность того времени. Красивым актрисам не приходилось выбирать. И если в театре у многих из них были возможности проявить себя в классических пьесах, то актрисам кино, порой, надлежало соглашаться не на самые лучшие для себя варианты. Родилась Раиса Есипова в Смоленске в семье служащего и домашней хозяйки. В 1923 году окончила школу, через год поступила в киношколу имени Б.В. Чайковского и в 1926 году вышла из неё с дипломом профессиональной актрисы кино. Свою первую роль сыграла ещё во время учёбы у того же Чайковского в фильме «В тылу у белых». Затем были роли в не дошедших до сегодняшних дней картинах «К новым берегам», «Свои и чужие», а в 1929 году состоялось первое знакомство Есиповой с Ефимом Дзиганом на съёмочной площадке фильма «Бог войны», закрепившееся дальнейшим профессиональным и личным союзом. Во время войны Раиса Давыдовна работала в составе 1-го фронтового театра ВТО, где сыграла Анну в «Фроле Скобееве» Т.Н. Хренникова, Елену в «Женитьбе Белугина» А.Н. Островского, Татьяну Петровну в «Бранденбургских воротах» М.А. Светлова. В ноябре 1954 года Есипова была принята в труппу Театра-студии киноактёра, участвовала в спектаклях «Последние» М. Горького (Елена) и «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского (Карпухина). В последний раз Раиса Есипова появилась на экране в 1957 году в небольшой роли в фильме «Крутые ступени». В этом же году Театр-студия киноактёра был закрыт, и актриса оказалась не у дел. В 1959 году она попробовала свои силы в качестве ассистента режиссёра группы иновариантов и дубляжа «Мосфильма», затем переводилась в штат Киностудии имени М. Горького, но ни одна из работ, видимо, её не устраивала. В дальнейшем Есипова занималась литературной деятельностью, помогала в педагогической работе своему мужу Е.Л. Дзигану на режиссёрском факультете ВГИКа. О последних годах жизни Раисы Давыдовны, к сожалению, нет никакой информации. Урна с её прахом захоронена в могилу мужа на Новодевичьем кладбище. К сожалению, на ней отсутствует какая-либо атрибуция, извещающая об этом. Фильмы и роли: 1925: «В тылу у белых» (роль), «Крест и маузер» (эп.); 1928: «К новым берегам» (Нина), «Свои и чужие» (Леля Симонович); 1929: «Бог войны» (Наташа); 1930: «Суд должен продолжаться» (Елена); 1932: «Женщина» (Машка); 1933: «Любовь» (Ксения, учительница); 1935: «Совершеннолетие» (Таня); 1936: «Мы из Кронштадта» (Екатерина Тийман); 1938: «Семья Оппенгейм» (Сибилла Раух); 1941: «Первая конная» (Кременецкая); 1955: «Вольница» (учительница); 1957: «Крутые ступени» (тетя Лиза). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru