Федоринов Анатолий ПетровичФедоринов Анатолий Петрович Анатолий Федоринов родился в Оренбурге в семье Петра Антиповича и Агафьи Викторовны Федориновых. Пётр Антипович всю свою жизнь трудился кондитером. Агафья Викторовна занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Анатолий в 1934 году поступил в первый класс неполной средней школы в Ташкенте, затем, после возвращения семьи в Оренбург, продолжил обучение в оренбургской средней школе № 35. Там его настигла война, заставившая в 1942 году, по окончании восьми классов, устроиться на работу учеником сапожника на обувную фабрику. Параллельно, желая получить полное среднее образование, Федоринов обучался в вечерней школе № 12. В этот же период произошло его увлечение драматическим искусством, совпавшее с открытием в 1943 году драматической студии при Чкаловском областном драматическом театре имени М. Горького. Анатолий прошёл конкурс и стал её учеником. Находясь там, в 1944-м он окончил вечернюю школу, а ещё через год и саму студию. В выпускном спектакле «Сказка об Иване-царевиче, о земле родимой, о матушке любимой» играл Царя и Василия-царевича, после чего был принят в труппу Чкаловского театра. Мечтая о более весомых творческих перспективах, в 1946 году Анатолий Федоринов отправился в Москву и поступил на актёрский факультет ГИТИСа. Будучи студентом, он познакомился с красивой девушкой Людмилой, с которой у него завязался роман. В 1949 году у пары родился сын Александр, однако всё осложнялось тем, что Людмила проживала в Ашхабаде. В стремлении быть рядом с ней и сыном Федоринов попросил руководство института распределить его в Ашхабадский русский драматический театр, и в 1950 году, после получения диплома, его просьба была удовлетворена. Там он провёл три сезона, за время которых в отношениях супругов наступил разлад. В конце 1953 года Анатолий Петрович вернулся в Чкалов, в театр имени М. Горького, где некогда начинал свою творческую судьбу. Возможно, там он и остался бы, если не случай. В 1955 году, во время гастролей театра в Москве, Федоринов был замечен главным режиссёром Московского областного театра в Перово и приглашён в его труппу. Актёр с радостью принял предложение, тем более что он давно мечтал проявить себя в столице. Такая возможность ему представилась, но несколько позже, после перехода в 1956 году в состав Театра имени М.Н. Ермоловой. Там он сыграл ряд разноплановых ролей, среди которых: Морис Джеральд («Всадник без головы» по роману М. Рида), Гриднев («Не сотвори себе кумира» А.М. Файко), Разумихин («Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского), Опанас Крыленко («С новым счастьем!» М.А. Светлова), Виктор Готье («Мольба о жизни» Ж. Деваля). Однако и этот театр по каким-то параметрам не устроил актёра. В 1957-м Анатолий Федоринов перешёл в Московский театр драмы и комедии под руководством Александра Константиновича Плотникова, в котором оставался до 1963 года. На его сцене у него не случилось каких-либо значимых достижений. Им были сыграны Надёжный («Если ты человек» А.И. Мовзона), Стрит («Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун» Д.Б. Пристли), Городнов («Задержан на улице» К.Я. Финна), Антони Клодт («Чёрная кошка» К.Я. Финна) и другие роли, не давшие ему большого творческого развития. Переезд из провинции в центр культурной жизни позволил Анатолию Федоринову впервые попробовать себя на экране. В 1958 году режиссёр Сергей Васильев пригласил его в свой историко-революционный фильм «В дни Октября», где отвёл роль американского журналиста Джона Рида, разделявшего взгляды большевиков на развитие новой страны Советов. Актёр замечательно справился с поставленной задачей, не смотря на то, что картина была перегружена чрезмерной плакатностью. Эта работа открыла Федоринову путь к новым ролям, которые не заставили себя долго ждать. Из картины в картину актёр варьировал образ положительного, благородного героя, способного на решительные поступки. Некоторые фильмы страдали драматургическими и режиссёрскими огрехами, что нисколько не смущало зрительскую аудиторию. Персонажи, создаваемые Федориновым, вызывали у них симпатию, заставляли сопереживать. Первым таким героем стал инженер Ганин в экранизации повести Аркадия Гайдара «Военная тайна», отец юного Альки, погибавшего от вражеской руки. Ещё большей популярностью пользовались инженер Долина в мелодраме «Самолёт уходит в 9» и строитель Антон Китаев в производственной драме «Одна строка». Оба этих героя были схожи по характеру и внутреннему миру, проявляли решительность в общественной жизни и мягкость в отношении близких. К сожалению, режиссёры и зрители стали воспринимать актёра только в подобных образах. Предложения сыпались одно за другим, а вот выбрать из них что-то для себя интересное Федоринову не удавалось. Только однажды ему удалось сыграть по-настоящему стоящую роль – жильца в экранизации «Белых ночей» Ф.М. Достоевского, которую осуществил режиссёр Иван Пырьев. Здесь и материал был интересный, и образ значительно выбивался из потока положительных героев, навязываемых режиссёрами. Постепенно Анатолий Федоринов стал отходить от съёмок в кино, больше времени уделяя работе в театре и на эстраде. После ухода из Театра драмы и комедии актёр два сезона провёл в Театре имени А.С. Пушкина, сыграл несколько ролей (Йухан Теннесен – «Столпы общества» Г. Ибсена и др.), затем окончательно оставил драматическую сцену и перешёл на эстрадные подмостки. Тогда он уже был женат на артистке Альбине Павловне Верновой, вместе с которой создал эстрадный дуэт. От Москонцерта пара гастролировала по стране, исполняла скетчи, отрывки из литературных произведений. Рождение сына Петра в 1967 году ненадолго прервало их совместные выступления, затем они снова возобновились и продолжались до конца 1980-х годов. В последний период жизни у Анатолия Петровича начались проблемы со здоровьем. Больные ноги затрудняли его передвижения, но не ослабляли интерес к окружающему миру. Актёр до последних дней хорошо выглядел, следил за своей фигурой, когда было необходимо, голодал, пил одну лишь воду. При этом его родные нисколько от этого не страдали. От своего отца Федоринов унаследовал страсть к кулинарии, баловал домашних изысканными яствами. К сожалению, однажды болезнь сломила Анатолия Федоринова. Актёр скончался на семьдесят четвёртом году жизни. Свой последний приют он нашёл на Щербинском кладбище. Сын Пётр ушёл из жизни вслед за ним от сердечной недостаточности. Через несколько лет не стало и Альбины Павловны. Фильмы и роли: 1958: «В дни Октября» (Джон Рид), «Военная тайна» (Ганин); 1959: «Белые ночи» (жилец), «Василий Суриков» (П.М. Третьяков); 1960: «Одна строка» (Антон Китаев), «Самолёт уходит в 9» (Юрий Тарасович Долина); 1961: «Удивительная охота» (охотник с киноаппаратом); 1963: «Город – одна улица» (эп.); 1964: «Голубая чашка», тв, к/м (Пётр), «Жили-были старик со старухой» (Михаил), «Когда улетают аисты» (председатель колхоза); 1965: «Рейс отменить нельзя», тв (роль). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru