Федоровский Фёдор АлексеевичФедоровский (Машкин) Фёдор Алексеевич Фёдор Машкин родился в городе Обоянь Курской губернии. Его отец Алексей Васильевич Машкин был купцом первой гильдии, до революции имел собственную булочную лавку, после – работал счетоводом в Обществе взаимного кредита. Скончался от брюшного тифа в 1921 году. Мать Александра Ильинична Машкина (умерла в 1948 году) занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх сыновей и трёх дочерей. Из них сразу трое сформировались творческими личностями. Старший сын стал художником, средний – артистом Театра кукол под руководством С.В. Образцова. Не отстал от них и Фёдор. Но прежде, чем избрать актёрскую профессию, в 1911 году он окончил трёхклассное начальное училище, затем, в 1916-м, Высшее начальное училище. С июня 1916 года по февраль 1917 года работал переписчиком в землеустроительной комиссии, с марта 1917 года по январь 1919 года – делопроизводителем Уездного комиссариата и Военно-революционного комитета в Обояни, с января по октябрь 1919-го – секретарём Обояньского отдела народного образования. В октябре 1919 года Фёдор Машкин впервые соприкоснулся с искусством, будучи приглашён суфлёром в Обояньский театр наробраза. Всё увиденное там, видимо, глубоко отложилось в его душе и положило начало стремлению самому оказаться на сцене. Но прежде, чем это произошло, молодому человеку пришлось три года отслужить в Красной армии в качестве начальника гарнизонного клуба и инструктора политпросветотдела. Но это время не прошло для него даром. Службу в армии он смог совместить с учёбой на вечернем отделении Курского техникума сценических искусств и окончить его в 1922 году. Соответственно на момент демобилизации в июне 1923 года он был уже профессиональным артистом, что позволило ему сразу же начать сценическую деятельность. На протяжении следующих девяти лет он работал в театрах Курска, Винницы, Владимира, Харькова, Костромы, Ярославля. Играл самые разнообразные роли: драматические, героические, характерные. Среди них: Кошкин («Любовь Яровая» К.А. Тренёва), Васька Пепел и Бубнов («На дне» М. Горького), Годун («Разлом» А.А. Фадеева), Восьмибратов и Карп («Лес» А.Н. Островского), Нил («Мещане» М. Горького) и другие. В августе 1932 года Фёдор Машкин был приглашён в труппу Ленинградского Красного театра (с 1936 года – театр имени Ленинского комсомола), став с того момента ленинградцем. Тогда же он взял себе сценический псевдоним – Федоровский, под которым и был известен все последующие годы. В Ленкоме окончательно сформировалось его творческое амплуа – социальный герой, сильный, мужественный, решительный, но не лишённый обаяния, юмора и характерных интонаций. В его галерею сценических образов добавились: Бессудный («На бойком месте» А.Н. Островского), следователь Ларцев («Очная ставка» Бр. Тур), матрос Дымов («Человек с ружьём» Н.Ф. Погодина), генерал Ермолов («Кутузов» В.А. Соловьёва), Дробный («Чудак» А.Н. Афиногенова), адмирал («Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука) и другие роли. В 1934 году состоялся дебют Фёдора Федоровского в кинематографе в фильме Александра Файнциммера «Поручик Киже», оставшийся незамеченным. Первая его значительная работа – революционер Егор Лаврентьев в фильме «Амангельды» – случилась лишь только четыре года спустя. После этого актёр стал ежегодно сниматься, играя чаще всего людей в погонах. Тому способствовали его природная мужественность, статность, армейская выправка, помогавшие актёру быть убедительным в подобных образах. В мае 1941 года Фёдор Федоровский уехал на съёмки в Сталинград в фильме «Оборона Царицына», и там был застигнут войной. Вызванный телеграммой в театр, он, из-за оборонного значения картины, не смог вернуться в Ленинград и вместе со съёмочной группой «Ленфильма» эвакуировался в Алма-Ату. Автоматически выбыв из труппы театра, Федоровский с того момента стал активно сниматься на Центральной объединённой киностудии, сыграл небольшие роли в фильмах «Антоша Рыбкин», «Котовский», «Партизаны в степях Украины», «Секретарь райкома» и других. По возвращении в Ленинград в июне 1944 года Федоровский был принят в актёрский штат «Ленфильма», где трудился до момента его расформирования весной 1949 года. После этого он полгода отработал начальником актёрского отдела «Ленфильма», затем вошёл в труппу Театра Балтийского Флота, репертуар которого носил, в основном, военно-патриотический характер. Но и этот коллектив в 1956 году прекратил своё существование, и Федоровский вернулся на «Ленфильм». Снова появившись на экране, актёр продолжил начатую ранее галерею военных, рабочих и социальных героев. Только теперь они были уже немного постаревшие, умудрённые жизненным опытом: матрос Игнатюк («Бессмертная песня»), сталевар Бирюков («Горячая душа»), Алексей Гаврилович («Человек с будущим»), машинист («Мандат»), Тимофей Павлович («Зимнее утро») и другие. Параллельно съёмкам в кино Фёдор Федоровский освоил искусство дубляжа, войдя в число ведущих мастеров этого ремесла на «Ленфильме». Одновременно занимался укладкой текста, а с 1970 по 1974 годы трудился исключительно в этом качестве. На его счету несколько сотен картин («Часы капитана Энрико», «Поворот», «Три ночи любви», «Знамя кривого рога», «Поэма в камне», «Чувства» и другие). В жизни Фёдор Алексеевич добрым, отзывчивым человеком, любил рассказывать байки. Дружил с Юрием Толубеевым, Павлом Кадочниковым. Выйдя на пенсию в мае 1974 года, остаток своей жизни провёл в кругу любимой семьи – супруги Тамары Васильевны, дочери Натальи, внучки Ирины. Скончался на 85-м году жизни. Урна с его прахом захоронена в колумбарии Санкт-Петербургского крематория. Фильмы и роли: 1934: «Поручик Киже» (1-й гренадер); 1936: «Депутат Балтики» (матрос); 1937: «Возвращение Максима» (подполковник Федор); 1937-1939: «Великий гражданин» (сотрудник НКВД); 1938: «Амангельды» (Егор Лаврентьев); 1939: «Мужество» (капитан Быстров), «Станица Дальняя» (председатель колхоза); 1940: «Голос Тараса», к/м (танкист), «Разгром Юденича» (Федоров, предзавкома); 1942: «Александр Пархоменко» (анархист), «Антоша Рыбкин» (капитан), «Котовский» (полицейский агент), «Оборона Царицына» (командир артиллерии), «Партизаны в степях Украины» (Лукьянов, председатель), «Секретарь райкома» (бухгалтер); 1943: «Белорусские новеллы. На зов матери» (танкист), «Фронт» (адъютант Горлова); 1944-1945: «Иван Грозный» (архиерей); 1945: «Великий перелом» (командир дивизии), «Небесный тихоход» (полковник), «Простые люди» (Федоричев, инженер); 1947: «Новый дом» (член правления колхоза); 1949: «Счастливого плавания» (боцман); 1956: «Дорога правды» (рабочий на собрании); 1957: «Балтийская слава» (офицер), «Бессмертная песня» (матрос), «Шторм» (рабочий); 1958: «Андрейка» (урядник), «День первый» (эп.); 1959: «Горячая душа» (Алексей Бирюков, сталевар), «Либерал», к/м (Егорыч, швейцар), «Не имей сто рублей» (швейцар); 1960: «И снова утро» (гардеробщик), «Люблю тебя, жизнь» (член бюро райкома), «Человек с будущим» (Алексей Гаврилович); 1963: «Мандат» (машинист), «Принимаю бой» (работник завода); 1964: «Гамлет» (Бернард), «Казнены на рассвете» (эп.); 1965: «Заговор послов» (чекист); 1966: «Зимнее утро» (Тимофей Павлович); 1967: «Браслет-2» (эп.), «Зеленая карета» (денщик), «Мятежная застава» (рабочий); 1969: «Невероятный Иегудиил Хламида» (эп.). Фотографии из личного архива Фёдора Федоровского |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru