Фенин Лев АлександровичФенин Лев Александрович Лев Фенин родился в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего. По окончании классической гимназии в 1903 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1908 году. Параллельно, с 1904 по 1906 годы, учился драматическому искусству у Владимира Николаевича Давыдова и Юрия Михайловича Юрьева, вокалу – у Иоакима Викторовича Тартакова. С 16 лет самостоятельно зарабатывал себе на жизнь сначала в качестве репетитора, затем – конторщика на постройке Московско-Виндавской железной дороги. Карьеру театрального актёра Лев Фенин начал ещё будучи студентом. В 1904 году он добился свидания с В.Ф. Комиссаржевской, прочитал ей стихи и был принят сотрудником в открытый ею театр в пассаже Санкт-Петербурга. Затем, начиная с 1905 года, он стал выступать как актёр в других петербургских театрах. В 1907 году служил в драматической труппе города Луга, составленной из бывших учеников В.Н. Давыдова. Осенью этого же года Фенин был арестован и до зимы 1908 года просидел в тюрьме за участие в студенческих сходках, получив освобождение благодаря личному ходатайству В.Н. Давыдова. После этого молодой актёр уехал с Э.Ф. Днепровой в гастрольную поездку по западному краю. Вернувшись в Санкт-Петербург, принял участие в детских утренниках в большом зале консерватории и вскоре был приглашён Всеволодом Мейерхольдом в его театр «Лукоморье» и Вениамином Казанским в театр «Гранд Гиньоль», в котором на него обратил внимание известный в то время критик А.Р. Кугель. Кугель позвал подающего надежды актёра в труппу своего театра «Кривое зеркало», где Фенин проработал до 1917 года. Сыграл там царя Строфокамила в «Вампуке» В.Г. Эренберга, Триумфа в одноимённой пьесе И.А. Крылова, графа во «Всегдашни шашни» Ф.К. Сологуба, Городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и другие роли. Затем, с 1917 по 1922 годы, он был актёром Киевского театра Н.Н. Соловцова и Симферопольского театра государственной драмы. В 1922 году Лев Фенин стал артистом Камерного театра, сыграл там ряд разноплановых ролей: Джиллио Фава («Принцесса Брамбилла» Э. Гофмана), Варвика («Святая Иоанна» Б. Шоу), Арлекина («Покрывало Пьеретты» А. Шницлера), Кабота («Любовь под вязами» Ю. О’Нила), Брозорио («День и ночь» Ш. Лекока), Короля («Розита» А.П. Глобы), инженера Богалея («Линия огня» Н.Н. Никитина), Стригу-жреца («Богатыри» В.А. Крылова) и другие роли. В 1937 году, разойдясь с Таировым во мнениях по поводу музыкального спектакля «Богатыри», Фенин покинул его театр и был приглашён в Государственный театр имени В.Э. Мейерхольда на роли Кречинского и Несчастливцева. Репетиции «Свадьбы Кречинского» по пьесе А.Е. Сухово-Кобылина уже были закончены, но его премьера так и не состоялась в виду закрытия театра. С 1938 года до начала войны Фенин был актёром Центрального театра транспорта, параллельно выступая в роли Галилея в одноимённой пьесе Д. Смолина на сцене Научно-звёздного театра при Московском Планетарии. В августе 1941 года Лев Фенин был командирован Комитетом искусств в Казахстан в качестве художественного руководителя и актёра Московского современного театра для обслуживания спектаклями и концертами воинских частей и железнодорожников Карагандинской железной дороги. В августе 1942 года переброшен в Тулу для восстановления Тульского драматического театра имени М. Горького и обслуживания воинских частей и военных госпиталей тульской полосы. Сыграл там Колоса во «Фронте» А.Е. Корнейчука, Шпурре в «Нашествии» Л.М. Леонова, Рембо в «Фельдмаршале Кутузове» В.А. Соловьёва, графа Зефирова в «Льве Гурыче Синичкине» Д.Т. Ленского и другие роли. В декабре 1944 года Лев Александрович вошёл в труппу вновь созданного Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра) и работал там до конца жизни. Съёмки в кино артист совмещал с участием в постановках театра, таких как «Глубокие корни» Д. Года и А. д’Юссо (сенатор Элсуорт Лэнгдон), «Молодая гвардия» А.А. Фадеева (Тюленин-отец), «Нахлебник» И.С. Тургенева (Тропачёв), «Завтрак у предводителя» И.С. Тургенева (Пехтерьев), «Флаг адмирала» А.П. Штейна (Войнович), «Бедность не порок» А.Н. Островского (Коршунов) и других. В кино Лев Фенин снимался с 1919 года, играя, в основном, представителей благородных кровей, генералов и больших чиновников. Среди его лучших работ: Ваня Образцов («Хромой барин»), помещик Валемиров («Петербургская ночь»), епископ («Александр Невский»), Смит («Минин и Пожарский»), Тюленин-отец («Молодая гвардия»), Гаммер («Константин Заслонов»), Люнес («Секретная миссия»), Роберт Энсли («Адмирал Ушаков») Актёрскую деятельность Лев Фенин совмещал с педагогической и общественной. Преподавал драматическое искусство на кавалерийских и пехотных курсах РККА с Симферополе и Центральном показательном клубе, в театральных школах при Камерном театре и ГОСТИМе. В 1917 году был одним из организаторов Всероссийского союза сценических деятелей в Петрограде, в 1920-м – Крымрабиса, состоял членом его правления и заведующим ОНТ до 1922 года. В 1935 году избирался депутатом Краснопресненского райсовета, в 1939-м – Московского совета депутатов трудящихся. В этом же году указом Президиума Верховного Совета СССР в числе особо отличившихся работников кинематографии Фенин был награждён орденом «Знака почёта». Лев Александрович был женат на Софье Владимировне Фениной (1881–?). Фильмы и роли: 1919: «Член парламента» (один из членов парламента); 1926: «Мисс Менд» (человек в очереди в кассу); 1927: «Дон Диего и Пелагея» (приятель начальника участка службы путей); 1928: «Ледяной дом» (генерал Ушаков); 1929: «Хромой барин» (Ваня Образцов); 1933: «В последнюю ночь» (полковник белой армии), «Город под ударом» (генерал Вар); 1934: «Петербургская ночь» (помещик); 1935: «Живой бог» (Фарах-Шо); 1938: «Александр Невский» (епископ), «Выборгская сторона» (эп.); 1939: «Борьба продолжается» (директор завода Руквит), «Минин и Пожарский» (Смит); 1941: «Гибель «Орла» (белогвардейский генерал); 1947: «Весна» (актер), «Миклухо-Маклай» (губернатор), «Сельская учительница» (член экзаменационной комиссии); 1948: «Молодая гвардия» (Тюленин-отец); 1949: «Встреча на Эльбе» (Пол Шмиц), «Константин Заслонов» (Гаммер); 1950: «В мирные дни» (адмирал), «Мусоргский» (Карцев), «Секретная миссия» (Люнес); 1951: «Спортивная честь» (священник); 1952: «Садко» (предводитель варягов); 1953: «Адмирал Ушаков» (Роберт Энсли). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru