Феодосьев Борис НиколаевичФеодосьев Борис Николаевич Борис Феодосьев родился в Казани в семье врача Николая Георгиевича Феодосьева и домашней хозяйки Анны Львовны Епифановой. Мать ушла из жизни, когда Борису было пять лет, после чего отец забрал своих отпрысков – двух сыновей и дочь, и уехал в Ейск на строительство железной дороги. Там он прожил до своей смерти в 1939 году. Как и было положено детям состоятельных родителей, Борис в 1913 году стал учащимся гимназии, которая с приходом советской власти реорганизовалась в Единую трудовую школу. Происходившие вокруг события, кардинально менявшие состоявшийся уклад, настолько вскружили юноше голову, что едва выйдя из стен школы, он сразу записался в Красную армию. Служил сначала обычным рядовым, затем прошёл обучение в военной школе, стал занимать командирские должности. Крепкий физически, хорошо сложенный, он преподавал физическую подготовку, которая в будущем буквально спасла его от безработицы. Однако случилось это гораздо позднее, а пока всё шло вполне благополучно. Ничто не предвещало резких перемен в жизни Феодосьева, но они, всё же, произошли. В 1920-е годы, период бурного расцвета культурной жизни советской страны, многие люди, имевшие специальности, далёкие от искусства, неожиданно меняли направление своей деятельности, шли в артисты, благо существовавшие тогда кино– и театральные школы вполне это поощряли. Так и Борис Николаевич, будучи военнослужащим, в 1926 году поступил на кино-театральное отделение Ленинградского техникума сценических искусств, в мастерскую Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Когда же совмещать учёбу и службу в армии стало невозможно, Феодосьев без сожалений демобилизовался. Сниматься Борис Феодосьев начал во времена студенчества в крохотных эпизодах. Первые из них – офицер в «С.В.Д.» Григория Козинцева и Леонида Трауберга и начальник дружины в «Моём сыне» Евгения Червякова. То, что именно эти режиссёры задействовали начинающего актёра в своих картинах, неудивительно. Козинцев и Трауберг вели мастерскую, в которой он учился, а Червяков был одним из её преподавателей. К слову сказать, с этого выпуска всего несколько человек продолжили актёрскую деятельность. Помимо Феодосьева, это были Борис Азаров, Зоя Валевская и Пётр Вицинский. Остальные затерялись, не оставив о себе никаких упоминаний. В 1928-м (по другим данным – в 1929-м) Борис Феодосьев получил диплом профессионального актёра, а через год произошли значительные перемены в его личной судьбе. На последнем курсе у него случился роман со студенткой драматического отделения мастерской Владимира Соловьёва Варварой Владимировной Сошальской (1907–1992), родившей ему 14 июня сына Владимира. Выросший в творческой семье, Владимир Сошальский (1929–2007) впоследствии пошёл по стопам родителей: служил в ЦТСА, снимался в кино, получил звание Народного артиста РСФСР. Во многом благодаря ему имена его родителей помнят до сих пор, несмотря на то, что их семейная жизнь продлилась совсем недолго. В ноябре 1931 года Борис Феодосьев был принят в штат кинофабрики «Союзкино» (с 1934 года – «Ленфильм») уже известным актёром. Он сыграл большие роли в фильмах «В огне рождённая» и «Златые горы», ряд заметных эпизодов в фильмах «Новый Вавилон», «Обломок империи», «Города и годы», «Спящая красавица» и других. Эпизод, в итоге, стал главным призванием Феодосьева. В 1930-е гг. он много снимался, не отказывался ни от каких предложений. Федосьев занял положение артиста на подхвате, появлявшегося в окружении главных героев. Очень часто это были сквозные персонажи без определённой драматургии, иногда даже не упоминавшиеся в титрах. Среди них: Круковский («Дважды рождённый»), геолог («Лунный камень»), начальник тюрьмы («Пугачёв»), шпик («Профессор Мамлок»), начальник станции («Случай на полустанке») и другие. В начале Великой Отечественной войны Борис Николаевич вместе с «Ленфильмом» эвакуировался в Алма-Ату, снимался в эпизодических ролях на Центральной объединённой киностудии (ЦОКС). После возвращения в Ленинград он продолжил трудиться на «Ленфильме», но его дни на студии были сочтены. Феодосьев давно заштамповался как артист эпизода, а подобных ему в труппе было немало. Когда же в конце 1940-х гг. с приходом периода малокартинья на всех киностудиях страны началась чистка штатных единиц, актёр попал под сокращение. Случилось это 10 апреля 1948 года. Уже немолодой человек, но ещё в хорошей физической форме, Борис Феодосьев вернулся к тому, с чего когда-то начинал – стал преподавать физкультуру в школе. В этом качестве он проработал много лет до самого ухода на пенсию. Занимался с трудными подростками, выезжал с ними в специализированные лагеря. Звёзд с неба не хватал, прекрасно осознавал свои возможности, реально смотрел на мир. Обладал чувством самоиронии, в кругу родственников и друзей любил смешно о себе рассказывать. До конца дней он оставался скромнейшим человеком, никогда для себя ничего не просил. Много лет Борис Николаевич прожил в девятиметровой комнатке коммунальной квартиры на улице Марата, дом 5, где умудрялся не только размещать весь свой скарб, но и принимать гостей. Скончался Борис Феодосьев на семьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1927: «С.В.Д.» (офицер); 1928: «Мой сын» (начальник дружины); 1929: «В огне рождённая» (Булах-Балахович), «Завоёванная земля» (депутат), «Новый Вавилон» (офицер), «Обломок империи» (офицер), «Флаг наций» (секретарь банкира); 1930: «Города и годы» (генерал и офицер), «Есть, капитан!» (игрок), «Ненависть» (рабочий), «Спящая красавица» (офицер); 1931: «Златые горы» (Крутилов-младший), «Разгром» (офицер), «Снайпер» (офицер), «Счастливый Кент» (рабочий); 1932: «Для Вас найдется работа» (рабочий), «Золотые руки» (управдом), «Музыкальная олимпиада» (роль), «Победители ночи» (Грилли, зимовщик), «Три солдата» (рабочий); 1933: «Анненковщина» (офицер), «Дважды рождённый» (Круковский, кулак);1934: «Женитьба Яна Кнукке» (роль), «Люблю ли тебя?» (командир), «Флаг стадиона» (инженер); 1935: «Лунный камень» (геолог); 1936: «Чудесный корабль» (инженер на выставке); 1937: «Большие крылья» (репортёр), «Мать должна знать», н/п (отец), «Пугачев» (начальник тюрьмы); 1938: «11 июля» (поручик), «Друзья» (командир Красной армии), «Профессор Мамлок» (шпик); 1939: «Огненные годы» (офицер), «Переход» (Козлобородый, таджик), «Случай на полустанке» (начальник станции); 1940: «Разгром Юденича» (офицер), «Шестьдесят дней» (командир запаса); 1941: «Маскарад» (офицер), «Фронтовые подруги» (врач); 1942: «Белорусские новеллы. Пчёлка» (немецкий офицер), «БКС № 12. Ванька» (немецкий офицер), «Оборона Царицына», 1-я серия (матрос-анархист), «Секретарь райкома» (немецкий офицер); 1943: «Актриса» (актёр), «Жди меня» (немецкий офицер); 1944: «Морской батальон» (парашютист); 1944–1945: «Иван Грозный» (боярин); 1945: «Небесный тихоход» (немецкий лётчик в бункере), «Простые люди» (лётчик); 1946: «Крейсер «Варяг»» (офицер), «Остров Безымянный» (штурман Б.О.); 1947: «За тех, кто в море» (боцман); 1970: «Бег» (участник тараканьих бегов). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru