Филиппова Анастасия Павловна

Filippova-2Филиппова (Горина) Анастасия Павловна
Родилась в октябре 1896 года.
Умерла в 1975 году.

Анастасия Филиппова родилась в деревне Ивановка Даниловской волости Аткарского уезда Саратовской губернии  в большой многодетной семье. Изначально её отец носил фамилию Филин, но позднее, переехав с семьей в город Саратов, он  ее «облагородил», став Филипповым.

Из-за нехватки средств к существованию родители не могли  оплачивать образование своих детей. С большим трудом им удалось устроить Анастасию в 4-й класс Саратовской городской школы, так как после окончания ей начальной сельской школы прошло много времени, и она уже была «переростком».  Окончив эту школу на «отлично», она, тем не менее, не смогла продолжить образование в гимназии, так как туда не принимали детей рабочих. Тогда Анастасия поступила на двухгодичные повторительные  курсы, окончила их и стала готовиться к экзамену на сельскую учительницу начальной школы. Но в этот момент произошло событие, полностью разрушевшее ее планы и перевернувшее всю ее дальнейшую жизнь. В один из вечеров Анастасия впервые попала в Саратовский городской драматический театр на спектакль «Кин» Дюма. Все увиденное произвело на девушку настолько сильное впечатление, что она непременно решила стать актрисой. Последовал трудный разговор с родителями. Уступив упорству дочери, отец вместе с ней пошел к местному антрепренеру Гринину, долго говорил с ним наедине, после чего Анастасия была принята в театр статисткой. Весь зимний сезон была «на выходах» и маленьких ролях, а с лета 1914 года переведена в артистки с окладом 20 рублей в месяц. Это стало началом долгого творческого пути Анастасии Филипповой.

С 1914 по 1930 годы Анастасия Павловна работала в театрах провинциальных городов: Саратова, Уральска, Костромы, Владикавказа, Ельца, Липецка, Серпухова и других. На различных подмостках ей были сыграны Аглая («Псиша»), Агафья Тихоновна («Женитьба»), Настасья («Девичий переполох»), Клавдия («Дети Ванюшина»), Аннушка («Бедность не порок»), Настя («На дне»), Меланья («Дети солнца»), Матрена («Власть тьмы»), Поля («Мещане»), Матрена («Горячее сердце»), Пошлепкина («Ревизор»), Улита («Лес»), Варвара («Гроза»), Редуткина («Человек с портфелем»), Дунька («Любовь Яровая») и другие роли.

С 1930 года Анастасия Филиппова жила и работала в Москве. С 1930 по 1932 годы была актрисой областного инструктивно-показательного театра, с 1934 по 1941 годы – драматического театра имени Баумана, с 1942 по 1946 годы – фронтового театра. В 1946 году вошла в труппу вновь оргранизованного Московского драматического театра (впоследствии — Театр на Малой Бронной), где прочно заняла место одной из ведущих актрис. За семь лет работы в этом коллективе сыграла около двадцати ролей, среди которых Шаблова («Поздняя любовь»), Анна Мазаева («Там, где не было затмения»), Орлова («Жили три друга»), Анна Антоновна и Арина Федотовна («Не в свои сани не садись»), Евгения Мироновна («На бойком месте»), Авдотья Васильевна («Светит да не греет»), миссис Трипп («Вокруг ринга»), Анастасия Петровна («Женитьба Белугина»), бабушка Каширина («Алеша Пешков») и другие.

В 1957 году Анастасия Филиппова дебютировала в кино, сыграв Ильиничну в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон». Актриса с большой любовью, искренностью и достоверностью  создала образ матери большого семейства, на долю которой выпало много тяжелых испытаний.  Работа Филипповой, безусловно, стала настоящим украшением картины и невозможно представить другую актрису на ее месте.

После «Тихого Дона» Анастасия Филиппова снялась еще в нескольких фильмах, где использовала похожие актерские краски, найденные в первой киноработе. Сыграла бабушку у Сергея Герасимова в «Людях и зверях», мать у Василия Шукшина в картине «Ваш сын и брат». Но, к сожалению, все эти работы не стали событием ни для актрисы, ни для зрителей. В памяти последних она так и осталась Ильиничной.

Играя на экране матерей больших семейств, в жизни Анастасия Павловна  была одинока. Муж и сын актрисы пропали без вести во время Великой Отечественной войны.

Фильмы и роли:

1957-1958: «Тихий Дон» (Ильинична); 1959: «Спасенное поколение» (Екатерина Митрофановна); 1961: «Евдокия» (вахтерша на проходной); 1962: «Люди и звери» (бабушка); 1965: «Ваш сын и брат» (мать).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru