Фомина Александра НикифоровнаФомина Александра Никифоровна Александра Фомина родилась в Санкт-Петербурге. Её отец Никифор Иванович Фомин в течение 55 лет работал помощником мастера паровозного депо на Николаевской (затем – Октябрьской) железной дороге. Мать Надежда Васильевна Фомина занималась домашним хозяйством, воспитывала дочь и сына. Александра по окончании частной женской гимназии Е.Н. Стеблин-Каменской работала конторщицей статистического отдела главного телеграфа. Затем, в 1919 году, поступила на филологический факультет Петроградского университета, параллельно подрабатывая конторщицей в центропродкоме Николаевской железной дороги. С 1921 по 1922 годы она служила научной сотрудницей в Петроградском институте живого слова, затем училась в студии Государственного экспериментального театра при институте, окончила её в 1924 году, одновременно с университетом. После этого занималась преподавательской деятельностью в 6-й национальной трудовой школе, пока в 1925 году не поступила в студию молодых актёров при Большом драматическом театре. По окончании студии в 1927 году Фомина была принята в его труппу, служению которой отдала более сорока лет своей творческой жизни (за исключением периода 1940–1943 гг.). На его сцене переиграла большое количество разноплановых ролей, преобладающими среди которых стали характерные образы. Среди них: Марья («Любовь Яровая» К.А. Тренёва), Софья Валентиновна («Человек с портфелем» А.М. Файко), Кандия («Святой» Н.Н. Никитина), Зобунова («Егор Булычов и другие» М. Горького), Калмыкова («Достигаев и другие» М. Горького), Фефела и мать Садовского («Аристократы» Н.Ф. Погодина), Карандышева («Бесприданница» А.Н. Островского), герцогиня Йоркская («Ричард III» В. Шекспира), баба Мамаиха («Дума о Британке» Ю.И. Яновского), Ольга Алексеевна («Дачники» М. Горького), Анна («Царь Потап» А.А. Копкова), Акулина Ивановна («Мещане» М. Горького), Огуревна («Сердце не камень» А.Н. Островского), Аграфена («Враги» М. Горького), Анна Степановна («Тихий океан» И.Л. Прута), фрау Ферзи («Под золотым орлом» Я.А. Галана), герцогиня Альбукерская («Рюи Блаз» В. Гюго), тётя Мотя («Когда цветёт акация» Н.Г. Винникова), графиня-бабушка («Горе от ума» А.С. Грибоедова) и другие. В марте – августе 1941 года Александра Фомина работала методистом и руководителем художественной самодеятельности союза «Швейник». С августа 1941 года по февраль 1942 года в качестве актрисы служила в театре драмы при Комитете по делам искусств при СНК СССР, с мая 1942 года по январь 1943 года – в Доме Военно-Морского флота, в январе – мае 1943-го работала в Ленинградской государственной эстраде. В кино Александра Фомина снималась с 1930-х годов в небольших ролях и эпизодах, как правило, изображая женщин из народа, тихих, кротких старушек. Среди наиболее заметных её киноработ: Афанасьева («Дорога правды»), старушка, покупающая пластинки («Шофёр поневоле»), старушка с письмом («Не имей сто рублей»), мать Федосеева («И снова утро»). Александра Никифоровна принадлежала к тем скромным артистам, которые полностью отдавали себя искусству, ничего не прося взамен. Ветеран БДТ, она так и не удостоилась никакого звания, хотя вполне могла на это претендовать: имела членство в КПСС, многолетний актёрский стаж и большой перечень сыгранных ролей. Фильмы и роли: 1953: «Враги» (Аграфена); 1956: «Дорога правды» (Афанасьева); 1957: «Тамбу-Ламбу», к/м (бабуля, отдавшая утиль); 1958: «Ничего плохому не учили», н/п, к/м (бабушка), «Шофёр поневоле» (старушка, покупающая пластинки); 1959: «Достигаев и другие» (эп.), «Не имей сто рублей» (старушка с письмом), «Тёмные люди», н/п, к/м (роль); 1960: «И снова утро» (мать Федосеева); 1962: «Как воспитать эгоиста», н/п, к/м (роль), «Мальчик с коньками», к/м (эп.); 1964: «Пока фронт в бороне» (хозяйка избы); 1967: «Чудаки», тв (Таисья). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru