Галаджев Пётр Степанович

Galadzhev-2Галаджев Пётр Степанович
Заслуженный художник РСФСР (1965)
Лауреат Государственной премии СССР (1971)
за работу художника в фильме «У озера»
Родился 28 декабря 1900 года.
Умер 5 октября 1971 года.

Пётр Галаджев родился на Украине в городе Старый Крым Таврической губернии. Его отец Степан Емельянович Галаджев был служащим (умер в 1935 году). Мать Ульяна Ефремовна Галаджева – домашняя хозяйка (умерла в 1947 году). В их семье родилось девять детей, из которых Петя был четвёртым ребёнком.

Детство Петра прошло в Москве. Он рос подвижным мальчишкой, ездил на коньках, лыжах и роликах, за что его в семье прозвали непоседой. Очень любил рисовать – всё, что видел, а особенно – лошадей. Вскоре Петра определили в подготовительный класс Императорского художественно-промышленного Строгановского училища, а затем была учёба на графическом факультете ВХУТЕМАСа и студии Художественно-просветительного союза рабочих организаций под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского.

Работать Пётр Галаджев начал в 1915 году помощником художника и мастером в красильной мастерской театра С.И. Зимина (филиал Большого театра).

В 1919 году Галаджев стал актёром Московского опытно-героического театра, где сыграл Кулибина в «Грозе» А.Н. ОСтровского, раба в «Царе Эдипе» Софокла, Подколёсина в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, царя Додона в «Золотом петушке» А.С. Пушкина и другие роли. Просуществовав три года, театр распался, так как два основных режиссёра – Борис Фердинандов и Константин Эггерт – избрали для себя разные направления в искусстве.

На этом закончилась актёрская театральная деятельность Петра Галаджева и началась работа в качестве художника. В 1920 году он стал художником театрально-кинематографического журнала «Зрелища», а затем до 1936 года работал художником-карикатуристом в журналах «Советский экран», «Кино-неделя» и «Искусство кино».

В 1921 году Пётр Степанович познакомился с режиссером Львом Кулешовым и вскоре был приглашён в возглавляемую им мастерскую метро-ритма в Государственном техникуме кинематографии, которая произвела на Петра неизгладимое впечатление. Он стал учеником этой мастерской и закончил её в 1925 году.

Начиная с фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», Петр Галаджев снялся почти во всех картинах Кулешова, показав себя прекрасным острохарактерным актером: Руллер («Луч смерти»), Херке («По закону»), секретарь редакции («Ваша знакомая»), Раввин («Горизонт»), банкир Адамс и репортёр («Великий утешитель»), управдом Фарик («Кража зрения»), шофёр («Клятва Тимура»), художник завода («Мы с Урала»).

В качестве режиссёра на студии «Востокфильм» Пётр Галаджев поставил два документальных фильма – «Салорская роза» (1930) и «Миллион двести тысяч» (1932). Свою третью картину «Лётчики» Галаджев не успел снять в связи с ликвидацией «Востокфильма».

С 1939 года Пётр Степанович начал работать как художник кино. Первым таким опытом для него стал фильм «Друзья встречаются вновь», поставленный Камилом Ярматовым на Сталинобадской студии. Потом было более пятидесяти фильмов, самые известные из которых: «Кащей Бессмертный», «Крейсер “Варяг”», «Рядовой Александр Матросов», «Они были первыми», «Отряд Трубачёва сражается», «Когда деревья были большими», «Журналист», «У озера» и другие. За последний из этих фильмов Галаджев был удостоен Государственной премии СССР.

Пётр Степанович был принципиальным и прямолинейным человеком. Если во время работы он замечал по отношению к себе какую-то несправедливость, то мог уйти с уже начатой картины, даже если на тот момент им была проделана большая работа. Так было с фильмами «Новые похождения Кота в сапогах», «Две жизни», «Наши знакомые», «Минута молчания».

В 1970 году Пётр Галаджев приступил к работе над картиной «Градостроители» режиссёра Сергея Герасимова. Им была проделана громадная работа по изготовлению рисунков, эскизов и макетов для фильма. Однако в июле 1971 года у Галаджева произошел конфликт с директором картины, в результате чего Пётр Степанович покинул съёмки. На картину был приглашен художник Пётр Пашкевич, который и закончил фильм, вышедший на экраны в январе 1973 года под названием «Любить человека».

История с «Градостроителями» буквально сломила Галаджева, после чего он так и не смог оправиться. 5 октября 1971 года Петра Степановича не стало. Похоронили его на Введенском кладбище.

Пётр Галаджев был дважды женат. От первого брака у него родился сын Александр, от второго – дочь Наталья. Наталья Петровна окончила ВГИК и стала киноведом.

Фильмы и роли:

1924: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (авантюрист); 1925: «Луч смерти» (Руллер, владелец завода, и директор цирка); 1926: «По закону» (Херке); 1927: «Ваша знакомая» (секретарь редакции); 1929: «Два-Бульди-Два» (адъютант полковника), «Дело с застежками», к/м (Сенька, босяк), «Посторонняя женщина» (фотограф); 1930: «Саша» (Иван Семенович), «Хамелеон» (роль); 1932: «Горизонт» (Раввин); 1933: «Великий утешитель» (банкир Адамс и репортер); 1934: «Кража зрения» (управдом Фарик), «Марионетки» (писарь); 1936: «Ай-Гуль» (Мустафа); 1937: «Остров сокровищ» (Бен-Ган и хозяин гостиницы); 1938: «Доктор Айболит» (Разбойник), «Люди долины Сумбар» (Сахат); 1939: «Друзья встречаются вновь» (профессор Иракский); 1940: «Преступление и наказание», к/м (свидетель), «Случай в вулкане» (кок); 1941: «Старый двор» (дворник); 1942: «Клятва Тимура», к/м (шофер), «Юные партизаны. Учительница Карташова» (немец), «Швейк готовится к бою. Моды Парижа» (Пьер Шамбре); 1943: «Мы с Урала» (художник завода); 1944: «Кащей Бессмертный» (стражник); 1967: «Огонь, вода и…медные трубы» (Усиков).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru