Галаджев Пётр Степанович

Galadzhev-2Галаджев Пётр Степанович
Заслуженный художник РСФСР (1965)
Лауреат Государственной премии СССР (1971)
за работу художника в фильме «У озера»
Родился 28 декабря 1900 года.
Умер 5 октября 1971 года.

Петр Галаджев родился на Украине в городе Старый Крым Таврической губернии. Его отец Степан Емельянович Галаджев был служащим (умер в 1935 году), а мать Галаджева Ульяна Ефремовна – домашней хозяйкой (умерла в 1947 году). В их семье родилось девять детей, из которых Петя был четвертым ребенком.

Детство Петра прошло в Москве. Он рос подвижным мальчишкой, ездил на коньках, лыжах и роликах, за что его в семье прозвали непоседой. Очень любил рисовать – все, что видел, а особенно лошадей. Вскоре Петра определили в подготовительный класс Императорского Художественно-Промышленного Строгановского училища. Затем была учеба на графическом факультете ВХУТЕМАСа и студии Художественно-просветительного союза рабочих организаций под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского.

Работать Петр Галаджев начал в 1915 году помощником художника и мастером в красильной мастерской в театре С.И. Зимина (филиал Большого театра).

В 1919 году Галаджев стал актером Московского Опытно-героического театра имени Сафонова, где сыграл Кулибина в «Грозе», раба в «Царе Эдипе», Подколесина в «Женитьбе», царя Додона в «Золотом петушке» и другие роли. Просуществовав три года, театр распался, так как два основных режиссера – Борис Фердинандов и Константин Эггерт – избрали для себя разные направления в искусстве.

На этом закончилась театральная актерская деятельность Петра Галаджева и началась работа в качестве художника. В 1920 году он стал художником театрально-кинематографического журнала «Зрелища», а затем до 1936 года работал художником-карикатуристом в журналах «Советский экран», «Кино-неделя» и «Искусство кино».

В 1921 году Петр Степанович познакомился с режиссером Львом Кулешовым и вскоре был приглашен в возглавляемую им мастерскую метро-ритма в Государственном техникуме кинематографии, которая произвела на Петра неизгладимое впечатление. Он стал учеником этой мастерской и закончил ее в 1925 году.

Начиная с фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», Петр Галаджев снялся почти во всех картинах Кулешова, показав себя прекрасным острохарактерным актером: Руллер («Луч смерти»), Херке («По закону»), секретарь редакции (Ваша знакомая»), Раввин («Горизонт»), банкир Адамс и репортер («Великий утешитель»), управдом Фарик («Кража зрения»), шофер («Клятва Тимура»), художник завода («Мы с Урала»).

В качестве режиссера на студии «Востокфильм» Петр Галаджев поставил два документальных фильма – «Салорская роза» (1930) и «Миллион двести тысяч» (1932). Свою третью картину «Летчики» Галаджев не успел снять всвязи с ликвидацией «Востокфильма».

С 1939 года Петр Степанович начал работать художником кино. Первым таким опытом стал фильм «Друзья встречаются вновь», поставленный Камилом Ярматовым на Сталинобадской студии. Потом было более пятидесяти картин, самые известные из которых: «Кащей Бессмертный», «Крейсер «Варяг», «Рядовой Александр Матросов», «Они были первыми», «Отряд Трубачева сражается», «Когда деревья были большими», «Журналист», «У озера» и другие. За последний из этих фильмов Галаджев был удостоен Государственной премии СССР.

Петр Степанович был принципиальным и прямолинейным человеком. Если во время работы он замечал по отношению к себе какую-то несправедливость, то мог уйти с уже начатой картины, даже если на тот момент им была проделана большая работа художника. Так было с фильмами «Новые похождения Кота в сапогах», «Две жизни», «Наши знакомые», «Минута молчания».

В 1970 году Петр Галаджев приступил к работе над картиной «Градостроители» режиссера Сергея Герасимова. Им была проделана громадная работа по изготовлению рисунков, эскизов и макетов для фильма. Однако в июле 1971 года у Галаджева произошел конфликт с директором картины, в результате чего Петр Степанович покинул съемки. На картину был приглашен художник Петр Пашкевич, который и закончил фильм, вышедший на экраны в январе 1973 года под названием «Любить человека».

История с «Градостроителями» буквально сломила Галаджева, после чего он так и не смог оправиться. 5 октября 1971 года Петра Степановича не стало. Похоронили его на Введенском кладбище.

Петр Галаджев был дважды женат. От первого брака у него родился сын Александр, от второго – дочь Наталья. Наталья Петровна окончила ВГИК и стала киноведом.

Фильмы и роли:

1924: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (авантюрист); 1925: «Луч смерти» (Руллер, владелец завода, и директор цирка); 1926: «По закону» (Херке); 1927: «Ваша знакомая» (секретарь редакции); 1929: «Два-Бульди-Два» (адъютант полковника), «Дело с застежками», к/м (Сенька, босяк), «Посторонняя женщина» (фотограф); 1930: «Саша» (Иван Семенович), «Хамелеон» (роль); 1932: «Горизонт» (Раввин); 1933: «Великий утешитель» (банкир Адамс и репортер); 1934: «Кража зрения» (управдом Фарик), «Марионетки» (писарь); 1936: «Ай-Гуль» (Мустафа); 1937: «Остров сокровищ» (Бен-Ган и хозяин гостиницы); 1938: «Доктор Айболит» (Разбойник), «Люди долины Сумбар» (Сахат); 1939: «Друзья встречаются вновь» (профессор Иракский); 1940: «Преступление и наказание», к/м (свидетель), «Случай в вулкане» (кок); 1941: «Старый двор» (дворник); 1942: «Клятва Тимура», к/м (шофер), «Юные партизаны. Учительница Карташова» (немец), «Швейк готовится к бою. Моды Парижа» (Пьер Шамбре); 1943: «Мы с Урала» (художник завода); 1944: «Кащей Бессмертный» (стражник); 1967: «Огонь, вода и…медные трубы» (Усиков).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru