Гаркави Михаил НаумовичГаркави Михаил Наумович Михаил Гаркави родился в Бобруйске Минской губернии. Его отец Наум Борисович Гаркави (1860–1933) на момент рождения сына работал провизором, мать Любовь Львовна Гаркави (1874–1933) была зубным врачом. В 1902 году, после случившегося в Бобруйске пожара, семья Гаркави переехала в Москву, где родители сменили род деятельности: отец трудился в банке, мать – в издательстве. Михаил по окончании 6-й Московской гимназии в 1915 году поступил на медицинский факультет Московского университета и одновременно в театральное училище Московского филармонического общества. Через год по конкурсу был принят в труппу Московского художественного театра, и в дальнейшем, за невозможностью совмещать учёбу с работой в театре, в 1918 году оставил университет и полностью посвятил себя служению актёрской профессии. В период работы в МХТ Михаил Гаркави стал активно заниматься общественной деятельностью: был секретарём первого месткома театра, избирался делегатом первого съезда союза Рабис, членом его центрального комитета. С 1919 года, после перехода в Камерный театр, занимал там должность председателя месткома, входил в состав пленума МГСПС. После трёх сезонов служения в Камерном театре Михаил Гаркави перешёл в труппу театра Дворца имени Октябрьской революции, затем – в Опытно-героический театр. Параллельно сотрудничал с Московским Пролеткультом. С 1924 года Михаил Гаркави начинает осваивать новый для себя жанр – малые формы, который впоследствии станет в его творчестве основным. Артист работает в театре-кабаре «Нерыдай» и живой газете «Синяя блуза» (с 1925 – руководитель одной из её групп) и параллельно делает первые шаги в области конферанса. В 1927 году вступает в труппу Ленинградского театра сатиры, а летом 1928-го приглашается в качестве конферансье в Московский эстрадный театр «Эрмитаж», и это событие в корне меняет его судьбу. Дальнейшие годы своей творческой деятельности Гаркави посвящает именно конферансу. Переняв всё самое лучшее у Алексея Григорьевича Алексеева, под руководством которого он впервые вышел к зрителю, Михаил Наумович достиг значительных успехов на данном поприще. Его полюбила публика, с которой артист вёл себя очень непринуждённо, умел оригинально отвечать на любые реплики зрительного зала, умел импровизировать, благодаря чему стирался барьер между ним и зрителем. Высокий, грузный, он никогда этого не стыдился, частенько над собой подтрунивал, был пластичен, обаятелен. Изредка Михаила Гаркави приглашали сниматься в кино. Первым таким опытом для него стало участие в приключенческом фильме Дмитрия Бассалыго «Борьба за “Ультиматум”» (1923). Тот же Бассалыго через год снял актёра ещё в двух своих картинах – «Из искры пламя» и «Красный тыл», не дошедших до наших дней. Следующее появление Гаркави на экране состоялось только в 1949 году в образе Германа Геринга в фильме Владимира Петрова «Сталинградская битва», на которого он типажно очень походил. Ну а завершением его короткой кинокарьеры стал забавный эпизод в картине Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», где он сыграл застрявшего в лифте артиста. С 1928 по 1931 годы Михаил Гаркави работал в Центральном доме Красной армии, с 1931 по 1935 годы – в мюзик-холле, с 1936 года – на Московской государственной эстраде (позднее – Всесоюзное гастрольно-концертное объединение). Параллельно с 1928 года выступал на радио. В 1937 году стал первым Дедом Морозом на первой ёлке в Колонном зале Дома союзов. Михаил Гаркави всегда отзывался на все важные события в стране. В 1940 году, в период советско-финской войны, возглавил фронтовую бригаду. Ту же функцию он на себя возложил и во время Великой Отечественной войны. Михаил Наумович был несколько раз женат. Известно, как минимум, о трёх его браках: на певице Лидии Руслановой, балерине Беркович и исполнительнице русских песен Людмиле Петровне Михайленко-Лауриной (1904–1988). Похоронен Михаил Гаркави на Новодевичьем кладбище. Фильмы и роли: 1923: «Борьба за “Ультиматум”» (Серов); 1924: «Красный тыл» (Гольберт, министр); 1924-1925: «Из искры пламя» (Митрофанов, поп); 1949: «Сталинградская битва», 2-я серия (Геринг); 1957: «Девушка без адреса» (артист, застрявший в лифте). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru