Гладков Николай Георгиевич

Gladkov-2Гладков Николай Георгиевич
Родился 1 декабря 1895 года.
Умер 21 августа 1967 года.

Судьба артиста Николая Георгиевича Гладкова развивалась параллельно судьбе страны, в которой он жил, с которой преодолевал трудности. Он никогда не отклонялся от работы, от защиты своей Родины, всегда шагал в её первых рядах. Как и многих других, она его сначала поощряла, а потом незаслуженно била, заставляла терпеть лишения, отбирая то, чего он был достоин, отдаляла от центра культурных событий, не давала возможности максимальной творческой реализации. Но Гладков не сломался и не обозлился, сумел сохранить чувство собственного достоинства, прожив интересную, достойную уважения жизнь.

Родился Николай Гладков в Москве в семье крестьян-бедняков деревни Шумилово Тверской губернии Калязинского уезда. Его отец после окончания военной службы остался служить в Москве кондуктором на Северной железной дороге, а потом был переведён за 110 километров от столицы на станцию Александров (позднее – город Александров Ивановской области). Там Коля и провёл своё детство, окончив сначала приходское, а затем четырёхклассное городское училище.

Ввиду тяжёлых материальных условий своей семьи, Николай, параллельно учёбе в городском училище, с двенадцати с половиной лет подрабатывал поденным конторщиком по месту работы отца на станции Александров, а по окончании училища в 1911 году был принят в штат станции на ту же должность.

28 мая 1915 года Николай Гладков был призван на военную службу, попал на фронт, а уже 2 августа был ранен и контужен под Ковенской крепостью на 1-м форте. После лечения в московском госпитале Гладков был направлен в команду выздоравливающих, а из неё – в 4-ю Московскую школу прапорщиков, по окончании которой 16 января 1916 года снова отправлен на фронт, где служил младшим офицером в 399-м Никольском полку.

В марте 1917 года Николай Гладков был вторично ранен и контужен, лечился в московском госпитале № 1812, а в конце декабря того же года отпущен в бессрочный отпуск по болезни.

1918 год стал переломным в жизни Николая Георгиевича. 22 марта он был назначен диспетчером железнодорожной станции Лосиноостровская и параллельно поступил учиться в школу-студию Анатолия Оттовича Гунста, руководимую Евгением Багратионовичем Вахтанговым. Однако продолжить артистическую деятельность Гладкову не пришлось, так как сразу по окончании школы-студии 4 августа 1919 года он был призван в Красную армию, проходил службу в должности командира роты в 20-м отдельном железнодорожном дивизионе.

В июле 1920 года Николай Гладков был отозван с фронта в Московскую воинскую часть и вскоре принят артистом в 3-ю студию МХТ под руководством Е.Б. Вахтангова, работу в которой он совмещал со службой в армии. Но такое положение дел продолжалось всего два месяца – в сентябре Гладков был отправлен обратно на фронт в тот же самый 20-й отдельный железнодорожный дивизион.

После демобилизации 30 января 1924 года Николай Гладков вначале вернулся на железную дорогу в качестве диспетчера 4-го отделения Северной железной дороги, а 1 марта того же года вошёл в труппу 3-й Студии МХАТа (с 1926 года – Театр имени Евг. Вахтангова). Уже играя на его сцене, в 1927 году он окончил школу театра. Параллельно продолжал трудиться на железной дороге, откуда его отпустили только 9 ноября 1931 года по ходатайству Наркомпроса ввиду исключительных актёрских дарований, благодаря чему он полностью сосредоточился на творческой деятельности.

Уже в первые годы работы в театре Николай Гладков сыграл целый ряд заметных ролей в спектаклях: «Барсуки» Л.М. Леонова (Семён), «Человеческая комедия» по О. де Бальзаку (Леонардо), «Интервенция» Л.И. Славина (Бондаренко), «Шёл солдат с фронта» В.П. Катаева (Ткаченко), «Путь к свободе» А.Н. Толстого (Андрей Степанович), «Человек с ружьём» Н.Ф. Погодина (Чибисов), «Разлом» Б.А. Лавренёва (Лосев), «Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьёва (Багратион) и других, из перечня которых видно, что в его репертуаре преобладали, в основном, героические персонажи. Этому наверняка способствовали природная мужественность и армейская стать Гладкова, как нельзя лучше подходившие для ролей подобного плана.

Вслед за театром вскоре подоспело и кино. Свои пробные шаги на экране Николай Гладков сделал в эпизодах фильмов Якова Протазанова «Аэлита» и «Его призыв», а первая большая роль случилась только в 1929 году в фильме Льва Замкового «Разлом», экранизации пьесы Бориса Лавренёва, в котором актёр предстал в образе матроса Артёма Годуна. Вскоре последовали другие работы героического плана в фильмах «Моряки защищают Родину», «Восстание рыбаков», «Глубокий рейд», «Минин и Пожарский» и других. Не забывал приглашать его в свои картины и Яков Протазанов, предлагая ему небольшие, но яркие по содержанию роли: полисмен и юродивый («Праздник святого Йоргена»), Гаврила («Бесприданница»), Алексей («Семиклассники»). Особо стоит выделить эпизодическую роль «друга детей» Самгина в первом звуковом фильме «Путёвка в жизнь» Николая Экка, одну из немногих отрицательных работ Гладкова.

22 июня 1941 года Николай Георгиевич был мобилизован в ряды Красной армии в качестве заместителя военного коменданта станции Москва Октябрьской железной дороги и прослужил в этой должности чуть больше года, параллельно продолжая выходить на сцену Театра Вахтангова. 29 августа 1942 года он был арестован органами НКВД по обвинению в принадлежности к антисоветскому заговору и антисоветской агитации и осуждён на десять лет лагерей. В марте 1943 года пребывание в лагере ему было заменено высылкой в Ухту, где он и находился до 1954 года. Всё это время Гладков работал в качестве актёра и режиссёра в музыкально-драматическом театре Ухткомбината МВД СССР, в котором сыграл целый ряд ведущих ролей: полковник Зорин («Поединок» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина), Билль («Роковое наследство» Н.В. Рудковского), полковник Иванов («Так и будет» К.М. Симонова), Глумов («Бешеные деньги» А.Н. Островского), капитан Костров («Капитан Костров» А.М. Файко), Чугунов («Волки и овцы» А.Н. Островского), Ванюшин («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Федул Федулыч («Последняя жертва» А.Н. Островского) и других.

Арест и высылка разлучили Николая Гладкова с его супругой Людмилой Викторовной (1909–1993), которая осталась в Москве. Вскоре она добилась его посещения в Ухте, и эти её поездки к мужу стали постоянными – два-три раза в год. После одной из них в апреле 1947 года родился сын Николай. Став постарше, он вместе с мамой ездил в Ухту и там впервые увидел отца.

В июле 1954 года Николай Георгиевич вернулся в Москву, ещё не получив реабилитации. Произошло это только 19 января 1957 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР, что, однако, не помешало ему восстановиться в труппе Театра имени Евг. Вахтангова с 4 сентября 1954 года. Старые товарищи его прекрасно приняли, в том числе и главный режиссёр театра Рубен Николаевич Симонов.

В тот момент большинство ведущих ролей на вахтанговской сцене играл Андрей Львович Абрикосов, также занимавший должность директора театра, поэтому Гладкову не торопились доверять больших, значимых работ, как это было когда-то до войны. В итоге, в поздний период им было сыграно только три главные роли – Борис Годунов в «Великом государе» В.А. Соловьёва, председатель колхоза Соломка в «Стряпухе» А.В. Софронова и Охотников в «Потерянном сыне» А.Н. Арбузова, которые, тем не менее, продемонстрировали широкий актёрский диапазон Николая Георгиевича. Помимо этих работ, были ещё интересные роли в спектаклях: «Егор Булычов и другие» М. Горького (Пропотей), «Олеко Дундич» A.Г. Ржешевского и М.А. Каца (атаман Журило), «Гамлет» В. Шекспира (Бернардо и Луциан), «Русский лес» по роману Л.М. Леонова (Ланчет), «Железный ангел» П.Ф. Нилина (Казаков), «Правда и кривда» М.А. Стельмаха (Боварник).

В кино Николай Гладков вновь активно снимался с 1955 года, играя, в основном, небольшие роли военных, социальных героев, рабочих, стариков. Среди лучших ролей: Карп Ильич («Вольница»), Топиковский («Иван Франко»), Пятерский («Тугой узел»), Туртыгин («Дерсу Узала»), штабс-капитан («Скверный анекдот»).

В жизни Николай Георгиевич был разносторонним человеком. Очень любил природу, являлся страстным рыболовом и садоводом. На своей даче в Пушкино Московской области выращивал разные сорта яблок, груш, крыжовника, получив среди друзей прозвище «Мичурин». У плотников в театре он заказывал высокие лестницы, чтобы иметь возможность забираться на верхушки деревьев и срывать плоды. А их всегда было очень много, поэтому для урожая изготавливались специальные коробки.

Однажды, прослышав о садоводческих успехах Гладкова, к нему нагрянул сотрудник одного из сельскохозяйственных НИИ и уговорил актёра дать ему образцы плодов из его сада для сельскохозяйственной выставки, проводимой на ВДНХ. Через некоторое время Николай Георгиевич посетил эту выставку и с удивлением обнаружил все свои яблоки и груши выставленными под фамилией того самого сотрудника. Обладая мягким и добрым характером, он не стал подымать скандала, а только лишь посмеялся над выходкой этого «псевдомичуринца».

Помимо увлечения садоводством, Николай Гладков был заядлым шахматистом, и однажды даже выиграл шахматный турнир между артистами Театра Вахтангова и одной из северных станций. Любил стихи и классическую музыку. Обладал прекрасным слухом, хорошо пел. Был очень общителен, дружил с Михаилом Дадыко и Надиром Малишевским.

Сын Николая Георгиевича Николай Гладков-младший окончил экономический факультет ВГИКа, много лет отработал в литературно-драматической редакции Центрального телевидения. В последние годы он сам снимает документальные фильмы, является управляющим Российской некоммерческой организации «Фонд развития культуры», занимающейся привлечением и аккумулированием средств для финансового обеспечения проектов, связанных с сохранением и развитием отечественной культуры, расширением международного культурного и научно-технического сотрудничества.

Николай Георгиевич Гладков был одним из скромных тружеников нашего искусства, отдававших всего себя служению профессии, и, в итоге, не получивших за это от своей страны фактически ничего, даже звания «Заслуженного артиста РСФСР». Главное управление по делам искусств Министерства культуры РСФСР посчитало, что Гладков не достоин этого звания, и «забраковало» подготовленные театром документы. Но актёр снёс и этот удар, как прежде многие другие. Он всегда жил по совести, довольствовался тем, что имел, поэтому в памяти зрителей и коллег остался порядочным человеком и хорошим артистом.

Урна с прахом актёра захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Фильмы и роли:

1924: «Аэлита» (эп.); 1925: «Его призыв» (эп.); 1928: «Человек родился» (рабочий); 1929: «Разлом» (Годун); 1930: «Праздник святого Йоргена» (полисмен и юродивый); 1931: «Моряки защищают родину» (Ганс Крафт), «Путевка в жизнь» (кулак); 1932: «Горизонт» (шкет), «Путь свободен» (партизан); 1934: «Восстание рыбаков» (Гулль), «Настоящий парень» (Плюхин); 1936: «Бесприданница» (Гаврила), «Трое с одной улицы» (машинист); 1937: «Глубокий рейд» (флагман эскадры); 1938: «Семиклассники» (Алексей, брат Димы), «Юные коммунары» (сержант); 1939: «Минин и Пожарский» (Игалютов); 1940: «Цена жизни» (начальник аэродрома); 1941: «Два друга» (командир полка); 1955: «Вольница» (Карп Ильич), «Дорога» (диверсант); 1956: «Иван Франко» (Топиковский), «Илья Муромец» (Пленчище); 1957: «Случай на шахте восемь» (шахтер на собрании), «Тугой узел» («Саша вступает в жизнь») (Пятерский); 1958: «Трудное счастье» (староста); 1959: «Хмурое утро» (предревкома); 1960: «Первое свидание» (рабочий); 1961: «Дерсу Узала» (казак), «Суд сумасшедших» (санитар); 1962: «Двое в степи» (генерал), «49 дней» (эп.); 1965: «Год, как жизнь» (Жилле, рабочий типографии); 1966: «Скверный анекдот» (штабс-капитан); 1967: «Места тут тихие» (начальник штаба), «Они живут рядом» (старый рабочий), «Операция “Трест”», тв (мужик с лошадью), «Три тополя на Плющихе» (отец Григория).

Фотографии из личного архива Николая Гладкова

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru