Гладунко Рита Ивановна

Gladunko-1Гладунко Рита Ивановна
Заслуженная артистка РСФСР (1980)
Родилась 29 апреля 1929 года.
Умерла 17 мая 1996 года.

Рита Гладунко родилась в городе Умань Киевской области в семье военных. Её родители Иван Лаврентьевич Гладунко (1902–1991) и Клавдия Павловна Садофьева (1909–1988) участвовали в Великой Отечественной войне. Клавдия Павловна воевала в качестве заместителя начальника госпиталя по политической части, затем, после демобилизации, работала секретарём по пропаганде РК и ГК КПСС Белорусской ССР. Кавалер ордена Красной Звезды, автор книги воспоминаний «Мы были первыми» (М.: Издательство ДОСААФ, 1978).

Поскольку в начале войны Клавдия Павловна записалась добровольцем на фронт, Риту пришлось определить в детский дом в Малаховке, где она и воспитывалась весь период военного времени. Затем вместе с мамой проживала в Проскурове, окончила там среднюю школу, но перейти на более высшую степень обучения не успела. Юной семнадцатилетней девчонкой она влюбилась в молодого красавца Михаила Свинцицкого и вышла за него замуж. 31 мая 1947 года в их семье появилась на свет дочь Людмила, однако это обстоятельство не смогло укрепить их брак, продлившийся всего два года.

Красивой, эффектной Рите Гладунко просто суждено было стать артисткой. Имея на руках маленькую дочь, она стала заниматься в самодеятельности, откуда в 1949 году её пригласили в Бердичевский театр, а оттуда – в Тираспольский. Получив небольшой актёрский опыт, в 1952 году она переехала в Минск и после прослушивания художественным советом поступила в труппу Русского драматического театра БССР имени М. Горького. Так, без образования, ей посчастливилось поступить на сцену знаменитого театра, что тоже стало неким счастливым предзнаменованием. Как и многие артистки, она захаживала на киностудию «Беларусьфильм» с желанием получить роль в кино, познакомилась там с кинооператором Андреем Александровичем Булинским (1910–1984), который вскоре стал её вторым мужем.

После известия о беременности Рите Ивановне пришлось оставить театр, но едва родив 1 мая 1954 года дочь Надежду, она стала всерьёз задумываться о возвращении в профессию. Как раз в 1955 году на «Беларусьфильме» начинался запуск новой картины «Зелёные огни» режиссёров Семёна Сплошнова и Иосифа Шульмана, оператором которой выступал её супруг. Рита Гладунко получила в ней небольшую роль железнодорожницы Дуси, ставшей её дебютом на экране. А вскоре состоялось и возвращение Гладунко на сцену – она была принята в труппу Национального театра имени Янки Купалы.

Переломным в творческой биографии Риты Гладунко стал 1958 год. Именно тогда актриса получила свою первую главную роль – разведчицы Марины Казанич в фильме Николая Фигуровского «Часы остановились в полночь». Рита Ивановна очень волновалась, поскольку ещё была жива Елена Мазаник, прототип её героини, на которую она совсем не была похожа внешне. К счастью, все её волнения были напрасными – фильм с большим успехом прошёл по экранам страны, сама она получила первую премию за лучшее исполнение женской роли на Всесоюзном кинофестивале в Киеве. А в Белоруссии Гладунко в буквальном смысле стала национальной героиней, не могла спокойно пройти по улице, где её всегда узнавали и окружали толпы людей.

Работа в картине, сделавшей Риту Гладунко знаменитой, в третий раз изменила её личную жизнь. Во время съёмок у неё случился роман с режиссёром Николаем Фигуровским (1923–2003), закончившийся недолгим браком. Фигуровский снял супругу в своём следующем фильме «Весенние грозы», события которой снова происходили в период Великой Отечественной войны. Там она сыграла певицу Ольгу Ковалёву, что, в своём роде, тоже стало неким пророчеством. Гораздо позднее, уже в Москве, Рита Ивановна стала причастной к созданию цыганского трио «Ромэн», была его первой солисткой. Поэт Тимур Зульфикаров специально для неё написал серию романсов, с которыми она выходила к зрителю в ярком цыганском платье. К сожалению, не все тогда приняли новый образ Гладунко, осуждали её за пристрастие к цыганщине, и через некоторое время она оставила коллектив.

В 1963 году, снимаясь на Ялтинской киностудии в фильме «Город – одна улица», Рита Гладунко познакомилась с актёром Виктором Антоновичем Авдюшко (1925–1975), который стал её четвёртым мужем. Благодаря ему она переехала в Москву и в 1964 году была принята в состав Театра-студии киноактёра. С этого момента Гладунко стала гораздо активнее сниматься, причём не только на «Мосфильме», но и на других студиях страны. Войдя в обойму снимаемых актрис, Рита Ивановна играла самые разнообразные роли, большинство из которых составляли её современницы, женщины простого происхождения, различные труженицы. Всех их она наделяла красотой, обаянием, неординарным внутренним миром, была достоверна в любых предложенных образах, интересна своими актёрскими преображениями. Наиболее значительные из поздних её ролей: Елена Николаевна («Заговор послов»), Нина («Прощай»), Анна Коноплёва («Седьмое небо»), Тамара Шевякова («Ещё не вечер»), Василиса Зимовская («Строговы»), Марцелла («Франка – жена хама»).

Окончательно укрепившись в Москве, став востребованной актрисой, Рита Ивановна вела насыщенную творческую жизнь. Помимо съёмок в кино, она участвовала в концертных программах «Товарищ кино», продолжала петь. В жизни она была открытым, общительным человеком, создавала вокруг себя ауру доброты, участия ко всем нуждающимся, в компаниях была заводилой. Её связывали долгие дружеские отношения с Аллой Ларионовой, Людмилой Хитяевой, Булатом Окуджавой. Булат Шалвович подарил ей на память свою книгу «Путешествие дилетантов» с надписью: «Дорогой Риточке от отцветшего гитариста с давней любовью!».

После расставания с Виктором Авдюшко Рита Гладунко ещё раз вышла замуж, только теперь не за человека искусства, а за профессора Академии наук СССР Геннадия Борисовича Хромушина (1930–2002), брак с которым продлился несколько лет. Две её дочери к тому моменту уже выросли и избрали ту же дорогу, что и она. Старшая, Людмила, впервые мелькнула в кино ещё тринадцатилетней девочкой вместе с мамой в фильме «Весенние грозы», а первую серьёзную роль получила благодаря отчиму Виктору Авдюшко, порекомендовавшему её режиссёру Эдмонду Кеосаяну в картину «Где ты теперь, Максим?». Когда же Людмила решила поступать во ВГИК, Рита Ивановна не стала её отговаривать, а, наоборот, всячески ей помогала. Окончив институт, она тоже попала в Театр-студию киноактёра, где трудилась бок о бок с мамой. Младшая дочь Надежда после школы также поступила на актёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Сергея Бондарчука, но не доучилась, была отчислена с третьего курса. Позднее она вышла замуж и уехала вместе с мужем и сыном в Португалию.

В момент выхода Риты Ивановны на пенсию в мае 1990 года она уже была мало востребована в кино. В последний раз актриса появилась на экране в 1992-м в маленькой роли продавщицы у Павла Лунгина в «Луна-парке». Свободная в своих перемещениях, Гладунко решила навестить младшую дочь в Португалии и, в итоге, задержалась там на несколько лет. Всё это время очень скучала по России, по Людмиле, внуку Степану, мечтала вернуться, и в апреле 1996 года, наконец-то, получила возможность прилететь в Москву. Едва сойдя с трапа самолёта, первым делом поехала на могилу матери, на Николо-Архангельское кладбище, не подозревая, что через месяц займёт место рядом с ней. По сути, ничего не предвещало её уход из жизни. 17 мая она должна была улетать обратно в Португалию, но неожиданно, 15-го, ей стало плохо с сердцем. Приехавшая скорая предложила актрисе госпитализацию, но Гладунко наотрез отказалась. Уговорить её удалось лишь Алле Ларионовой, которую она очень уважала и ценила. К сожалению, в реанимации, куда её поместили, Рите Ивановне не стало лучше. 17 мая, в день своего намечавшегося отлёта из России, она ушла из жизни.

Фильмы и роли:

1955: «Зеленые огни» (Дуся); 1956: «Посеяли девушки лен» (колхозница); 1957: «Наши соседи» (певица в ресторане), «Полесская легенда» (эп.); 1958: «Часы остановились в полночь» (Марина Казанич); 1960: «Весенние грозы» (Ольга Ковалева); 1961: «Гулящая» (Марина); 1962: «Радость моя» (Клавдия); 1963: «Город – одна улица» (Лиля), «Слепая птица» (учительница); 1964: «Пока фронт в обороне» (связистка); 1965: «Заговор послов» (Елена Николаевна), «Тридцать три» (Фрося); 1966: «Дневные звезды» (кормилица), «Прощай» (Нина); 1967: «Первый курьер» (Маргарита); 1968: «Любовь Серафима Фролова» (Клава); 1969: «Время счастливых находок» (Тамара, соседка); 1970: «Выстрел на границе» (Вера Сергеевна); 1971: «Седьмое небо» (Анечка Коноплева); 1973: «Дело было, да!?», тв (Ксения Басалаева), «Райские яблочки» (проститутка); 1974: «Еще не вечер» (Тамара Шевякова), «Контрабанда» (напарница Чернявого); 1976: «Длинное, длинное дело» (официантка), «Строговы», тв (Василиса Зимовская); 1978: «Подозрительный» (мадам Чипой); 1979: «Я буду ждать», тв (Наталья Константиновна, мать Маши); 1980: «Огарева, 6» (директриса); 1982: «Нас венчали не в церкви» (родственница); 1983: «Серафим Полубес и другие жители Земли» (проводница), «Ураган приходит неожиданно» (секретарша); 1984: «Песочные часы» (медсестра); 1985: «Секунда на подвиг» (жена Евмена); 1986: «Без срока давности» (эп.); 1987: «Где находится нофелет?» (пассажирка троллейбуса); 1988: «Пусть я умру, господи…» (актриса на роль бабушки); 1990: «Назад в СССР», США (бабушка), «Франка – жена хама» («Хам»), тв (Марцелла); 1992: «Луна-парк» (продавщица).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru