Глазова Людмила СергеевнаГлазова Людмила Сергеевна Судьбу актрисы Людмилы Глазовой иначе как трагической не назовёшь. Познав счастливые мгновения в первой половине своей жизни, во второй – беды преследовали её одна за другой. Сначала смерть сына, потом – мужа, племянника. За ними последовали одиночество, невостребованность и, наконец, собственная страшная кончина, завершившая жизненный ход актрисы. Но она никогда никому не жаловалась, не выливала свои горести на других. Наоборот, старалась быть внимательной к людям, одаривать их добром и заботой. В её доме не раз находили приют многие молодые актёры, не имевшие собственного жилья. В лице Людмилы Глазовой они всегда находили поддержку и гостеприимство, что характеризует её как человека порядочного и добросердечного. Родилась будущая актриса в Ижевске Вятской губернии. Её отец после революции ушёл служить в ряды Красной армии. Мать осталась одна с двумя детьми и старенькой мамой, что вынудило её поступить на работу машинисткой. Вечерами, освобождаясь после трудового дня, она участвовала в любительских спектаклях, и постепенно это её увлечение переросло в желание играть в театре, которое ей и было осуществлено. Видя перед глазами пример матери, увлеклась театром и одна из её дочерей – Людмила. Она организовала в школе драмкружок, в котором вместе с товарищами осуществляла небольшие постановки. Но после неожиданной болезни матери в 1921 году Людмиле вместо посещений драмкружка пришлось подрабатывать, занимаясь с отстающими по школе. В 1923 году из Красной армии вернулся отец Людмилы, и вскоре вся семья Глазовых переехала в Москву. Там Глазов-старший поступил на службу во Дворец труда, а позднее стал директором термитно-стрелочного завода. Старшая сестра Людмилы, Тамара, в 1926 году окончила школу и поступила в архитектурный институт. А сама Людмила, через год получив аттестат, решила пойти по стопам матери, избрав для этого не театральный ВУЗ, а кинематографический. Она стала студенткой кинотехникума имени Б.В. Чайковского и окончила его в 1930 году. Ещё во время учёбы, в 1928 году, дебютировала на экране в небольшой роли в фильме «Хочу быть лётчицей», а затем сыграла главную роль в картине «Письмоносец Тоня». Однако эти работы не привлекли к молодой актрисе ожидаемого внимания. В 1931 году Людмила Глазова была принята в актёрский штат кинофабрики «Межрабпомфильм», сыграла в нескольких фильмах, но ни один из них не стал событием в кинематографическом мире. Стремясь к усовершенствованию своего актёрского мастерства, Глазова, параллельно работе на кинофабрике, приняла участие в двух театральных постановках. Под руководством мхатовца Василия Осиповича Топоркова она сыграла Татьяну Алексеевну в «Юбилее» Чехова и Наташу в «На дне» Горького и собиралась уже было оставить кино ради театра, приняв приглашение вступить в труппу Театра имени Ермоловой и начав репетировать с режиссёром Максом Терешковичем роль Луизы в пьесе Шиллера «Коварство и любовь». Но как раз в этот момент получила приглашение от режиссёра Семёна Тимошенко сыграть главную женскую роль в музыкальной комедии «Вратарь», ставшее решающим в её выборе между театром и кино в пользу последнего. И актриса не ошиблась. «Вратарь» имел большой зрительский успех, сделал Глазову известной на весь Советский Союз и, к тому же, изменил её личную жизнь – актриса стала женой Тимошенко. Но, не смотря на популярность «Вратаря», и Глазовой и Тимошенко новой интересной работы после его выхода не прибавилось. Их следующая совместная картина – «Небесный тихоход» – случилась только в 1945 году и стала последней в их творческом семейном тандеме. Как и «Вратарь», он с успехом прошёл по экранам, полюбившись зрителям благодаря прекрасным актёрским работам и замечательным песням, сочинённым Василием Соловьёвым-Седым. «Вратарь» и «Небесный тихоход», в итоге, стали самыми известными актёрскими работами в кинобиографии Людмилы Глазовой. Светлые проникновенные образы обаятельных и лиричных героинь актрисы выглядели свежо и достоверно и нисколько не терялись в череде ярких образов других картин того периода, воплощённых «звёздами» 30-40-х годов – Ладыниной, Орловой, Серовой, Целиковской. В годы войны Глазовой также была сыграна интересная роль Ольги Талановой в фильме Абрама Роома «Нашествие», продемонстрировавшая яркий драматический талант актрисы. Возвратившись вместе с мужем из эвакуации из Алма-Аты в 1944 году, Людмила Глазова вступила в актёрский штат киностудии «Ленфильм», который через четыре года был ликвидирован, оставив актрису фактически без работы. Через год, в 1949-м, она была утверждена на роль Анны в фильме Герберта Раппапорта и Виктора Эйсымонта «Александр Попов», которая, в итоге, так и не состоялась ввиду переделки сценария, исключившей эту роль из его окончательного варианта. Потеря работы, по сути, стала первым шагом к свалившейся после этого на актрису череде трагических несчастий. Сначала, будучи в гостях у её сестры Тамары в Москве, утонул единственный сын. Вслед за этим тяжело заболел муж Семён Тимошенко, став полностью недееспособным. Людмила Сергеевна долгое время была поглощена заботами о нём, позволяя себе лишь изредка выступать в концертах и вести драмкружок в школе № 86 (где поставила спектакли «Двадцать лет спустя» и «Старые друзья»). И, наконец, финалом преследовавших Людмилу Глазову трагедий стало убийство племянника, сына сестры Тамары, гостившего у неё в Ленинграде. Находясь в составе патруля добровольной народной дружины в парке имени Ленина, он заступился за девушку, отбивавшуюся от хулиганов, и получил десять ножевых ранений… В 1957 году Людмила Глазова была зачислена во вновь организованную Студию киноактёра при киностудии «Ленфильм», которая стала настоящим спасением для уже немолодой актрисы. Похоронив мужа в ноябре 1958 года и оставшись совершенно одна, Людмила Сергеевна полностью сосредоточилась на творчестве. Стала соглашаться на любую работу, снимаясь, порой, в проходных эпизодах. В Студии киноактёра сыграла две роли – Анну Семёновну в пьесе «Новое время» и Наташу в «Униженных и оскорблённых». Но возраст и малая востребованность постепенно дали о себе знать, и, в итоге, в 1971 году Глазова ушла на заслуженный отдых. 16 мая 1981 года Людмила Сергеевна скончалась в результате неудачной попытки высушить волосы над газовой конфоркой, приведшей к их возгоранию. Похоронена Людмила Глазова на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1928: «Письмоносец Тоня» (письмоносец Тоня), «Хочу быть летчицей» (вожатая октябрят); 1931: «Великие будни» (Настя); 1932: «Солнце восходит на западе» (Рагна); 1934: «Настенька Устинова» (женщина с улицы), «Спать хочется» (Варька), «Четыре визита Самуэля Вульфа» (Фелис); 1936: «Борцы» (Урсула Клеберсбуш), «Вратарь» (Настя); 1938: «Руслан и Людмила» (Людмила); 1943: «Жди меня» (подруга Лизы); 1944: «Нашествие» (Ольга Таланова); 1945: «Небесный тихоход» (Катюша Кутузова); 1959: «В твоих руках жизнь» (врач), «Песнь о Кольцове» (тетя Лиза); 1960: «Человек с будущим» (Евдокия Максимовна), «Чужая беда» (Табакова); 1963: «День счастья» (новая жена зятя Березкина); 1964: «Жаворонок» (русская пленная), «Канитель», к/м (бабка Феодосия), «Ноль три» (мать мальчика); 1965: «Хочу верить» (Зоя Ивановна); 1970: «Зеленые цепочки» (торговка), «Секундомер» (администратор гостиницы); 1972: «Звезда в ночи» (эп.); 1980: «Никудышная», тв (бабка Ани). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru