Горюнов Анатолий Иосифович

GoryunovГорюнов Анатолий Иосифович
Народный артист РСФСР (1946)
Лауреат Сталинской премии II степени (1950)
Родился 17 декабря 1902 года.
Умер 10 июля 1951 года.

Анатолий Горюнов (настоящая фамилия – Бендель) родился в Москве. Его отец Иосиф Сигизмундович Бендель, сын живописца вывесок из Одессы, на момент рождения ребёнка учился в Императорском техническом училище, зарабатывал на жизнь уроками. Впоследствии, окончив училище, работал инженером-механиком (умер в 1911 году). Мать Анна Михайловна Москвина, родная сестра знаменитых мхатовских артистов Ивана Москвина и Михаила Тарханова, в молодости подрабатывала массажисткой, затем занималась домашним хозяйством и воспитанием двоих сыновей. После потери мужа она осталась без средств к существованию, поэтому была вынуждена обратиться за помощью к брату Ивану Москвину и родному брату мужа Эмилю Сигизмундовичу Бенделю, художнику-фотографу. Именно Иван Михайлович и занимался дальнейшим воспитанием Анатолия. Годом ранее, в 1910-м, при помощи дяди Михаила Тарханова он смог поступить в приготовительный класс Московской реформатской гимназии, которую наверняка бы успешно окончил, если бы не наступившая советская власть. В 1918 году гимназия была переформирована в 84-ю единую трудовую школу, аттестат которой и получил Анатолий Бендель.

Будучи учеником заключительного класса школы, Анатолий Иосифович стал подрабатывать делопроизводителем в химотделе ВСНХ, а в 1919 году, выйдя в самостоятельное плавание, устроился дежурным комендантом по выдаче пропусков и дежурным телефонистом в Реввоенсовет Республики. Не оставляя работы, в октябре 1920 года он поступил в театральную школу 3-й Студии МХАТа, выбор которой был неслучаен. Анатолий Бендель вырос в актёрской семье, в юношеские годы участвовал в школьных вечерах, читал чеховские рассказы, подражая манере своего дяди Ивана Москвина, поэтому переход его в актёрскую профессию оказался неизбежен. Имея все данные комического артиста, он очень скоро выделился среди своих соучеников. К этому добавились деловитость и энергичность, которые помогли ему на втором курсе получить в театре должность помощника заведующего постановочной частью по снабжению. Вскоре Бендель был привлечён Евгением Багратионовичем Вахтанговым к работе над постановкой «Принцессы Турандот» К. Гоцци в роли первого мудреца. Спектакль имел оглушительный успех и впоследствии стал визитной карточкой созданного им театра. Ну а Анатолий Иосифович, окончив школу в 1924 году, вошёл в труппу З-й Студии МХАТа, которая через два года была переименована в Театр имени Евг. Вахтангова.

Поступив на сцену, актёр сменил свою фамилию Бендель на творческий псевдоним Горюнов, позаимствовав его у семьи сотрудников МХАТа. С того момента и публика и профессиональные круги знали его неизменно как Анатолия Горюнова. Первой большой ролью артиста на сцене театра стал приказчик Мухояров в пьесе А.Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше». За ним последовали епископ в «Карете святых даров» и фра-Рафаэль в «Женщине-дьяволе» П. Мериме, Напойкин во «Льве Гурыче Синичкине» Д.Т. Ленского, Херувим в «Зойкиной квартире» М.А. Булгакова, Пузырь в «Разломе» Б.А. Лавренёва, Иван Бабичев в «Заговоре чувств» Ю.К. Олеши. Горюнов очень быстро стал завоёвывать популярность благодаря своеобразной фактуре, комическому таланту, позволявшему изображать своих персонажей в ярких эксцентрических тонах. Уже в 1934 году он получил звание Заслуженного артиста РСФСР. В театре, помимо актёрской работы, проявил себя как крепкий общественник. В 1925 году Горюнов был включён в правление театра и назначен заведующим театральной школой. Позднее он занимал должности заведующего постановочной частью, заведующего литературной частью, заместителя художественного руководителя. Параллельно до 1932 года заведовал театральным отделом Рабфака искусств, в 1939 году избирался депутатом Московского совета депутатов трудящихся.

Несмотря на известность в театральных кругах, настоящую популярность и узнаваемость принесла Анатолию Горюнову работа в кино. Впервые он засветился на экране ещё в немом кинематографе («Всё в наших руках», «Праздник святого Йоргена», «Пышка»), однако первый успех принесла ему роль директора бумажной фабрики Василия Глинки в музыкальной комедии Семёна Тимошенко «Три товарища». В 1936 году тот же Тимошенко доверил Горюнову главную роль в комедии «Вратарь», которая сделала актёра невероятно популярным. Его неуклюжий и в то же время решительный инженер Карасик пришёлся по душе миллионам кинозрителей. Горюнов стал мгновенно узнаваемым и уже не мог спокойно ходить по улице. Однако повторить успех этой работы актёру больше не довелось. Он продолжал сниматься, но предлагаемые ему роли были уже не столь выразительными и по-актёрски малоинтересными. Исключение, пожалуй, составили только гетман Ходкевич в «Минине и Пожарском» Всеволода Пудовкина и капитан Евгений Васильевич в «Танкере «Дербенте»» Александра Файнциммера. В дальнейшем Горюнов сосредоточился исключительно на театре (не считая маленькой роли в комедии «Счастливый рейс»), который всегда оставался для него на первом месте. Да и актёрских возможностей он предоставлял ему гораздо больше, нежели экран. Так в 1932 году Горюнов сыграл Гамлета в постановке Николая Акимова, который вызвал неоднозначную реакцию в театральных кругах. Не все приняли его трактовку классического образа, особенно К.С. Станиславский. Тот же Константин Сергеевич был категорически против исполнения Горюновым роли Бенедикта в другой шекспировской пьесе «Много шума из ничего». До наших дней дошло свидетельство того, что в порыве гнева Станиславский воскликнул: «Мало того, что они [Театр Вахтангова – прим.авт.] испортили Шекспира, так поставив «Гамлета», они хотят продолжать издеваться над ним и впредь». Режиссёр грозился написать гневное письмо в театр, но, видимо, остыл и отказался от своих намерений. Неизвестно, сыграл ли этот факт свою роль или постановщики спектакля Мария Синельникова и Иосиф Рапопорт поняли, что ошиблись, но они решились заменить Горюнова на Рубена Симонова, который 7 октября 1936 года сыграл премьеру. Впоследствии Анатолию Иосифовичу всё же довелось выйти на сцену в этой роли, которую он по-своему играл в очередь с Симоновым. Помимо уже упомянутых работ артист также блистал в образах барона Нюсенжена в «Человеческой комедии» О. де Бальзака, Дымова в «Человеке с ружьём» Н.Ф. Погодина, Шмаги в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Наполеона в «Фельдмаршале Кутузове» В.А. Соловьёва, Санчо Пансы в «Дон Кихоте» М.А. Булгакова по роману Сервантеса, Глобы в «Русских людях» К.М. Симонова, генерала Колоса во «Фронте» А.Е. Корнейчука, полковника в «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве, монаха Акакия в «Великом государе» В.А. Соловьёва и других.

Актёрскую деятельность Анатолий Иосифович постоянно совмещал с общественной. Несмотря на полноту, он был человеком неуёмной энергии и большого темперамента, пробивным в вопросах, касающихся театра, внимательным к людям, интересующимся их проблемами и искренне желающим всем помочь. Такое отношение вызывало соответствующую обратную реакцию, уважение и расположение к нему всего коллектива театра. Ведь именно благодаря его напористости и авторитету удалось полностью восстановить разрушенное во время войны здание Театра Вахтангова, на что он положил много сил и энергии. Такая преданность театру, самоотдача, конечно же, не могли не сказаться на здоровье Анатолия Иосифовича. Постоянно занятый работой, он попросту не придавал значения возникавшим проблемам, и расплата за подобное отношение не заставила себя ждать. Как вспоминала актриса Галина Львовна Коновалова, болел он долго и умирал в больших мучениях. «Лечил его сам профессор Б.Е. Вотчал <…>, который потом нам рассказывал, что смерть Анатолия Иосифовича произошла от самой банальной гипертонии, которую тогда совершенно не умели лечить». В июле 1951 года Анатолия Горюнова госпитализировали в престижную больницу в Сокольниках, из которой он больше не вышел. Когда Галина Львовна навестила его, то «застала <…> в палате уже без сознания. <…> Долго стояла около его мечущегося, огромного, налитого водянкой тела, смотрела в его ничего не выражающие глаза…». Похоронили актёра на Новодевичьем кладбище.

У Анатолия Иосифовича осталась семья, которую он нежно любил. Со своей супругой Верой Дмитриевной Бендиной (1900–1974) он познакомился в период учёбы в школе 3-й Студии МХАТа. Она затем работала в Художественном театре, озвучивала анимационные фильмы. У семейной пары родилось двое детей – сын Михаил (1932–1994) и дочь Анна (1933 г.р.), которые впоследствии избрали профессию родителей. Оба окончили Школу-студию МХАТ, играли на сцене этого театра.

Фильмы и роли:

1921: «Всё в наших руках» (эп.); 1930: «Праздник святого Йоргена» (монах); 1934: «Петербургская ночь» (Шульц), «Пышка» (Луазо); 1935: «Три товарища» (Василий Глинка); 1936: «Вратарь» (Карасик, инженер), «Зори Парижа» (Рише, художник), «Партийный билет» (Фёдор Иванович), «Поколение победителей» (жандармский ротмистр); 1939: «Воздушная почта» (начальник аэропорта), «Личное дело» (врач), «Минин и Пожарский» (гетман Ходкевич); 1940: «Танкер “Дербент”» (Кутасов); 1949: «Счастливый рейс» (Алексей Николаевич).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru