Гошева Ирина Прокофьевна

GoshevaГошева Ирина Прокофьевна
Народная артистка РСФСР (1963)
Родилась 12 марта (по другим данным – 10 ноября) 1911 года.
Умерла 11 мая 1988 года.

Ирина Гошева родилась в Архангельске в семье Прокофия Фёдоровича (умер в 1940 году) и Ирины Петровны (умерла в 1930 году) Гошевых. Отец трудился кочегаром, мать тянула на себе всё домашнее хозяйство. Далёкие от искусства, они прививали дочери умения выживания в тяжёлой рабочей обстановке, но, вопреки их стараниям, она росла тонкой артистической натурой. Ей нравилось искусство, нравился театр, поэтому окончив школу II ступени, в 1929 году она уехала в Ленинград, чтобы пройти вступительные испытания на актёрский факультет техникума сценических искусств. Курс в тот год набирал опытный педагог Владимир Сладкопевцев, который в хрупкой выразительной девочке почувствовал незаурядные актёрские данные и взял её в число своих учеников. Надо отметить, что из всех двадцати четырёх студентов наибольшая удача улыбнулась именно Гошевой. Ещё во время учёбы на неё обратил внимание Сергей Эрнестович Радлов и по окончании техникума пригласил начинающую актрису в свой «Молодой театр». Гошева сразу же стала играть ведущих героинь в его постановках, с присущим ей лиризмом и трагически обострённым восприятием мира. Она исполнила Дездемону в «Отелло» В. Шекспира, Варю в «Нашей молодости» С. Карташёва по роману В. Кина «По ту сторону», Донгор в «Магистрали», Полиньку в «Чехове», которые раскрыли её как интересную лирико-драматическую актрису. Через три года, желая расширить свои творческие рамки, Ирина Гошева перешла к Николаю Акимову в Ленинградский театр комедии, где не стала поступаться своим лирическим началом, а разнообразила его характерно-комедийными красками. В её репертуаре появились: Диана в «Собаке на сене» Л. де Вега, Мадлен в «Моём преступлении» Л. Вернейля, Люба в «Весеннем смотре» В.В. Шкваркина, Фаншон Бельанж в «В понедельник в 8» Э. Фербер и Д. Кауфмана, Оливия в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира, Ольга в «Сыне народа» Ю.П. Германа, Олуэн Пиил в «Опасном повороте» Д. Пристли, Аннунциата в «Тени» Е.Л. Шварца. Последняя работа наиболее удалась актрисе. Показывая её на гастролях в Москве, она смогла восхитить самого Владимира Ивановича Немировича-Данченко, который позвал актрису в Художественный театр, посулив роль Офелии. Конечно же, получив столь заманчивое предложение от мэтра театрального мира, она не смогла устоять и в 1940 году покинула Ленинград. Безусловно, это был рискованный шаг, поскольку в Театре комедии на неё строился репертуар, а в Москве всё могло сложиться менее удачно. Однако поначалу волноваться было не о чем. На мхатовской сцене Ирина Гошева сыграла сразу двух чеховских героинь: Ирину в «Трёх сёстрах» и Аню в «Вишнёвом саде», репетировала обещанную Офелию в «Гамлете» В. Шекспира, но, к сожалению, спектакль не был доведён до премьеры. После смерти Немировича-Данченко в 1943 году к идее его постановки уже никто не возвращался, и актрисе с этого момента пришлось перейти на второй план, уступив первенство другим своим коллегам. Но хорошие роли, всё же, не обходили её вниманием. Она играла Сюзанну в «Женитьбе Фигаро» П. Бомарше, Негину в «Талантах и поклонниках» А.Н. Островского, леди Мейбл в «Идеальном муже» О. Уайльда, Аню Клименко в «Днях и ночах» К.М. Симонова, Констанс в «Осеннем саде» Л. Хеллман. Но в целом её карьеру в Художественном театре вряд ли можно назвать удачной. Отработав в нём тридцать четыре сезона, в 1974 году она его покинула.

Казалось бы, о творческой востребованности Ирине Прокофьевне можно было забыть. Она была немолода, её театральные заслуги остались в прошлом, новое поколение режиссёров знало о ней лишь понаслышке. И, всё же, актрисе снова повезло. Ирину Гошеву стали приглашать в кино, в котором до этого она появлялась эпизодически. Главной работой, по которой её узнавали, была небольшая роль старой учительницы в телевизионной новелле «Волшебная сила искусства», где Гошева выступила партнёршей Аркадия Райкина. По сути она открыла ей дорогу на большой экран. Актрису начали приглашать на небольшие роли интеллигентных пожилых женщин, которых она играла со свойственной ей лиричностью. Наиболее заметные из них: Елена Николаевна («Победитель»), бабушка Андрея («Взрослый сын»), Валентина Георгиевна («Депутатский час»), миссис Клеменс («Женщина в белом»), Полина Ивановна («Петля»), Мари («Осенний ветер»).

Личная жизнь Ирины Прокофьевны сложилась более чем благополучно. Работая в Ленинграде, она познакомилась с актёром Владимиром Владимировичем Кабатченко (1904–1981), который стал её мужем. В 1935 году в их семье родилась дочь Елена. Супруги прожили долгую счастливую жизнь и упокоились вместе на Невзоровском кладбище в Ивантеевке Московской области.

Фильмы и роли:

1934: «Юность Максима» (заключённая); 1953: «Анна Каренина» (Варя Вронская); 1963: «Теперь пусть уходит», тв (Гермион); 1969: «Преступление и наказание» (Пульхерия Александровна), «Эгмонт», тв (мать Клары); 1970: «Волшебная сила», тв (Сергеева Елена Сергеевна, учительница); 1971: «Вчера, сегодня и всегда» (Анна Павловна Шеина), «Заговор», тв (Эстер), «Человек с другой стороны» (мать Виктора Крымова); 1975: «Победитель» (Елена Николаевна); 1977: «Любовь Яровая», тв (мать Горностаева); 1978: «Проводы», тв (секретарь); 1979: «Взрослый сын» (бабушка Андрея); 1980: «Депутатский час» (Валентина Георгиевна); 1981: «Женщина в белом» (миссис Клеменс), «Тропинины», тв (Анна Фёдоровна), «Через Гоби и Хинган» (Надежда Фёдоровна); 1983: «Петля», тв (Полина Ивановна); 1985: «Загадка Кальмана» (театралка), «Искренне Ваш…» (мама Паши); 1986: «Без сына не приходи!» (Анна Григорьевна, учительница пения), «Осенний ветер», тв (Мари).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru