Грачёв Анатолий ДмитриевичГрачёв Анатолий Дмитриевич Анатолий Грачёв родился в Ишимбае Башкирской АССР. Его отец Дмитрий Петрович Грачёв (1911–1968) работал строителем. Мать Анна Ивановна Грачёва (1912–1944) занималась домашним хозяйством. В год её смерти Анатолий поступил учиться в ишимбайскую среднюю школу, откуда ушёл в 1947-м в связи с переездом к бабушке в Кузоватово Ульяновской области. Там он благополучно закончил среднее образование, после чего в октябре 1954 года устроился лаборантом физико-химического кабинета в ту же школу, где учился. Проработав там три месяца, в декабре Анатолий переехал к отцу в город Салават и до июня 1955 года трудился слесарем-монтажником монтажного объединения «Союзпроммеханизация». Имея интерес к драматическому искусству, Анатолий Грачёв решил попытаться поступить в театральный вуз. Для этой цели он приехал в Москву и, пройдя прослушивания, стал студентом актёрского факультета ГИТИСа на курсе Иосифа Моисеевича Раевского. Там он приобрёл не только азы актёрской профессии, но и нашёл своё личное счастье, женившись на однокурснице Татьяне Дмитриевне Клёновой (1938–2005). По окончании ГИТИСа в 1959 году Анатолий Грачёв был приглашён в труппу Московского драматического театра (с 1968 года – на Малой Бронной), где ему стали доверять роли молодых героев одни из лучших театральных режиссёров: Андрей Гончаров (Павлик – «Ситцевый бал» Т.Г. Ян; Роман Самсонов – «Девятый вал» Ю.Ф. Эдлиса; Андрей – «Аргонавты» Ю.Ф. Эдлиса; Сергей Астахов – «Мятеж неизвестных» Г.А. Боровика и др.), Пётр Фоменко (Грибков – «Один год» Ю.П. Германа; Сильвий – «Как вам это понравится» В. Шекспира), Оскар Ремез (Сергей Столяров – «Начало жизни» К.Я. Финна), Семён Баркан (Тони – «Мать» К. Чапека) и другие. Новый этап творческой деятельности Анатолия Грачёва начался с приходом в театр в 1967 году Анатолия Васильевича Эфроса, который увидел в Грачёве не только блистательного исполнителя ролей социальных героев, но и своеобразного актёра для воплощения образов романтических героев и персонажей классических пьес. Так в репертуаре Анатолия Дмитриевича появились Федотик в «Трёх сёстрах» А.П. Чехова, Ромео в «Ромео и Джульетте» В. Шекспира, Володя Костенецкий в «Счастливых днях несчастливого человека» А.Н. Арбузова, Кузьма в «Сказках старого Арбата» А.Н. Арбузова, Алексей Чешков в «Человеке со стороны» И.М. Дворецкого, Алексей Карамазов в «Брате Алёше» по «Братьям Карамазовым» Ф.М. Достоевского, Дон Алонсо и Пьеро в «Дон Жуане» Ж.-Б. Мольера, Монтано в «Отелло» В. Шекспира, Беляев в «Месяце в деревне» И.С. Тургенева, Ноздрёв в «Дороге» по «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя и другие. В кино Анатолий Грачёв впервые снялся ещё студентом, сыграв Юру Дрожжина в комедии «К Чёрному морю», однако по-настоящему стал востребован после участия в картине Леона Саакова «Весна на Одере», в которой предстал в образе капитана Чохова. Впоследствии актёр воплотит на экране немало людей в погонах, разного ранга руководителей и рабочих. В отличие от театра, кинематограф очень часто будет использовать его типажные данные, идеально подходящие под роли социальных героев. Среди его лучших киноработ: Шура Гребенюк («Варькина земля»), Олег Щербаков («Олег и Айна»), Левчук («Волчья стая»), Толкунов («…И другие официальные лица»), прокурор («Слово для защиты»), Аркадий Гайдар («Остаюсь с вами»), Бурлацкий («Февральский ветер»), Лухнов («Два гусара»), Иван Меркулов («Репортаж с линии огня»), Петрович («Зелёный огонь козы»), Васин («Свой крест»). Также к лучшим ролям Грачёва относятся роли в телеспектаклях Александра Орлова: Грюнлих в «Будденброках» и Криспаркл в «Тайне Эдвина Друда». После ухода Эфроса из Театра на Малой Бронной в 1984 году востребованность Анатолия Грачёва в репертуаре резко сократилась. Новые режиссёры видели в своих постановках других артистов, а Грачёву оставалось лишь ждать новых ролей. И тем не менее у него, всё же, случилось несколько интересных работ: Окунев в «Директоре театра» И.М. Дворецкого, Илья Нетёсов в «Путях-перепутьях» Ф.А. Абрамова, Чарльз Кэндэмин в «Неугомонном духе» Н. Коуарда и другие, которые, увы, не смогли заполнить образовавшийся у актёра творческий вакуум. В 1993 году, после тридцати четырёх лет работы на сцене Малой Бронной, Анатолий Дмитриевич, по приглашению Александра Калягина, перешёл в созданный им театр «Et Cetera», в котором прослужил до конца своих дней. Там им были сыграны: Серебряков («Дядя Ваня» А.П. Чехова), Стычкин («Руководство для желающих жениться» по А.П. Чехову), Джеймс Мейо («За горизонтом» Ю. О’Нила), Жеронт («Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера), Роберт («Измена» Г. Пинтера) и другие роли. Супруга Анатолия Грачёва Татьяна Клёнова после трёх лет работы во МХАТе перешла в Театр на Малой Бронной, играла с мужем на одной сцене. В 1974 году в их семье появился на свет сын Дмитрий. Анатолий Дмитриевич и Татьяна Дмитриевна ушли из жизни в один год – 2005-й, с разницей в два месяца. Вместе они похоронены на Перепечинском кладбище. Фильмы и роли: 1957: «К Черному морю» (Юра Дрожжин), «Цель его жизни» (синоптик); 1961: «Аленка» (комсомолец); 1965: «Любимая» (шофер Ваня); 1966: «Нет и да» (роль); 1967: «Весна на Одере» (Чохов); 1968: «Варькина земля», тв (Шура Гребенюк), «Жажда над ручьем» (буровик); 1970: «Борис Годунов. Сцены из трагедии», тв (Григорий Отрепьев), «Море в огне» (мичман Грачев), «Ночная смена» (шофер); 1971: «Следствие ведут знатоки. Повинную голову…», тв (Токарев); 1972: «Будденброки», тв (Грюнлих), «Следствие ведут знатоки. Шантаж», тв (Токарев); 1973: «В номерах», тв (репортер), «Мальчишку звали капитаном» (Бадаев), «Олег и Айна», тв (Олег Щербаков), «Человек со стороны», тв (Чешков); 1974: «Всадники со станции Роса», тв (корреспондент); 1975: «Волчья стая» (Левчук); 1976: «…И другие официальные лица» (Толкунов), «Мое дело», тв (Гринько), «Слово для защиты» (прокурор), «Судьба барабанщика», тв (Половцев); 1977: «Гарантирую жизнь» (Иосиф Константинович), «Последняя двойка» (Павел Петрович); 1978: «Мужские игры на свежем воздухе» (Виктор Асеев), «Последний шанс» (Николай Сергеевич Грушко), «Проводы», тв (Яранцев); 1979: «Алые погоны», тв (полковник Ковалев), «Варвары», тв (Черкун), «Крутое поле» (Грачев), «Что-то с телефоном», к/м (Вадим Николаевич); 1980: «Мелочи жизни», тв (Бунин); 1981: «Остаюсь с вами» (Аркадий Гайдар), «Тайна Эдвина Друда», тв (Криспаркл), «Февральский ветер» (Бурлацкий); 1982: «Детский мир» (директор фабрики игрушек); 1983: «Признать виновным» (отец Владимирова); 1984: «Два гусара», тв (Лухнов), «Репортаж с линии огня» (Иван Меркулов); 1985: «Внимание! Всем постам» (Иван Алексеевич), «Ради нескольких строчек» (Буренков); 1986: «Где ваш сын?» (сотрудник милиции), «Равняется четырем Франциям», тв (Синилкин); 1987: «Мужские портреты» (Филюгин); 1988: «Автопортрет неизвестного» (Мануйлов), «Шут» (отец Вали); 1989: «Бывший папа, бывший сын», тв (Семен Матвеевич), «Женщины, которым повезло», тв (Игорь Валерьянович Колобков, фотограф), «Зеленый огонь козы» (Петрович, отчим Никиты), «Свой крест» (Валера Васин); 1990: «Враг народа – Бухарин» (К.Е. Ворошилов); 1999: «Ужин в четыре руки» (Иоганн Кристоф Шмидт); 2001: «Саломея», тв (полковой командир); 2004: «Бедная Настя», тв (министр Канарин), «Полный вперед» (священник). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru