Грибков Владимир Васильевич

GribkovГрибков Владимир Васильевич
Заслуженный артист РСФСР (1948)
Лауреат Сталинской премии (1952) за роль 3-го мужика в спектакле «Плоды просвещения».
Родился 2 (15) мая 1902 года.
Умер 22 октября 1960 года.

Владимир Грибков родился в Воронеже в семье повара Василия Митрофановича Грибкова (1861-1914) и портнихи Екатерины Павловны Грибковой (1864-?). С 1910 года учился в Воронежской приходской школе, затем – в Воронежском городском училище. По его окончании в 1916 году стал учащимся Воронежской учительской семинарии, затем преобразованной в педагогический институт. Не закончив его, после 3 курса перешёл учиться в Воронежские высшие театральные мастерские. Параллельно, чтобы иметь средства на существование, подрабатывал переписчиком и помощником делопроизводителя в Воронежской уездной и железнодорожной милициях.

В 1923 году местным отделением Рабис Владимир Грибков был откомандирован в Москву для учёбы в Государственном институте театрального искусства, откуда через год, выдержав конкурсные испытания, был переведён в школу МХАТа. По её окончании в 1925 году был призван в ряды Красной армии, проходил службу в составе 15-го полка 5-й чехословацкой дивизии в Полоцке. После демобилизации в 1926 году Грибков был принят в труппу МХАТа, с которым в дальнейшем была связана большая часть его творческой жизни. Начинал там с эпизодических ролей: нищего в «Царе Фёдоре», мужика сопровождающего и мужичонки с подвязанной щекой в «Бронепоезде 14-69», трактирного слуги в «Растратчиках» и других. Затем в его послужном списке появились более значимые работы: Майба («Наша молодость»), Грипп-Солейль («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Абрам («Квадратура круга»), мистер Пиквик («Пиквикский клуб»), доктор Бублик («Платон Кречет»).

Интересная актёрская индивидуальность Владимира Грибкова вскоре была замечена кинематографом. В 1936 году артист сыграл одну из центральных ролей у Юлия Райзмана в «Последней ночи», представ на экране председателем Ревкома Михайловым. В этой работе, одной из немногих серьёзных ролей актёра, было найдено удачное сочетание драматической тональности с психологической глубиной. Интересной стала и роль Никиты Гурьянова в фильме Григория Рошаля и Веры Строевой «В поисках радости» (1939), в котором Грибковым был создан образ простого крестьянина, прошедшим путь от середняка до передовика сельского хозяйства.

В 1938 году Владимир Грибков покинул МХАТ в связи с приглашением на должность художественного руководителя Московского областного театра имени В.В. Маяковского, в качестве которого он работал до начала Великой Отечественной войны. Затем вместе с киностудией «Мосфильм» актёр эвакуировался в Алма-Ату, где до осени 1943 года трудился в составе Центральной объединённой киностудии (ЦОКС). Сыграл небольшие характерные и драматические роли в фильмах «Актриса» (Оболенский), «Антоша Рыбкин» (Козловский), «Волшебное зерно» (дед Всевед), «Во имя Родины» (Харитонов), «Воздушный извозчик» (Куликов) и других.

В июне 1944 года Владимир Грибков вернулся в труппу МХАТа и служил там до конца жизни. Среди его ролей позднего периода: Семёнов («Русские люди»), Битков («Последние дни»), Дормедонт («Поздняя любовь»), 3-й мужик («Плоды просвещения») и другие. Последней и самой неожиданной работой Грибкова на сцене МХАТа стала роль Смердякова в «Братьях Карамазовых», сыгранной актёром в резких сочных тонах.

В кино послевоенного периода артист снимался, в основном, в небольших характерно-комедийных ролях, лучшими из которых стали управдом в «Близнецах» (1945) К. Юдина, тренер Шишкин в «Первой перчатке» (1946) А. Фролова и Зуев в «Повести о настоящем человеке» (1948) А. Столпера. Также с 1950 года Грибков озвучивал героев мультипликационных фильмов, самым известным из которых стал Оле-Лукойе в «Снежной королеве» (1957).

Владимир Васильевич был трижды женат. Последняя его супруга – Лидия Евгеньевна Кякшт (1905-1976) – работала монтажёром на киностудии «Союзмультфильм».

Похоронен Владимир Грибков на Введенском кладбище.

Фильмы и роли:

1936: «Последняя ночь» (Михайлов); 1939: «Варя-капитан», к/м (дед Архип), «В поисках радости» (Никита Гурьянов); 1942: «Актриса» (Оболенский), «Антоша Рыбкин» (Козлов), «Волшебное зерно» (дед Всевед), «Его зовут Сухэ-Батор» (Гомбо), «Котовский» (крестьянин); 1943: «Во имя Родины» (Харитонов), «Воздушный извозчик» (Куликов); 1944: «Юбилей», к/м (член правления), «Я – черноморец!» (Василий Карпович); 1945: «Близнецы» (управдом); 1946: «Первая перчатка» (Шишкин); 1948: «Повесть о настоящем человеке» (Зуев); 1950: «Жуковский» (профессор университета); 1957: «Гуттаперчевый мальчик» (врач), «Как поймали Семагу», к/м (Иона Петрович), «Четверо» (Викентий Карпович); 1960: «Испытательный срок» (сторож морга).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru