Гриценко Лилия Олимпиевна

Gritsenko-2Гриценко Лилия Олимпиевна
Народная артистка РСФСР (1957)
Родилась 24 декабря 1917 года.
Умерла 9 января 1989 года.

Лилию Олимпиевну Гриценко можно смело назвать одной из самых обаятельных актрис советского театра и кино 1950-1970-х годов. Её музыкальность, лиризм, склонность к внутреннему психологическому рисунку создаваемого образа значительно помогали ей выделяться из череды актрис того периода. Она не была «звездой» в сегодняшнем понимании этого слова, но и не пропадала в безвестности в тени более успешных коллег. И в театре и в кино её судьба сложилась вполне удачно. Она много играла как главные, так и второстепенные роли, фактически всегда имея успех.

Пик популярности Лилии Гриценко пришёлся на пятидесятые годы, когда она снялась в главной женской роли в комедии Михаила Калатозова «Верные друзья». Тогда зрителей покорила её женственность, эмоциональность, прекрасные вокальные и внешние данные. Параллельно в этот же период на сцене и экране блистал родной брат Лилии Олимпиевны – Николай Гриценко, яркий самобытный актёр, сыгравший десятки самых разноплановых ролей. Этот семейный и творческий тандем оставил заметный след в отечественном искусстве, обогатив его историю двумя прекрасными актёрскими индивидуальностями.

А началось всё в городе Горловка Донецкой области, где будущие артисты родились в семье железнодорожника. В 1925 году их отца перевели на станцию Ясиноватая, где Лилия окончила первые четыре класса начальной школы. Затем, в 1930 году, семья Гриценко переехала в Макеевку. Там девочка занималась в самодеятельности, делая хорошие успехи в области вокала. В 1935 году она приняла участие во Всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности в городе Сталино (позднее – Донецк), а затем – в Днепропетровске. Получив высокую оценку жюри, Лилия Гриценко была направлена в Москву в оперную студию при ГАБТ СССР, где училась по классу Елены Климентьевны Катульской.

В 1937 году Лилия Олимпиевна перевелась в оперно-драматическую студию имени К.С. Станиславского в класс Антонины Васильевны Неждановой, окончила её в 1941 году и осталась там работать в качестве актрисы (с 1948 года – драматический театр им. К.С. Станиславского). Дальнейшие шестнадцать лет её творческой деятельности связаны именно с этой сценой, где Гриценко были сыграны более десяти ведущих ролей, среди которых: Баттерфляй («Мадам Баттерфляй»), Парася («Сорочинская ярмарка»), Анюта («В тиши лесов»), Леонора («С любовью не шутят»), Феничка («Отцы и дети»), Нина («Грибоедов»), Шарлотта («Наследники Рабурдена»), Лариса («Бесприданница»), Катерина («Вешние воды»), Нина Заречная («Чайка»), Елена Тальберг («Дни Турбиных»), Катарина («Домик у моря») и другие. Как видно из этого перечня, актриса создавала самые разнообразные образы – от лирических героинь до характерных и драматических ролей.

С 1958 по 1960 годы Лилия Гриценко состояла в штате Всесоюзного гастрольно-концертного объединения, а в 1960 году вошла в труппу Московского драматического театра имени А.С. Пушкина и сразу же заняла там одно из ведущих положений. Новых актёрских открытий на этой сцене у неё не случилось, но актриса всегда старательно исполняла поручаемые ей роли: Тереза («День рождения Терезы»), Доменика («Романьола»), Мирра Михайловна («Изгнание блудного беса»), бабушка («Деревья умирают стоя»), Бетти Берник («Консул Берник»), Наташа («Повесть о спасённой любви»), Катерина («Метель»), Простакова («Недоросль»), Галчиха («Без вины виноватые»), Антоновна («Дети солнца») и другие. В коллективе театра Лилия Олимпиевна никогда не выделялась, была малообщительной, в общественной жизни участия не принимала. Главной для неё всегда была работа, которую она ценила превыше всего. Может быть, именно по этой причине у неё не сложилась личная жизнь, и не было детей. Всё её жизненное пространство занимали сцена, съёмки, выступления в концертах, работа на радио.

В кино, кроме вышеупомянутых «Верных друзей», Лилия Гриценко снялась ещё в нескольких заметных фильмах, в которых использовались ранее удачно найденные ей лирические нотки, характерность, драматические оттенки. Среди лучших киноработ актрисы стоит назвать Софью («Мать»), Клавдию Васильевну («Шофёр поневоле»), Мукомолову («Тишина»), Людмилу Сергеевну («Знойный июль»), Рындычку («Весёлые Жабокричи»), тётю Фарятьева («Фантазии Фарятьева»).

В последние годы жизни и в театре и в кино Лилия Олимпиевна занимала довольно скромное положение. В силу возраста ей уже приходилось довольствоваться незначительными ролями и эпизодами, которые ничего не давали ей в творческом плане, но всё же позволяли оставаться в строю.

1 сентября 1988 года Лилия Гриценко ушла из театра на заслуженный отдых, а через четыре месяца её не стало. Умерла она одна в пустой квартире. Её уход остался фактически незамеченным, лишь короткое сообщение в газете «Советская культура» известило об этом печальном событии. Похоронили актрису на Новодевичьем кладбище рядом с братом.

Вот так тихо и скромно закончилась, когда-то ярко начавшаяся творческая судьба Лилии Олимпиевны Гриценко. В памяти остались её работы в кино, многие из которых периодически появляются на экранах телевизоров, напоминая о таланте и обаянии замечательной актрисы.

Фильмы и роли:

1944: «Черевички» (Оксана); 1950: «Прощай, Америка» (Анна Бедфорд); 1951: «Белинский» (крепостная актриса); 1952: «Римский-Корсаков» (Н.И. Забелла-Врубель); 1954: «Верные друзья» (Наталья Сергеевна); 1955: «Мать» (Софья); 1956: «Иван Франко» (Ольга); 1956: «Кровавый рассвет» (Маланка), «Полюшко-поле» (Екатерина Анисимовна); 1958: «Андрейка» (Анна), «Шофер поневоле» (Клавдия Васильевна); 1959: «Неподдающиеся» (мать Нади), «Хованщина» (Сусанна); 1960: «Ребята с Канонерского» (тетя Люся), «Чужая беда» (Пелагея); 1961: «Горизонт» (Голованова); 1963: «Тишина» (Мукомолова); 1965: «Знойный июль» (Людмила Сергеевна); 1966: «В западне», тв (хозяйка дома); 1967: «Седьмой спутник» (Соня, жена полковника); 1970: «Семья Коцюбинских» (мать Примакова); 1971: «Веселые Жабокричи» (Рындычка); 1972: «Адрес вашего дома» (Анна Федоровна, мать «академика»); 1974: «Ваши права?», тв (Маргарита Карловна, учительница); 1976: «Ключ без права передачи» (Лилия Олимпиевна), «Полковник в отставке» (Олимпиада Касьяновна); 1978: «Сегодня или никогда» (Марфуша); 1979: «Поездка через город», тв (старушка с капустой), «Фантазии Фарятьева», тв (тетя); 1980: «Долгие дни, короткие недели», тв (женщина на собрании); 1982: «Просто ужас!», тв (учительница географии), «Солнечный ветер», тв (мать Пономарева), «Частная жизнь» (Марья Андреевна); 1983: «Долгая дорога к себе» (Елена Владимировна), «Ученик лекаря» (мать инвалида); 1984: «Парад планет» (мать); 1985: «Личное дело судьи Ивановой» (бабушка), «Непохожая», тв (старушка на собрании), «Я тебя помню» (сестра Ольга); 1986: «Рядом с вами», тв (Элеонора Савицкая, старая актриса), «Сошедшие с небес» (роль); 1987: «Сын», тв (роль); 1988: «Работа над ошибками» (старушка).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru