
Григорьева Галина Константиновна
Галина Григорьева родилась в Москве. Её отец служил в рядах РККА в качестве шофёра, позднее занимал административную должность в Тресте общественного питания. Мать занималась домашним хозяйством. Галина училась в школе-семилетке и об актёрской профессии изначально не помышляла. В 1932 году она поступила в Московский радиотехникум, параллельно подрабатывала секретарём Центрального управления народно-хозяйственного учёта. Статная, красивая, Григорьева постоянно привлекала к себе внимание, часто слышала советы окружающих податься в артистки. Через год она к ним прислушалась, прошла вступительные испытания в школу-студию при МХАТе 2-м и была принята в число её студентов. В 1934 году Галину Григорьеву перевели в труппу театра, но больших успехов ей там достигнуть не удалось. Начинающую актрису занимали лишь в эпизодических выходах в спектаклях «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «В овраге» А.П. Чехова, «Мольба о жизни» Ж. Деваля, и только в одном из них («В овраге») её роль обозначалась в программке (епархиалка Нонна). Спектаклем «Мольба о жизни» МХАТ 2-й закончил своё существование. Так уж совпало, что Григорьева успела покинуть его ещё до этого прискорбного события. В 1935 году она была утверждена на главную роль – Маши Троекуровой в экранизацию пушкинского «Дубровского», предпринятую Александром Ивановским. Картина снималась на «Ленфильме», и актриса, чтобы не разрываться между двумя городами, выбрала непосредственное место съёмок. Жертва её оказалась оправданной. «Дубровский» вышел на экраны в феврале 1936 года, имел зрительский успех. Григорьеву отметили как интересную драматическую актрису, но не более того. Вскоре она получила новое предложение сыграть на «Туркменфильме» трактористку Ай-Гюль в фильме «Два брата» молодого режиссёра Александра Ледащева. Картина была закончена производством в 1937 году, но на экраны так и не попала. Съёмки в ней ознаменовались для Григорьевой изменениями в личной жизни. Галина Константиновна стала женой Ледащева, в 1938 году родила ему сына Сергея. К сожалению, их счастье продлилось недолго. Александр Ледащев тяжело заболел и скончался в 1941 году в возрасте тридцати шести лет. Оправившись после родов, в 1938 году Галина Григорьева поступила в состав Московского театра Промкооперации, которым руководил артист Театра имени Евг. Вахтангова Николай Сергеевич Плотников. Коллектив не входил в число ведущих театров столицы, но для Григорьевой открыл счастливые перспективы. Там ей удалось сыграть роли, которые в других труппах могли пройти мимо неё. Среди них: Настя («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского), Лорна («Золотой мальчик» К. Одетса), Татьяна («Враги» М. Горького), Наташа («Моль» Н.Ф. Погодина). 1941 год принёс Галине Григорьевой много огорчений: смерть мужа, прекращение деятельности Театра Промкооперации, начало войны. Вслед за творческими коллективами вместе с маленьким сыном она отправилась в эвакуацию, попала в Узбекистан, в Ташкент, где, спустя время, встретилась со съёмочной группой фильма «Кащей Бессмертный». Режиссёр Александр Роу как раз искал исполнительницу на роль Марьи Моревны, и Григорьева вполне подошла под этот образ. Съёмки проходили в сложных условиях, с постоянными нападками со стороны культурной общественности, обвинявшей сценарий картины в легковесности и примитивности. Несмотря ни на что, фильм был завершён и выпущен на экраны в мае 1945 года. Всё это время Григорьева состояла в штате киностудии «Союздетфильм», играла в функционировавшем в эвакуации Театре киноактёра под руководством М.И. Ромма. Там ей были исполнены: Нина в «Жди меня» К.М. Симонова и мадам Николь в «Честном слове» Л. Пантелеева. В 1945 году Галина Григорьева вернулась в Москву, где вскоре была зачислена в труппу вновь созданного Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра), преемником существовавшего в Ташкенте коллектива. За шесть лет, проведённых в его стенах, актриса снялась всего лишь в одной картине – «Миклухо-Маклай» Александра Разумного, в которой сыграла жену знаменитого путешественника. Также она могла появиться в «Тарасе Шевченко» Игоря Савченко и «Адмирале Ушакове» Михаила Ромма, однако роли, на которые она претендовала, достались другим актрисам. Параллельно Григорьева пыталась играть в Театре имени Ленинского комсомола, выходила на сцену Театра киноактёра, помогавшего оставаться ей в творческой форме. Самая значительная её работа – Лариса Огудалова в «Бесприданнице» А.Н. Островского принесла ей и радость и огорчение. Играла она её в очередь с Ниной Алисовой, уже прославившейся в этом образе в кино. Конкурировать с ней было непросто, поэтому Алисова вскоре вытеснила Григорьеву, став единственной исполнительницей. В мае 1951 года Галина Григорьева была уволена из Театра-студии киноактёра по сокращению штата. К счастью, без работы она не осталась. Николаем Павловичем Охлопковым актриса была приглашена в Московский театр драмы (с 1954 года – театр имени Вл. Маяковского), в котором оставалась до конца жизни. Режиссёр сразу же ввёл её на Машу Шаманову в «Таню» А.Н. Арбузова и на Киру в «Обыкновенного человека» Л.М. Леонова, а позднее Григорьева сыграла премьеру – Риту в «Двух лагерях» А. Якобсона. Всего же в Театре драмы – Театре имени Вл. Маяковского Галиной Константиновной было сыграно около тридцати ролей. Наиболее значительные из них: Мальцева («Директор» С.И. Алёшина), Хилда Смит («Тридцать серебреников» Г. Фаста), Мехменэ Бану («Легенда о любви» Н.Хикмета), Гертруда («Гамлет» В. Шекспира), Иокаста («Царь Эдип» Софокла), Дебора Гарфорд («Душа поэта» Ю. О’Нила). Также Григорьева могла сыграть Медею в инсценировке пьесы Еврипида, показывалась Охлопкову с одним из монологов героини, но режиссёр выбрал на эту роль Евгению Козыреву. Галина Константиновна, в итоге, предстала в образе Корифейки. В отличие от театра, кино не радовало Галину Григорьеву интересными предложениями. После 1951 года она появилась на экране всего в пяти картинах. Режиссёр Александр Роу снял её в экранизации гололевской «Майской ночи», в которой актриса предстала в образе злой мачехи-ведьмы. В похожих тонах была сделана властная княгиня Жансурат в «Лавине с гор». В трёх последних фильмах и вовсе были эпизодические роли, наиболее интересной из которых стала мать главного героя в «Журналисте» Сергея Герасимова. Схематично прописанная в сценарии, героиня Григорьевой появлялась в нескольких сценах, произносила пару реплик. В её глазах сквозила любовь и забота о сыне. Совсем как в жизни. Только в реальности родной сын актрисы доставлял много переживаний, выпивал, не находил себе места в социуме. Галина Константиновна пристроила его в свой театр, но и там он постоянно «отличался». Очередной стресс, связанный с Сергеем, добил её окончательно. 16 апреля 1969 года Галина Григорьева скоропостижно скончалась от разрыва верхней аорты. Урна с прахом актрисы покоится в колумбарии Новодевичьего кладбища. Галина Константиновна ещё дважды была замужем. Второй её супруг – актёр Георгий Александрович Георгиу (1915–1991), вместе с которым она служила в Театре-студии киноактёра. С третьим супругом, актёром Максимом Ивановичем Грековым (1922–1965) актриса прожила несколько лет, до момента его кончины от лимфогранулематоза. Фильмы и роли: 1935: «Дубровский» (Маша Троекурова); 1937: «Два брата» (Ай-Гюль); 1944: «Кащей Бессмертный» (Марья Моревна); 1947: «Миклухо-Маклай» (Маргарита Робертсон); 1952: «Майская ночь, или Утопленница» (мачеха); 1958: «Лавина с гор» (княгиня Жансурат); 1967: «Журналист» (мать Алябьева); 1968: «Ошибка Оноре де Бальзака» (Лаура де Берни); 1969: «Старый дом» (Луиза Ивановна Гааг, мать Герцена). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru