Громов Виктор Алексеевич

GromovГромов Виктор Алексеевич
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958)
Родился 20 марта 1899 года.
Умер 14 марта 1975 года.

Виктор Громов родился в Москве. Его мать работала ткачихой на ткацкой фабрике С.В. Морозова (Богородско-Глуховской мануфактуре), отец трудился там же конторским служащим. Был он родом из крепостных, получил по настоянию отца хорошее образование и служил конторщиком (умер в 1927 году). Мать, выйдя замуж, оставила работу, занималась домашним хозяйством и воспитанием нескольких детей, за что в 1945 году получила звание матери-героини и соответствующий орден.

Несмотря на материальные затруднения, родители Виктора Громова смогли дать ему приличное образование, определив в 10-ю московскую гимназию, которую он и окончил с золотой медалью в 1917 году. Это помогло ему поступить на медицинский факультет Московского университета, однако увлечение драматическим искусством, начавшееся ещё в гимназический период, прервало его обучение. В 1918 году Громов перешёл в театральную студию при ТЕО (Театральном отделе) Наркомпросса, где преподавали артисты 1-й Студии МХАТа. Там произошло его судьбоносное знакомство с Михаилом Александровичем Чеховым, с которым будет связана значительная часть ранней творческой жизни Громова.

Уже с 1919 года Виктор Громов начал режиссёрскую и педагогическую деятельность в районной студии Пролеткульта, а также параллельно проходил специальный двухгодичный курс обучения у К.С. Станиславского. Подкованный теоретически и практически, в 1922 году Громов был принят в труппу 1-й Студии МХАТа (с 1924 года – МХАТ 2-й), в которой стал соратником и единомышленником М.А. Чехова. Он участвовал во многих режиссёрских опытах Чехова, вместе с ним поставил «Фрола Севастьянова» Ю. Родиана и П.Н. Зайцева (1928). Как актёр был занят в небольших ролях и эпизодах: могильщика («Гамлет» В. Шекспира), Бельского («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого), 2-го халдея («Блоха» Е.И. Замятина), Бионделло («Укрощение строптивой» В. Шекспира), Парамонова («Дело» А.В. Сухово-Кобылина) и других.

В сентябре 1929 года Виктор Громов по направлению Центропосредрабиса (Центрального посреднического бюро по найму работников искусств) был направлен в командировку за границу, где присоединился к оставшемуся в Германии Михаилу Чехову. На протяжении пяти лет он помогал своему учителю во всех его театральных начинаниях в Праге, Риге, Каунасе и Париже, а также ставил самостоятельно. В частности, на сцене латвийской Национальной оперы им были осуществлены постановки «Корневильских колоколов» Р. Планкета и «Сильвы» И. Кальмана.

Наблюдая успехи Громова, Чехов порекомендовал его Мейерхольду, и Всеволод Эмильевич взял артиста в труппу своего театра, когда тот вернулся в СССР в 1934 году. Громов не стал фаворитом мастера, но, как и в МХАТе 2-м, занимался режиссёрской работой (в частности, помогал Мейерхольду в незавершённой постановке «Бориса Годунова» А.С. Пушкина), в школе при театре вёл класс сценической практики.

После закрытия ГОСТИМа в 1938 году Виктор Громов с частью мейерхольдовцев перешёл в труппу Театра имени Моссовета, продержался там два сезона, а затем изменил направление своей творческой деятельности. В 1940 году он был приглашён в качестве главного режиссёра в Центральный театр кукол под руководством Сергея Владимировича Образцова, с которым был знаком ещё со времён МХАТа 2-го. Параллельно с 1943 года Виктор Алексеевич начал сотрудничать с киностудией «Союзмультфильм», а с 1948 года перешёл в её штат. Как режиссёр-консультант принял участие в создании мультфильмов: «Синдбад-мореход», «Теремок», «Конёк-Горбунок», «Цветик-семицветик»; как режиссёр поставил «Мистера Уолка», «Весеннюю сказку», «Друзей-товарищей», «Волшебную птицу», «Танюшу, Тявку, Топа и Нюшу».

Параллельно работе в театре и анимации Виктор Громов периодически снимался в кино. В 1927 году он дебютировал в фильме Якова Протазанова «Человек из ресторана», куда попал по рекомендации всё того же Чехова, снимавшегося там в главной роли. Протазанов Громова не забыл и по прошествии одиннадцати лет позвал в свою детскую картину «Семиклассники» на роль классного руководителя Ивана Кузьмича. Фильм не снискал никаких лавров, прошёл по экранам фактически не замеченным, но для Громова имел определённое значение, поскольку открыл путь к новым работам. До начала войны актёр снялся ещё в четырёх картинах, в каждой из которых сыграл не похожие друг на друга образы. В «Эскадрилье № 5» он предстал вражеским генералом Гофером, в «Подкидыше» – отцом школьницы Нины, участвующей в поисках пропавшей девочки, в «Гибели “Орла”» – решительным капитаном спасательного судна «Камбала», занимающимся поисками затонувшего в годы гражданской войны корабля, в «Светлом пути» – заместителем директора ткацкой фабрики, работающим над новыми образцами ткани. Все эти роли показали Громова интересным, незаурядным актёром, способным создавать выразительные характеры с минимальным использованием внешних средств.

После пяти лет работы на «Союзмультфильме» Громов вернулся в кукольный театр и работал там в прежнем качестве вплоть до 1962 года. Затем актёр решил сосредоточиться на эстрадной деятельности, в которой свои первые шаги сделал ещё в 1920-е годы. В 1958 году Виктор Алексеевич получил диплом I степени и звание лауреата на Всесоюзном смотре театров. Совместно с супругой Александрой Давыдовной Громовой (1904–1990) выступал с концертными программами: «Как добываются миллионы», в которой использовал куклы и декорации, и «Госпожа советница». С января 1966 года состоял в штате Москонцерта в качестве артиста разговорного жанра.

Виктор Алексеевич был разносторонним человеком, занимавшимся не только актёрской, режиссёрской и педагогической деятельностью, но и литературным творчеством. Желая отдать дань благодарности своему учителю, Громов написал о нём книгу, которая вышла в издательстве «Искусство» в 1970 году. Там же в 1976 году в серии «Мастера советского театра и кино» была издана его книга о Софье Владимировне Гиацинтовой.

Когда, казалось бы, кино уже забыло Виктора Громова, в 1962 году он неожиданно получил предложение от Леонида Гайдая сняться в его комедии «Деловые люди». В новелле «Дороги, которые мы выбираем» актёр сыграл финансиста Уильямса, разорившегося по воле бывшего партнёра. Роль была небольшой, но очень яркой, в которой, помимо характерности, просматривались трагедийные нотки. После этого Громов ещё дважды появился на экране: в картине «И был вечер, и было утро» он сыграл доктора, а в одной из серий телевизионного фильма «Сибирь» – профессора.

Похоронен Виктор Алексеевич на Донском кладбище.

Фильмы и роли:

1927: «Человек из ресторана» (честный официант); 1938: «Семиклассники» (Иван Кузьмич); 1939: «Подкидыш» (отец Нины), «Эскадрилья № 5» (генерал Гофер); 1940: «Гибель “Орла”» (Михаил Терентьевич Груздев), «Светлый путь» (замдиректора ткацкой фабрики); 1947: «Мальчик с окраины» (работник оружейного завода); 1949: «Сталинградская битва» (начальник штаба Калинин); 1951: «Совесть мира», не завершён (Майер); 1962: «Деловые люди» (мистер Уильямс); 1970: «И был вечер, и было утро» (доктор); 1976: «Сибирь», тв (профессор).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru