Гудкин Яков МатвеевичГудкин Яков Матвеевич Яков Гудкин появился на свет по пути следования его матери в Смоленск. Родители Матвей Георгиевич (умер в 1914 году) и Анна Сергеевна (умерла в 1942 году) были простыми крестьянами. Отец трудился кустарём-красильщиком, и эта же участь позднее ожидала и Якова. До 1920 года Гудкины проживали в Смоленске, где их сын учился в школе и параллельно постигал азы красильного ремесла. После смерти Матвея Георгиевича Яков вместе со своим старшим братом продолжал дело отца, работая красильщиком, но затем решил двигаться в более привлекательном для себя направлении – творческом. В 1921 году он приехал в Москву, поступил в Пролеткульт и одновременно – в консерваторию по классу вокала. Чтобы иметь средства на существование, совмещал учёбу с работой в отделе печати ЦК ВЛКСМ. В 1922 году Яков Гудкин перебрался в Ленинград, который с этого момента стал для него родным. Там он продолжил обучение в консерватории и параллельно поступил на актёрское отделение Техникума экранного искусства (ТЭИ), где произошло его знаменательное знакомство с Фридрихом Марковичем Эрмлером. В 1924 году Эрмлер создал Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ), и Гудкин стал одним из её учеников. Вместе со своими товарищами по мастерской он снялся в режиссёрском дебюте Эрмлера «Скарлатина», и в дальнейшем, начиная с 1926 года, участвовал во всех ранних работах режиссёра, сыграв свои лучшие роли. Это были либо неблагонадёжные субъекты и хулиганы (подручный Сёмки – «Катька – Бумажный ранет»; Мотька Тундель – «Парижский сапожник»), либо – маленькие люди и служители революции («Чижик» – «Дети бури»; Яша – «Дом в сугробах»; раненый красноармеец – «Обломок империи»). В «Обломке империи» его персонаж в мирное время становится председателем фабкома, а герой «Встречного», первого звукового фильма Ф.М. Эрмлера, Яша Чуточкин, уже рабочий одного из ленинградских заводов, раскрывающий диверсию врага советской власти. Имя Гудкина непосредственно ассоциируется с каждой их этих картин, стоящих в одном ряду с фильмами Эйзенштейна, Пудовкина, ФЭКСов, Кулешова, Довженко, совершивших революцию в усовершенствовании языка экранного искусства, построении новых принципов киновыражения посредством монтажа, операторской работы, режиссёрской тактики. С 1930 по 1931 годы Яков Гудкин работал заместителем директора кинофабрики в Сталинабаде, с 1931 по 1932 годы – помощником начальника кинопоезда Союзкинохроники. В 1932 году актёр вернулся в Ленинград и продолжил активно сниматься. Он безболезненно преодолел звуковой барьер, но масштаб его новых работ стал гораздо скромнее. Фридрих Эрмлер, переключившийся со второй половины 1930-х гг. на постановки официозно-пафосного содержания («Великий гражданин», «Великий перелом») роли в них актёру не находил. Гудкину же приходилось довольствоваться маленькими ролями и эпизодами, порой, не в самых удачных картинах, да и востребованность его как актёра постепенно сходила на нет. Известен тот факт, что изначально он был утверждён на роль Петьки в «Чапаева» Братьев Васильевых, но после нескольких снятых сцен, не удовлетворивших режиссёров, Гудкин был заменён Леонидом Кмитом. Спад своей актёрской востребованности Яков Гудкин восполнял работой директором актёрской мастерской киностудии, участием в спектаклях Ленинградского ТЮЗа, продолжавшимся до начала Великой Отечественной войны (за исключением периода 1939–1940 гг., когда он один год служил в РККА). В 1941 году Яков Гудкин был мобилизован в ряды Военно-Морского Флота, проходил службу в качестве артиста-краснофлотца в составе Центрального ансамбля ВМФ СССР. В январе 1942 года от разрыва бомбы он получил тяжёлую контузию с повреждением центральной нервной системы, в течение восьми месяцев у него была потеряна речь и ослаблена память, но актёр, всё же, смог восстановиться и вернуться к службе в качестве начальника дивизионного клуба 3-й гвардейской стрелковой дивизии 54-й армии Ленинградского фронта. За свои боевые заслуги Гудкин был награждён орденом Красной звезды, медалями: «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За оборону Москвы», «За победу над Германией». В августе 1944 года Яков Гудкин был демобилизован из армии, вступил в актёрский штат киностудии «Ленфильм», но не получил даже и частичной занятости в кино. За два года пребывания на студии он только однажды появился на экране в крохотном эпизоде фильма «Небесный тихоход». 25 января 1946 года, не видя для себя творческих перспектив, Гудкин ушёл с «Ленфильма» и из кино на довольно длительный срок. Последующие годы он осваивал новую для себя ипостась конферансье, выходя в этом качестве к зрителю от музыкально-эстрадного объединения. Так продолжалось шестнадцать лет, пока в середине 1960-х постаревший и погрузневший Гудкин не решил вернуться на экран. Фактически ничего не осталось в нём на тот момент от задорного, улыбчивого парня, каким он был в 1920–1930-е годы. Думаю, актёр и сам понимал, что рассчитывать на что-то значительное ему уже не придётся. Гудкину удалось вступить в труппу Студии киноактёра при киностудии «Ленфильм», сняться в нескольких прозвучавших фильмах («Каин XVIII», «Три толстяка», «Снегурочка»), в каждом из которых он оказался совершенно не заметен. Вновь поработав перед камерой, вспомнив былое, Яков Гудкин в третий раз покинул «Ленфильм». Теперь уже окончательно. Начиная с 1920-х годов, Якова Матвеевича связывала многолетняя дружба с актёром и режиссёром Валерием Соловцовым (1904–1977), вместе с которым он учился в КЭМе и снимался в картинах Фридриха Эрмлера. Гудкин был женат, имел двух дочерей. Фильмы и роли: 1923: «Комедиантка» (крепостной мальчик); 1924: «Красные партизаны» (эп.), «Н+Н+Н», к/м (иностранец), «Скарлатина» («святой брат» – пропойца); 1925: «На жизнь и на смерть» (крестьянский паренёк), «Наполеон-газ» (иностранный коммерсант), «Путешествие трудовой копейки» (жулик); 1926: «Дети бури» («Чижик»), «Карьера Спирьки Шпандыря» (содержатель клопиной конюшни), «Катька – Бумажный ранет» (бандит «Маленький»); 1927: «Дом в сугробах» (Яша), «Парижский сапожник» (Мотька Тундель), «Рейс мистера Ллойда» (сыщик); 1928: «Ася» (вор-карманник), «Два броневика» (гимназист), «Прыжок» (Петя), «Снежные ребята», к/м (участник ледового пробега № 35); 1929: «Голубой экспресс» (надсмотрщик), «Обломок империи» (красноармеец); 1930: «Первая комсомольская» (Комов), «Спящая красавица» (зеленовец), «Чужой берег» (Сима Миронов); 1932: «Встречный» (Яша Чуточкин), «Выходи на путь» (роль), «Золотые руки» (управхоз), «Эмигранты из цветущей страны» (промышленник); 1933: «Моя Родина» (буржуа); 1934: «Женитьба Яна Кнукке» (бургомистр), «Секрет фирмы» (Яшка), «Чудо» (казачий офицер); 1935: «Горячие денёчки» (слушатель на занятиях), «Очарованный химик» (друг Колтунова); 1936: «Вратарь» (Фома); 1939: «Четвертый перископ» (фельдфебель Кюфке); 1945: «Небесный тихоход» (повар); 1955: «Таланты и поклонники» (буфетчик); 1960: «Дама с собачкой» (пассажир на пароходе); 1963: «День счастья» (гость в ЗАГСе), «Каин XVIII» (хозяин гостиницы); 1965: «Заговор послов» (купчик); 1966: «Три толстяка» (важный горожанин); 1968: «Снегурочка» (приспешник); 1974: «Сержант милиции», тв (Михаил Данилович, официант). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru