Гурецкая Татьяна ИвановнаГурецкая (Огурецкая) Татьяна Ивановна Татьяна Гурецкая родилась в городе Ахалцых Тифлисской губернии в семье полковника артиллерии. В 1922 году закончила 8-ю советскую школу II ступени в Смоленске и до 1924 года работала инструктором физкультуры Совета физкультуры Смоленска и машинисткой в комиссии помощи инвалидам войны. Дебют Татьяны Гурецкой на экране состоялся в 1921 году ещё в период её учёбы в школе в эпизодической роли агитфильма «Деревня на переломе». Видимо, этот небольшой опыт съёмок в кино повлиял на окончательный выбор будущей профессии. В 1924 году Гурецкая поступила на актёрское отделение Ленинградского техникума экранного искусства, но закончила только два курса – в 1926 году техникум закрылся. До этого успела сняться в эпизодах фильмов «Чудесная книжка» и «Братишка». В 1927 году режиссёр Семён Тимошенко пригласил молодую актрису на главную роль в фильм «Турбина № 3», после чего она была зачислена в актёрский штат кинофабрики «Совкино» (позднее – «Ленфильм»), где проработала до 1941 года. За этот период Гурецкая сыграла центральные роли в ряде известных фильмов: Маша («Два броневика»), Ная Фурманова («Мятеж»), Ксана Гусева («Право на жизнь»), Катя («Встречный»), Варя («Три товарища»), Груша («Вратарь»), Анни («Профессор Мамлок»), Аннушка («Возвращение»). Как правило, это были положительные героини, обладавшие жизнерадостностью, целеустремлённостью, весёлым задором. Также с 1936 по 1940 годы по совместительству актриса играла на сцене Ленинградского театра Балтийского Флота (Ида Гуревич – «Очная ставка» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина; Татьяна – «Разлом» Б.А. Лавренёва; Жаклина – «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера и др.). В 1941 году Татьяна Гурецкая вместе с киностудией «Ленфильм» эвакуировалась в Алма-Ату, где до 1943 года работала в качестве актрисы и ассистента режиссёра. Затем была переведена на киностудию «Мосфильм» и трудилась помощником режиссёра и профоргом съёмочной группы на фильме Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны». После создания Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра) в июле 1945 года вошла в его труппу и оставалась там до момента ухода на пенсию 1 января 1960 года. Играла в спектаклях: «Остров мира» Е.П. Петрова (миссис Джекобс), «Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова (Кукарникова), «Три солдата» Ю.П. Егорова и Г.С. Победоносцева (Рощина), «Софья Ковалевская» Бр. Тур (фрау Швейдлиц), «Машенька» А.Н. Афиногенова (Вера Михайловна), «Последние» М. Горького (госпожа Соколова), «Сверстники» А.В. Спешнева (Надежда Степановна Каширина), «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского (Паскудина) и других. По каким-то непонятным причинам были забыты все довоенные профессиональные заслуги Татьяны Ивановны. В дальнейшем Гурецкая использовалась исключительно как актриса эпизода. Но и в этом качестве она всегда была яркая, ни на кого непохожая. Играла слегка холодноватых дам, заботливых радушных матерей, жён. Лучшие из них: Евгения («Последний этап»), ассистент режиссёра Татьяна Ивановна («Весна»), мать Валентина («Аттестат зрелости»), жена Кречетова («Ночной патруль»), Анна Николаевна («Девушка с гитарой»), Мария Сергеевна («У тихой пристани»), Скворцова («Отчий дом»). С 1929 года Татьяна Гурецкая была замужем за режиссёром документального кино и оператором Василием Николаевич Беляевым (1902–1967). Детей у супругов не было. К сожалению, неизвестно, чем была занята жизнь Татьяны Ивановны после ухода на пенсию и как она прожила свои последние годы. Спросить об этом уже не у кого. Похоронена Татьяна Гурецкая на Востряковском кладбище. Фильмы и роли: 1923: «Деревня на переломе» (крестьянская девушка); 1925: «Чудесная книжка» (жена рабочего); 1926: «Братишка» (кондукторша); 1927: «Водоворот» (Любаша), «Ордер на жизнь» (Вера), «Турбина № 3» (Мария); 1928: «Два броневика» (Маша), «Кузня Уть» (селькор Таня), «Мятеж» (Ная Фурманова), «Право на жизнь» (Ксана Гусева); 1930: «Поворот» (Даша); 1931: «Зыбун» (дочь кулака); 1932: «Встречный» (Катя), «Друзья совести» (Мари); 1933: «Дважды рожденный» (Марина); 1934: «Чудо» (Зоя); 1935: «Три товарища» (Варя); 1936: «Вратарь» (Груша), «На отдыхе» (Маруся); 1938: «Профессор Мамлок» (Анни); 1940: «Возвращение» (Аннушка); 1942: «Парень из нашего города» (медсестра); 1947: «Весна» (Татьяна Ивановна, ассистент Громова); 1948: «Последний этап», Польша (Евгения); 1949: «У них есть родина» (советская мать); 1954: «Аттестат зрелости» (мать Валентина); 1956: «Поэт» (зав. жилотделом); 1957: «Девушка без адреса» (модельер), «Звездный мальчик» (тетя маленькой госпожи), «Ночной патруль» (жена Кречетова); 1958: «В дни Октября» (Прасковья Федоровна), «Девушка с гитарой» (Анна Николаевна Федосова, мать Тани), «Жених с того света» (Тоня, редактор стенгазеты), «К Черному морю» (мать Ирины), «Стучись в любую дверь» (Анна Александровна), «У тихой пристани» (Мария Сергеевна); 1959: «Горячая душа (Шебалина), «Отчий дом» (Скворцова); 1960: «Колыбельная» (Зинаида Васильевна), «Первое свидание» (мать Мити). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru