
Гуров Евгений Алексеевич
Евгений Гуров родился в селе Раменском Московской губернии, куда его мать Евдокия Ивановна Гурова (урождённая Горохова) после расставания с мужем уехала к проживавшему там отцу, железнодорожному служащему. После его смерти она вместе с сыном жила, в основном, на средства от заработка дяди Сергея Ивановича Горохова, брата её отца, работавшего главным бухгалтером «Красного креста» в Москве. Окончив пятиклассную сельскую школу при текстильной фабрике, Евгений Гуров был принят в Малаховскую гимназию, где первые два года его обучения оплачивал профессор гимназии, очень богатый человек, а затем за отличные успехи в учёбе Гуров был переведён на стипендию. В 1914 году Евдокия Ивановна поступила на работу в качестве обслуживающего персонала в один из московских военных госпиталей, и Евгению пришлось поселиться у тётки, сестры матери, ткачихи Раменской текстильной фабрики Марфы Ивановны Осокиной в одном из жилых фабричных корпусов. Там он прожил до окончания гимназии в 1918 году. Затем Евгений уехал в Москву, где, выдержав конкурсный экзамен, поступил на архитектурное отделение Высшего технического училища. Имея способности к рисованию, он хотел попытаться совмещать занятия техникой и художеством, но постепенно последнее взяло над молодым человеком верх, и через год Гуров перешёл в Училище живописи, ваяния и зодчества к художнику К.А. Коровину, совмещая работу в его мастерской со службой в конторе постройки линии Казань-Екатеринбург. Одновременно Евгений грезил о театральных подмостках, и вскоре и эта его мечта осуществилась. В 1920 году он был принят в драматическую студию «Молодые мастера» под руководством Иллариона Николаевича Певцова и параллельно обучался в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В 1921 году студия была слита с группой актёров московских театров, и на летних гастролях в Иваново-Вознесенске Евгений Гуров начал профессиональную работу в театре. В 1922 году Евгений Гуров был принят в труппу 1-й Студии МХАТа, позднее переименованной в МХАТ 2-й, где работал сначала в качестве артиста, а затем и режиссёра. Сыграл там Талфибия («Орестея» Эсхила), Якоби («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого), Нордлинга («Потоп» Г. Бергера), Степана Вытащи («Пётр I» А.Н. Толстого), Смита («Униженные и оскорблённые» по роману Ф.М. Достоевского), Октавио («Испанский священник» Д. Флетчера), Текльтона («Сверчок на печи» Ч. Диккенса) и другие роли. В качестве режиссёра в 1926 году, совместно с Лидией Дейкун, поставил спектакль «Девичий переполох» по пьесе В.А. Крылова, который единственный раз был показан на закрытом просмотре и, в итоге, не выпущен по причине его несовпадения с взятым театром курсом на мировую трагедию. В 1935 году Евгений Гуров поставил спектакль «Комик XVII столетия» по А.Н. Островскому, но закрытие театра в 1936 году прервало его жизнь на сцене. С 1936 по 1938 годы Евгений Гуров работал в Театре имени МОСПС, а в 1938 году поступил в Театр имени Ленинского комсомола. В 1941 году, в начале войны, Евгений Алексеевич ушёл в ряды народного ополчения, дошёл до реки Десна Смоленской области. Затем был отозван из своей части и направлен в 17-ю дивизию, а оттуда – в штаб 33-й армии, где ему была поручена организация агитбригады «Красноармейская эстрада». В октябре 1941 года Мосгорвоенкомат передал созданную им агитбригаду в распоряжение Московского управления по делам искусств, и с этого момента началась жизнь нового Фронтового театра имени Ленинского комсомола, находившегося в разъездах по фронтам и давшего более двух тысяч концертов-спектаклей. По окончании Великой Отечественной войны Гуров с 1945 по 1946 годы служил в качестве актёра и режиссёра в студии при Камерном театре, а в 1946 году вернулся в Театр имени Ленинского комсомола. На его сцену выходил в образах: Любима Торцова («Бедность не порок» А.Н. Островского), Джокича («Под каштанами Праги» К.М. Симонова), Александрова («Живой труп» Л.Н. Толстого), Красавина («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова) и других. В 1959 году Евгений Алексеевич был приглашен для работы в Магаданский областной музыкально-драматический театр имени М. Горького, где в качестве актёра и режиссёра прослужил несколько лет. В середине 1960-х годов он вернулся в Москву и в дальнейшем работал исключительно в кино. Впервые Евгений Гуров появился на экране в 1936 году у Игоря Ильинского и Ханана Шмайна в комедии «Однажды летом», где предстал одним из зрителей, ассистировавшим лже-профессору на представлении. Затем довольно много снимался в небольших ролях и эпизодах, воплощая различных интеллигентов, госслужащих, учёных, врачей. Его игре были присущи как характерно-комедийные, так и драматические краски. Среди заметных киноработ Гурова: Магомет («Друзья»), Де-Малло («Минин и Пожарский»), Херувимов («Земля и люди»), Никифоров («Ночной патруль»), Шиян («Поэма о море»), Ртищев («Операция «”Трест”»), хозяин птичьего магазина («Семнадцать мгновений весны»), Пётр Генералов («Две строчки мелким шрифтом»). Похоронен Евгений Гуров на Введенском кладбище. Фильмы и роли: 1936: «Однажды летом» (зритель-ассистент на представлении); 1938: «Друзья» (Магомет); 1939: «Минин и Пожарский» (Де-Малло); 1940: «Яков Свердлов» (прокурор), «Суворов» (Вейротер); 1946: «Глинка» (эп.); 1948: «Мичурин» (гость Быкова); 1955: «Земля и люди» (Херувимов); 1956: «Своими руками» (председатель колхоза «Красный Октябрь»), «Разные судьбы» (член бюро парткома), «Убийство на улице Данте» (гример); 1957: «Девушка без адреса» (Иван Романович, прораб), «Дело было в Пенькове» (репортер-журналист), «Ночной патруль» (Никифоров); 1958: «Поэма о море» (Шиян); 1959: «Василий Суриков» (директор Академии художеств), «Жестокость» (шарманщик), «Песня о Кольцове» (роль); 1965: «Рано утром» (дядя Саша, вахтер завода), «Сердце матери» (член суда); 1966: «Герой нашего времени. Бэла» (доктор); 1967: «Операция “Трест”», тв (Ртищев), «Ташкент – город хлебный» (старик); 1968: «Варькина земля», тв (дед Кондрат), «Золотой теленок» (официант); 1969: «Адам и Хева» (посетитель шашлычной), «Преступление и наказание» (посетитель ресторана); 1970: «Карусель», тв (музыкант), «Хуторок в степи» (Иван Антонович); 1971: «Ехали в трамвае Ильф и Петров», тв (бухгалтер); 1972: «За все в ответе» (выпускник); 1973: «Семнадцать мгновений весны», тв (хозяин птичьего магазина), «Следствие ведут знатоки. Побег», тв (дед); 1974: «Абу Райхан Беруни» (Прокл), «Агония» (лакей), «Романс о влюбленных» (сосед), «Скворец и Лира» (Вильгельм); 1975: «Мальчик и лось» (дед на лодке), «Это мы не проходили» (доктор); 1976: «Два капитана», тв (прокурор), «Легенда о Тиле» (священник), «Предательница» (вахтер интерната); 1977: «Вечный зов», тв (доктор наук), «Степь» (чабан), «Счет человеческий» (роль), «Хомут для Маркиза» (старик в коридоре); 1978: «Подарок черного колдуна» (хозяин звонницы); 1979: «Отец и сын» (эп.), «Поэма о крыльях» (фотограф), «Фрак для шалопая» (пассажир электрички); 1981: «Две строчки мелким шрифтом» (Петр Генералов); 1984: «Выигрыш одинокого коммерсанта» (дон Ансельмо, отец Нэнси). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru