Исаева Зоя АлексеевнаИсаева Зоя Алексеевна Зоя Алексеевна Исаева принадлежит к тому числу актрис, чье имя фактически не известно широкому зрителю. Обладая яркой эффектной внешностью, она, тем не менее, всю жизнь снималась только в эпизодах, коих в её багаже несколько десятков. Режиссёры охотно приглашали актрису, зная, что каждый маленький эпизод она наделит яркими сочными красками, и её появление на экране станет украшением картины. Если карьера в кино продвигалась достаточно скромно, то личная жизнь, наоборот, развивалась очень бурно. В жизни Зои Алексеевны было несколько ярких романов. За ней ухаживали самые красивые мужчины, чьё внимание она снисходительно принимала. Обладая настырным характером, Исаева всегда добивалась того, чего хотела. В жизни Зои Алексеевны было много ситуаций, в которых её спасали именно напористость и уверенность в себе. Она никогда не опускала руки и твердо шла к намеченной цели, не смотря на недоброжелательные взгляды завистников. Именно эти черты характера и позволили прожить Зое Алексеевне долгую и интересную жизнь. Зоя Алексеевна родилась в Смоленске. Её папа Алексей Платонович был строителем, а мама Мария Леопольдовна преподавала иностранные языки. Когда Зое исполнилось четыре года, умер её дед, и она вместе с родителями переехала жить в Ковров, к бабушке. Но там семья недолго задержалась. Папа поехал на стройку в Кузбасс, взяв с собой жену и дочку. Там они прожили несколько лет, маленькая Зоя успела пойти учиться в школу. Неожиданно от бабушки пришло письмо, в котором она просила сына вернуться, жалуясь на здоровье и одиночество. Исаевы тут же сорвались и вернулись в Ковров. Это был конец тридцатых годов, самый разгар сталинских репрессий. В 1938 году отца арестовали. Сначала он попал в тюрьму, а затем его расстреляли. Мать осталась одна с малолетней дочерью, все родственники от неё отвернулись. Работала она в одной из ковровских школ, преподавала немецкий и французский языки. Было очень тяжело… 1941-й год. Началась война. Мария Леопольдовна в поисках заработка ездила по всему Коврову, играла в детских садах на фортепиано. Зоя в это время заканчивала десятилетку и уже твёрдо решила, что непременно станет артисткой. Дело в том, что её мама, когда Зоя ещё была ребенком, играла в кинотеатрах на фортепиано на сеансах немых фильмов. Девочке это очень нравилось: она сидела в темноте и наблюдала за тем, что происходит на экране. И с тех пор у Зои зародилось желание стать артисткой и сниматься в кино. По окончании школы Исаева сразу же поехала в Москву поступать в театральный. Первым на её пути оказалось Щукинское училище, где, дойдя до второго тура, она срезалась. Кто-то из поступавших посоветовал ей попробоваться во ВГИК, что она и сделала. Курс набирал Василий Васильевич Ванин, шли прослушивания. Зоя, недолго думая, отправилась к нему. Соорудила на голове «вавилонскую башню», одела самый яркий свой наряд и в таком виде заявилась на экзамен. Увидев её, Ванин сразу же парировал: «Так, вот это все на голове убрать!» – и выгнал её. Что ж, Зоя зачесалась на прямой пробор и вернулась обратно в аудиторию. «Вот это другое дело!» – одобрительно кивнул Ванин. Исаева прочитала отрывок из «Барышни-крестьянки» А.С. Пушкина. Василию Васильевичу она понравилась, и её допустили на следующий тур. Третий тур проходил на сцене малого зала Дома кино. Всех рассадили. «Теперь будете читать басни» – сказал Ванин. А Зоя, как нарочно, ни одной не помнила. Рядом с ней сидел молодой парень, он посоветовал Зое спеть частушку: «Скоро кончится война, скоро Гитлеру капут. Скоро временные жёны, как коровы, заревут». Она уцепилась за неё, как за спасение. Выдав все это перед комиссией, Зоя вдруг почувствовала, что сделала нечто ужасное. Схватившись за голову, она пулей вылетела из зала, забежала в уборную и стала реветь. Вдруг кто-то стучит в дверь: «Девушка, выходите, вас приняли!». Ещё до поступления в институт Зоя Алексеевна встретила человека, который в дальнейшем очень помог ей в жизни. Как-то от школы она ездила на торфоразработку в Гусь-Хрустальный. Ехала в поезде, а напротив сидели двое мужчин. С одним из них Исаева разговорилась. «Деточка, – сказал он ей, – я дам вам свой телефон, мало ли что может случиться, когда вы будете в Москве. Если что нужно, звоните». Зоя взяла клочок бумажки с номером телефона, не подозревая, как он в будущем ей пригодится. Приехав в Москву, Зоя купила одну комнату в общей квартире. Здесь у Исаевой появилась недоброжелательница, которая заявила о совершенной ей покупке в домоуправление. Тогда такие сделки были не в моде. К тому моменту мама Зои, Мария Леопольдовна, уже переехала к дочери в Москву. Однажды к Исаевым пришли из домоуправления и объявили, что их выселяют. Вот как раз в этот момент и пригодился тот самый номер телефона, который оставил Зое незнакомец из поезда. Им оказался Дмитрий Петрович Собейников, главный инженер Кунцевского военного завода. Зоя позвонила ему и объяснила ситуацию. Он сразу же приехал. «Знаете что, – сказал он Марии Леопольдовне, – я вас устрою к себе на завод переводчицей». Это было, как чудо! Исаевых, всё же, выселили. Сначала они жили в коридоре, но вскоре им пришлось выехать, они стали снимать комнаты. В конце концов, Зое Алексеевне это надоело, она снова обратилась за помощью к Дмитрию Петровичу. Он вызвал к себе Марию Леопольдовну, и через какое-то время ей дали комнату в Кунцево, на последнем этаже, где она и поселилась. Зоя Алексеевна в этот момент была уже замужем. Её мужем стал Георгий Фёдорович Шепф (1912–1976), архитектор, знакомство с которым произошло при очень интересных обстоятельствах. В Центральном Доме работников искусств встречали очередной Новый год, где у Исаевой была назначена встреча с ухажёром. Она пришла, а он нет. Зоя стояла очень расстроенная. В этот момент мимо проходила её родственница: «Ты что здесь стоишь одна?». И увела Зою с собой. Исаева попала в весёлую шумную компанию. Грусть рассеялась, и она решила пойти танцевать. Когда Зоя спускалась по лестнице, к ней вдруг подошла какая-то женщина и сказала: «Девушка, там с вами один молодой человек хочет потанцевать» – и указала на скромно стоящего парня. Зоя Алексеевна любезно согласилась, они начали танец. Исаева ему рассказала, что она – студентка, учится во ВГИКе. Он попросил её телефон. Но в той квартире, которую Зоя снимала, телефона не было, и она сказала адрес в полной уверенности, что он не запомнит. Как-то раз, недели через две после этого, Зоя пришла домой после учёбы. «Зоенька, к вам какой-то молодой человек заходил» – сказал ей сосед. «Кто бы это мог быть?» – подумала она. На второй день повторилось то же самое. На третий день Зоя была дома одна, и вдруг раздался звонок в дверь. Она открыла дверь – это он, Георгий Фёдорович! Вскоре после этого они поженились. Зоя жила в квартире мужа вместе со свекровью. Та поначалу Зою не приняла, считала, что артистки – народ несерьёзный, хотя сама была пианисткой. Но потом успокоилась, поняла, что это любовь. Зоя Алексеевна обладала прекрасным голосом. В связи с этим во время учёбы во ВГИКе с Исаевой произошёл интересный случай. Педагога по вокалу Дору Исааковну, преподававшую на курсе Ванина, пригласили работать в консерваторию. И она для показа взяла именно Исаеву. В комиссии сидел профессор Назарий Григорьевич Райский, аккомпанировала знаменитая певица Ксения Георгиевна Держинская. Зоя спела итальянскую песню. Когда она закончила, Держинская подошла к ней: «Деточка, вы знаете, я беру вас к себе в класс. У вас прекрасное сопрано». Но Зоя хотела быть актрисой и о карьере певицы вовсе не думала. В 1949 году Зоя Исаева успешно окончила ВГИК и сразу была принята в труппу Театра-студии киноактёра. Как раз в этот момент наступил период малокартинья, в год выходило всего 5-6 фильмов. Многие выпускники ВГИКа сидели без работы, поэтому Театр киноактёра стал для них настоящим спасением. В их числе оказалась и Зоя Алексеевна. И вдруг, совершенно неожиданно, указом сверху было принято решение сократить в театре тридцать человек, в том числе и Исаеву. В этот момент Зое Алексеевне в руки случайно попала газета, где сообщалось, что в Голливуде ужасно обращаются с кадрами, выбрасывают на панель. И она зацепилась за это – ведь с ней и её коллегами произошло фактически то же самое. Она решила написать письмо Сталину. Подписалась своим именем, остальные не стали – испугались. Но Зоя Алексеевна была не из тех, кто отступает. Раз написала, значит должна добиться! Письмо она отправила, но ответа никакого не последовало. Однажды в Театре киноактёра была торжественная премьера спектакля «Раки» по пьесе Сергея Михалкова, на которую приехал министр кинематографии Большаков. В антракте он вышел в вестибюль. Зоя Алексеевна поджидала его за колонной, и, когда Большаков проходил мимо, выскочила, как коршун. «Иван Григорьевич, это актриса Исаева». «Да что вы! А у меня на столе лежат все ваши письма Сталину», – говорит он. «Так в чём же дело? – парирует Исаева, — Надо же что-то делать!». «Запишите телефон моей секретарши, звоните, я приму вас». Устав от утомительной борьбы за восстановление в театре, Зоя Алексеевна решила поехать отдохнуть с мужем на дачу, а созвониться с Большаковым поручила другой актрисе. Приехав через несколько дней, Исаева позвонила секретарше. «Зоя Алексеевна, где вы были? Всех уже восстановили. Мойте голову, красиво одевайтесь, Иван Григорьевич вас примет к шести часам». Ровно в шесть Исаева была у него. «Садитесь, – сказал ей Большаков. – Зоя Алексеевна, вы – наша Бэтт Дэвис». «Я знаю, на кого похожа, но я же без работы!»… На следующий день Исаева пришла в театр, зашла к директору. «Вы что, так и будете беспокоить Большакова?» – спросил он её. «Да, мне это не нравится!»… Через пару дней после этого в квартире Исаевой раздался телефонный звонок. «Здравствуйте, пригласите к телефону Зою Алексеевну». «Я вас слушаю». «Вас беспокоит Большаков. Как ваши дела?». Зое Алексеевне стало плохо! «Знаете, мне из министров ещё никто не звонил…». «Вот я вам и буду звонить теперь», – ответил Иван Григорьевич. После этого он действительно часто звонил. Завязались красивые романтические отношения. Но вдруг умирает Сталин, и Большакова снимают с поста министра кинематографии… После первого сокращения штата Театра киноактёра последовало ещё два. Во всех этих случаях имя Исаевой оказывалось в списках исключенных. И опять, благодаря своему упорству и настойчивости, Зоя Алексеевна спасала себя и своих коллег. По странному стечению обстоятельств в начале пятидесятых годов на дубляже зарубежных картин работали, в основном, театральные актёры, а большинство артистов кино были лишены этой возможности. Возмущенная такой несправедливостью, в дело вмешалась Исаева. Она обратилась к министру культуры Фурцевой с просьбой разобраться с этим вопросом. И вопрос был решён положительно в сторону актёров кино именно благодаря Зое Алексеевне! В 1953 году Исаева впервые снялась в кино в фильме Константина Юдина «Застава в горах», в котором исполнила крохотный эпизод американки. Затем была роль проститутки в фильме Федора Филиппова «Челкаш». Съёмки в этом фильме ознаменовались началом долгого и продолжительного романа с прекрасным актёром и режиссёром Андреем Алексеевичем Поповым. Впоследствии они ещё раз встретились на экране в фильме Григория Александрова «Русский сувенир». Это были замечательные романтические отношения. Андрей Алексеевич умел красиво ухаживать, а Зоя Алексеевна так же красиво это принимала. Их роман продолжался до самой смерти Попова. На похороны Исаева пришла с большим букетом цветов, который возложила к телу друга и замечательного артиста… С конца пятидесятых годов Зоя Исаева начала активно сниматься. Основным её призванием стал эпизод. Режиссёры разглядели в ней яркую характерность и охотно доверяли Исаевой маленькие, но запоминающиеся эпизоды. Одним из таких режиссёров стал Эльдар Рязанов. Впервые Зоя Алексеевна снялась у него в фильме «Дайте жалобную книгу» в роли официантки Веры, затем последовали работы в фильмах: «Зигзаг удачи» (продавщица), «Невероятные приключения итальянцев в России» (врач), «Служебный роман» (служащая). Последним фильмом в этом списке оказался «Гараж», в котором Исаева сыграла одну из пайщиц гаражного кооператива. В кино Зое Алексеевне всегда везло на режиссёров. Они снималась у Бориса Барнета («Аннушка»), Григория Чухрая («Баллада о солдате»), Григория Александрова («Русский сувенир», «Скворец и Лира»), Ролана Быкова («Телеграмма»), Леонида Гайдая («Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга»), Александра Зархи («Повесть о неизвестном актере»), Евгения Матвеева («Любовь земная», «Судьба»). Исаева на судьбу не жаловалась, считала, что прожила счастливую интересную жизнь. В 1998 году Зоя Алексеевна заболела и из-за халатности лечащих врачей едва не погибла. Исаевой пришлось перенести три операции, в результате которых она осталась инвалидом второй группы. Желая восстановить справедливость, Зоя Алексеевна подала на врачей в суд, требуя возместить денежный ущерб, потраченный ей на лечение. Судебная тяжба продолжалась много лет… Несмотря на все тяготы, выпавшие на долю актрисы в последние годы, Зоя Алексеевна прекрасно выглядела, снималась в маленьких эпизодах в кино и сериалах. Из Театра-студии киноактёра она ушла сразу же, как подошёл пенсионный возраст. Жила одна в маленькой однокомнатной квартирке напротив «Мосфильма». Каждый день её навещала дочь. Марианна Шепф – композитор, её песни исполняли многие известные исполнители, в числе которых Валерия и Лариса Долина. Скончалась Зоя Алексеевна на девяносто третьем году жизни. Урна с её прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища. Фильмы и годы: 1953: «Адмирал Ушаков» (придворная дама), «Застава в горах» (американка); 1956: «Как он лгал ее мужу», к/м (цветочница), «На подмостках сцены» (перуанка), «Челкаш», к/м (проститутка); 1958: «Девушка с гитарой» (манекенщица), «Олеко Дундич» (демонстратор); 1959: «Аннушка» (покупательница), «Баллада о солдате» (проводница); 1960: «Русский сувенир» (кассирша), «Тучи над Борском» (сектантка), «Яша Топорков» (эп.); 1960-1961: «Воскресение» (дама в коляске); 1961: «Девять дней одного года» (лаборантка), «Дуэль» (дама), «Суд сумасшедших» (красивая дама); 1962: «Гусарская баллада» (кузина), «Цепная реакция» (дама); 1963: «Я шагаю по Москве» (билетерша); 1964: «Вызываем огонь на себя», тв (немка); 1965: «Дайте жалобную книгу» (официантка Вера), «Мимо окон идут поезда» (учительница), «Мы, русский народ» (медсестра), «Они не пройдут» (учительница), «Совесть» (сотрудница института), «Спящий лев» (продавщица); 1966: «Айболит-66» (эп.), «Берегись автомобиля» (гостья); 1967: «Весна на Одере» (медсестра), «Зареченские женихи», тв, к/м (тетка у дома невесты), «Майор Вихрь», тв (официантка), «Путь в “Сатурн”» (курсантка школы диверсантов), «Таинственный монах» (монахиня); 1968: «Зигзаг удачи» (работница фотоателье), «По Руси» (белошвейка); 1969: «Директор» (рабочая завода), «Золото» (колхозница); 1970: «Посланники вечности» (анархистка), «Расплата» (санитарка), «Случай с Полыниным» (помощник режиссера); 1971: «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (эмигрантка), «Пришел солдат с фронта» (медсестра), «Руслан и Людмила» (мамушка), «Седьмое небо» (женщина в суде), «Телеграмма» (посетительница химчистки); 1972: «Большая перемена», тв (учительница), «Летние сны» (посетительница стадиона), «Первый экзамен», к/м (учитель), «Право на прыжок» (Софья Львовна, администратор гостиницы), «Сибирячка» (женщина в общежитии), «Человек на своем месте» (Зоя Алексеевна, зоотехник); 1973: «И на Тихом океане» (жена купца), «Невероятные приключения итальянцев в России» (врач), «Океан» (жена моряка), «По собственному желанию» (контролер на аэродроме), «Человек в штатском» (горничная); 1974: «Кыш и Двапортфеля» (соседка), «Любовь земная» (Марфа), «Скворец и Лира» (немка); 1975: «Алмазы для Марии» (гостья), «Ау-у!» (покупательница), «Мой дом – театр» (актриса), «Не может быть!» (соседка Софочки), «Раба любви» (актриса); 1976: «Повесть о неизвестном актере» (актриса); 1977: «Инкогнито из Петербурга» (дама), «Служебный роман» (служащая), «Судьба» (Марфа); 1978: «Живите в радости» (колхозница), «Молодость с нами» (гостья), «Сдается квартира с ребенком» (учитель истории), «Целуются зори» (официантка Зоя); 1979: «Вкус хлеба» (Маша Оленева), «Гараж» (пайщица гаражного кооператива), «Город принял» (эп.); 1980: «Гражданин Лешка» (эп.), «Чрезвычайные обстоятельства» (администратор гостиницы); 1983: «Ты мой восторг, мое мученье» (Настя); 1985: «Как стать счастливым» (сотрудница редакции); 1987: «Время летать» (работница аэрофлота), «Друг» (работница прачечной); 1990: «Шапка» (уборщица Маша); 1991: «Анна Карамазофф» (соседка); 1995: «Бульварный роман» (эп.), «Орел и решка» (тетка с зонтиком); 1998: «Судья в ловушке» (эп.); 2003: «Здравствуй, столица!» (соседка); 2005: «МУР есть МУР 3», тв (соседка). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru