Иванова Нина ГеоргиевнаИванова Нина Георгиевна Нина Иванова родилась в Москве в семье Георгия Сергеевича и Александры Павловны (1913–2001) Ивановых, была старшей из их трёх дочерей, главной маминой помощницей. Ивановы жили недалеко от киностудии «Союздетфильм», рядом была школа, в которой Нина училась. Именно туда в декабре 1943 года пришла ассистентка режиссёра Виктора Эйсымонта, приступавшего к постановке фильма «Жила-была девочка», в поисках главной героини. Ходя по классам и всматриваясь в детские лица, она остановила свой взгляд на Нине Ивановой, подсела к ней за парту и задала вопрос: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». Девочка не сопротивлялась и сразу согласилась. После прослушиваний в Доме кино Нина Иванова была утверждена на роль Настеньки и в феврале 1944 года отправилась на съёмки в только что освобождённый после блокады Ленинград. Вся натура снималась там, а павильонные сцены – в Москве, на «Союздетфильме». В декабре 1944-го «Жила-была девочка» была закончена и выпущена на экраны, имела большой зрительский успех. За участие в этой картине юная Нина Иванова была награждена путёвкой в «Артек», где впервые в жизни увидела море и кипарисы, которые приняла за орехи. В 1949 году у родителей Нины появилась четвёртая дочь, а вскоре после этого Георгий Сергеевич ушёл из семьи. Александре Павловне пришлось несладко с четырьмя несовершеннолетними дочерьми. Чтобы как-то помочь маме, Нина оставила учёбу и поступила работать контролёром ОТК на завод «Кинап». Это продолжалось пять лет, в течение которых она успела окончить вечернюю школу рабочей молодёжи. Осенью 1955 года Нина Иванова снова соприкоснулась с кинематографом. Студентка выпускного курса режиссёрского факультета ВГИКа Искра Бабич пригласила её на главную в свою дипломную работу «Надя», в которой Иванова снялась в партнёрстве с Владимиром Андреевым. На основе истории, послужившей сюжетом этой короткометражки, через год Владимиром Ордынским был снят фильм «Человек родился» с тем же Андреевым в главной роли, но в дуэте с уже другой актрисой – Ольгой Бган. Ну а «Надя» получила первую премию на одном из международных фестивалей студенческих фильмов, благодаря чему Нина Иванова была замечена Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым и приглашена на главную роль в ныне культовый фильм «Весна на Заречной улице». Незатейливая история взаимоотношений разных по мироощущению людей была рассказана в фильме простым, понятным каждому языком. Именно по этой причине «Весна на Заречной улице» запала в сердца огромного количества людей, имела большой общественный резонанс. Нина Иванова, непрофессиональная актриса, не владевшая техникой актёрской игры, чувствовавшая себя скованно перед камерой, в один миг стала одним из символов оттепельного кинематографа второй половины 1950-х. «Весна на Заречной улице» изменила жизнь Нины Ивановой буквально во всех смыслах. Она дала ей не только всесоюзную популярность, перспективу новых ролей, но и свела её с человеком, который будет близок ей на протяжении нескольких лет. В период съёмок «Весны» у неё случился роман с оператором Радомиром Василевским, закончившимся свадьбой. Василевский в тот момент жил на Украине, работал на Одесской киностудии, и Нина Иванова осталась рядом с ним. Сыграла главные роли в фильмах «Киевлянка» и «Наследники» Тимофея Левчука, «Любовью надо дорожить» Сергея Сплошнова, «Тайна Димки Кармия» Бориса Митякина, но все эти работы не смогли достичь художественного уровня «Весны на Заречной улице». Всё больше и больше сказывались отсутствие у Ивановой актёрского образования, сложности в передаче драматических переживаний и чувств. Думаю, что со временем Нина Георгиевна и сама поняла, что она, как актриса, довольно среднего дарования. Ролей ей предлагали всё меньше, они были малозначительными и неинтересными. А вскоре и её личная жизнь дала трещину. Её брак с Радомиром Василевским распался, она вернулась в Москву. По поводу актёрства Нина Иванова больше не обольщалась, хотя и была тарифицирована актрисой I категории I группы, понимала, что ждать новых интересных ролей можно годами и решила попробовать себя по другую строну экрана. В апреле 1964 года пошла на Киностудию имени М. Горького, на которой произошло её первое близкое знакомство с кинематографом, поступила в штат помощником режиссёра, затем перешла в ассистенты режиссёра, а с 1973 года трудилась в качестве второго режиссёра. Несколько раз мелькнула на экране в небольших ролях, но в дальнейшем полностью переключилась на режиссёрскую деятельность. Работала на фильмах: «Приезжайте на Байкал» (1965, режиссёр Вениамин Дорман), «Нейтральные воды» (1968, режиссёр Владимир Беренштейн), «Король-олень» (1969, режиссёр Павел Арсенов), «Иванов катер» (1972, режиссёр Марк Осепьян), «Таланты и поклонники» (1973, режиссёр Исидор Анненский), «Предательница» (1976, режиссёр Никита Хубов), «Исчезновение» (1977, режиссёр Вениамин Дорман), «Циркачонок» (1979, режиссёр Владимир Бычков), «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» (1980, режиссёр Борис Григорьев), «Россия молодая» (1982, режиссёр Илья Гурин) и других. В период работы на Киностудии имени М. Горького Нина Иванова вторично вышла замуж за художника студии Андрея Валерианова, но этот брак тоже оказался неудачным. Так и не создав больше семьи, Нина Георгиевна посвятила себя работе, а когда наступил пенсионный возраст, в октябре 1989 года уволилась с киностудии. Однако долго сидеть на пенсии ей не пришлось. Коварные 1990-е со всеми их трудностями вынудили бывшую актрису и режиссёра устроиться санитаркой в оперблок городской клинической больницы № 40, где она отработала несколько лет. Последние годы Нина Георгиевна жила одна, из дома почти не выходила, её круг общения составляли несколько бывших коллег по Киностудии имени М. Горького. О своём актёрском прошлом не желала и слышать, наотрез отказывалась от интервью и съёмок на телевидении. С удовольствием вспоминала лишь свою первую работу в кино. Похоронена Нина Иванова на Алексеевском кладбище. Фильмы и роли: 1944: «Жила-была девочка» (Настенька); 1955: «Надя», ВГИК, к/м (Надя); 1956: «Весна на Заречной улице» (Татьяна Сергеевна); 1958: «Киевлянка» (Галя Очеретько); 1959: «Любовью надо дорожить» (Катя Дорошевич); 1960: «Наследники» (Галина Очеретько), «Тайна Димки Кармия» (Ксеня Пилиповна); 1961: «Дрессировщики», к/м (мама); 1962: «Исповедь» (регистратор ЗАГСа); 1963: «Шурка выбирает море» (Надя); 1964: «Живет такой парень» (жена председателя), «Легкая жизнь» (Таня Савченко); 1966: «Серая болезнь» (Лена); 1974: «Еще можно успеть» (наладчица). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru