Кабатченко Владимир Владимирович

KabatchenkoКабатченко Владимир Владимирович
Родился 28 марта 1904 года.
Умер в 1981 году.

Владимир Кабатченко родился в Ставрополе-Кавказском. Его отец Владимир Тимофеевич Кабатченко (умер в 1919 году) трудился конторщиком на мельнице Гулиева. Мать Раиса Петровна Суворова (умерла в 1942 году) занималась домашним хозяйством.

В семилетнем возрасте Владимир был отдан в 1-ю ставропольскую гимназию, затем, с её упразднением, учился в 6-й советской школе II ступени. После смерти отца, желая помочь матери, Кабатченко перешёл на вечернее отделение школы для того, чтобы днём иметь возможность заниматься подработками. Начинал репетитором и помощником корректора, позднее стал получать более серьёзную работу: делопроизводителем в земотделе, заведующим административной частью в Губросте, заведующим экспедиционной частью в Губисполкоме, заместителем заведующего Центрального рабочего клуба. К началу деятельности последнего Владимир Кабатченко имел самое непосредственное отношение, войдя в число его организаторов. Более того, увлекшись театральным искусством, он организовал при клубе драматический кружок, что в дальнейшем послужило для него хорошим стимулом продолжения творческой деятельности. В постановках клубного кружка Кабатченко сделал свои первые шаги на сцене, был там замечен и в сезон 1922/23 гг. приглашён в труппу городского театра имени В.И. Ленина.

Добившись определённых успехов, в 1923 году Владимир Кабатченко местным отделением союза Рабис был командирован в Москву для получения профессионального актёрского образования. Поступив на первый курс актёрского факультета ГИТИСа по классу А.П. Петровского и Б.М. Сушкевича, уже через год он был переведён сразу на третий и в 1926-м успешно окончил институт. Кабатченко оказался в числе выпускников, которые стали основой созданного в 1926 году Театра Замоскворецкого совета, позднее переименованного в Театр Ленсовета. Молодой артист вошёл в его труппу и служил в ней первые пять лет существования театра. Коллектив готовил как классические, так и современные пьесы, и фактически в каждой из них для Кабатченко отводилась роль. Но набравшись опыта, актёр понял, что хочет попробовать себя в других амплуа и в августе 1931 года перешёл в Историко-революционный театр при Всесоюзном обществе политкаторжан и старых большевиков. Успев сыграть только одну роль – лейтенанта Шмидта в пьесе «Крейсер «Очаков»» Д. Суптели, в ноябре 1931-го Владимир Кабатченко получил приглашение вступить в труппу Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина, которое он с радостью принял. Творческую судьбу на его сцене он начал с роли Нелькина в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, затем сыграл Синявина в «Радости» Д.А. Щеглова, Синцова во «Врагах» М. Горького, Гошу в «Чудесном сплаве» В.М. Киршона, Василия Поспелова в «Петре I» А.Н. Толстого, Стёпу и Аркадия Павловича в «Платоне Кречете» А.Е. Корнейчука, Мелузова в «Талантах и поклонниках» А.Н. Островского, Фогеля в «Суворове» И. Бахтерева и А. Разумовского.

Переехав в Ленинград, Владимир Кабатченко познакомился с молодой, подававшей надежды актрисой Ириной Прокофьевной Гошевой (1911–1988), с которой у него завязались романтические отношения. На тот момент он был женат, имел маленького сына, но, всё же, решился оставить семью ради новой любви. Кабатченко и Гошева поженились, в 1935 году у них родилась дочь Елена, и в дальнейшем у каждого из них всё складывалось хорошо. Ирина Прокофьевна успешно играла в Театре комедии, Владимир Владимирович по-прежнему выходил на сцену пушкинского театра. Так продолжалось до 1940 года, пока Гошева не получила приглашение от самого В.И. Немировича-Данченко перейти в труппу Художественного театра. От такого предложения нельзя было отказаться. Она уехала в Москву, а Кабатченко ещё около года оставался в Ленинграде. Наконец, устав от разлуки, в марте 1941-го он перевёлся в Москву, в состав Центрального академического театра Красной армии. Так он воссоединился с семьёй и старался больше никогда с ней не расставаться. Когда МХАТ в начале Великой Отечественной войны эвакуировался в Саратов, Владимир Владимирович последовал за ним. Там он устроился в местный театр имени К. Маркса и играл в нём до реэвакуации Художественного театра обратно в Москву. Вернувшись, он попал в филиал Малого театра, а через два года перевёлся в его основную труппу. Наконец, в 1946 году, когда был создан Московский театр драмы и комедии (будущий Театр на Таганке), Кабатченко влился в его костяк и оставался там вплоть до реорганизации театра в 1964 году. Здесь он обрёл своё творческое пристанище, войдя в число ведущих артистов. За восемнадцать лет им были сыграны: Лаврецкий в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева, Леклерк в «Гаити» У. Дюбуа, Сергей Александрович Привалов в «Приваловских миллионах» Д.Н. Мамина-Сибиряка, Оскар в «Сыне рыбака» В. Лациса, Второй ведущий в «Оптимистической трагедии» В.В. Вишневского, Калина в «Если ты человек» А. Мовзона, Громадин в «Воробьёвых горах» А.Д. Симукова, Баклажанский в «Ничего подобного» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского, Саенко в «О самой большой любви» В. Игишева, Иван Коломийцев в «Последних» М. Горького, Тупой нож в «Последней границе» Г. Фаста, Васин в «Русских людях» К.М. Симонова, Пётр Сергеевич Стукачёв в «Соседях по квартире» Л.Б. Гераскиной, Миттаг в «Тёмной осенней ночью» Ю.П. Германа, Любен Моллов в «Чёрной кошке» К.Я. Финна и другие роли.

С кино у Владимира Кабатченко отношения не сложились. Так уж случилось, что первые его три работы фактически никто не видел. Фильм «Соловей» (1937) режиссёра Эдуарда Аршанского прошёл ограниченным экраном только на территории Белорусской ССР. Экранизация «Врагов» Максима Горького (1938) в постановке Александра Ивановского успеха не имела. А «Первая конная» (1941) Ефима Дзигана, в которой Кабатченко сыграл С.К. Тимошенко, и вовсе не была выпущена на экран. Впоследствии Кабатченко снимался лишь эпизодически в крохотных, малопримечательных ролях.

В молодые годы Владимир Кабатченко активно совмещал актёрскую работу с различного рода творческой и педагогической деятельностью. В Ставропольском железнодорожном клубе руководил драмкружком, в Ленинградском техникуме сценических искусств преподавал актёрское мастерство, в Ленинградском доме художественного воспитания детей руководил концертной академической бригадой, в Выборгском доме культуры – художественной студией. Принимал участие в художественном шефстве над Красной армией. Выступал на радио, занимался концертной деятельностью.

С приходом в Театр драмы и комедии Юрия Петровича Любимова большинство артистов прежней труппы осталось за бортом, не смотря на долгие годы служения его сцене. Среди них оказался и Владимир Владимирович. Человек уже немолодой, он не стал проситься в другие театры, перебивался случайными съёмками в кино и выступлениями на эстраде. Во второй половине 1960-х гг. он принял участие в постановке «Эгмонта» И.В. Гёте, осуществлённой Надеждой Арди, с которой он был знаком со времён съёмок фильма «Соловей». Этот спектакль был снят на плёнку, благодаря чему сегодня можно увидеть работу Кабатченко и его замечательных партнёров, в том числе и Ирину Гошеву. «Эгмонт» стал единственным творческим проектом, в котором они встретились на одной сценической и съёмочной площадках.

Похоронен Владимир Кабатченко на Невзоровском кладбище в Ивантеевке Московской области.

Фильмы и роли:

1937: «Соловей» (Тивун); 1938: «Враги» (Синцов); 1941: «Первая конная» (С.К. Тимошенко); 1949: «Падение Берлина» (Стениус); 1952: «Садко» (купец); 1960: «Разноцветные камешки» (профессор); 1964: «Легкая жизнь» (тамада в ресторане); 1967: «Татьянин день» (начальник юнкерского училища); 1969: «Эгмонт», тв (Макьявель); 1973: «Таланты и поклонники» (эп.).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru