Калинина Валентина ВасильевнаКалинина Валентина Васильевна Валентина Калинина родилась в Краснодаре. О её родителях не сохранилось никаких подробностей. По свидетельству падчерицы, став известной актрисой, Калинина редко с ними общалась. У матери после расставания с отцом была другая семья, родились дети. Изредка, отдыхая от ВТО в Сочи, актриса к ней заезжала, но в кругу близких ей людей никогда об этом не распространялась. Создавалось впечатление, что она, актриса, претендующая на элитарность, стеснялась своей матери, совсем простой женщины. Романтичная, утончённая Валентина Калинина, мечтающая стать актрисой, не испугавшаяся трудностей тяжёлого военного времени, вскоре после окончания школы отправилась в столицу поступать в артистки. Надо сказать, что ей повезло, поскольку именно в этот, 1943-й год, при Московском художественном театре открылась школа-студия, предназначенная пополнить труппу молодыми кадрами. Курс тогда набрался уникальный: Евгения Ханаева, Владлен Давыдов, Владимир Трошин, Анатолий Вербицкий, Михаил Пуговкин, Владимир Дружников, Геннадий Печников, Маргарита Юрьева, Луиза Кошукова. Впоследствии все легендарные имена! Среди них оказалась Калинина, сразу обратившая на себя внимание, считавшаяся одной из самых талантливых студенток. Было понятно, что ей уготована дорога в Художественный театр. После окончания школы-студии в 1947 году так и произошло. С группой однокурсников её зачислили в труппу, но ждать первой значимой роли актрисе пришлось целых два года. В 1949 году Калинина сыграла роль Флоренс в спектакле «Домби и сын» по произведению. Ч. Диккенса в постановке Виктора Станицына. Не смотря на успех постановки и конкретно её работы, следующие роли пришли только через несколько лет. Пьесы в тот период ставились не самые выдающиеся, поэтому образы Ксении в «Разломе» Б.А. Лавренёва, Оли в «Потерянном доме» С.В. Михалкова, Валентины в «За власть Советов» В.П. Катаева не принесли актрисе удовлетворения. Исправить положение неожиданно помог кинематограф. В 1955 году режиссёр Юлий Райзман пригласил Валентину Калинину на главную роль в картину «Урок жизни», сделавшую её знаменитой на весь Советский Союз. Нравоучительная история о крупном руководителе, поставившем себя выше общества, не считавшимся с людьми и женой, понравилась зрителям. Особенно их привлёк образ Наташи Емельяновой, жены главного героя, в исполнении Калининой. Присутствовавшие в ней жертвенность, внутренний надрыв, нервозность показали богатство актёрской индивидуальности актрисы, её большие возможности. Я бы сказал, Валентина Калинина выбивалась из общего актёрского состава картины, существовала отдельно от других, была слишком яркой, разрушала целостность данного произведения. Работать с ней, видимо, было нелегко в виду завышенных требований к режиссёрам. Этим и объясняется тот факт, что после столь впечатляющего дебюта на экране продолжения кинокарьеры Калининой не последовало. Как бы то ни было, но роль Наташи в «Уроки жизни» открыла Валентине Васильевне дорогу к выигрышным образам на сцене. Интересные роли пошли одна за другой: Софи в «Осеннем саде» Л. Хеллмана, Лиза в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева, Утрата в «Зимней сказке» В Шекспира, Нора в «Кукольном доме» Г. Ибсена, Элен Мариотт в «Убийце» И. Шоу, Антонина в «Егоре Булычове и других» М. Горького. Параллельно актёрской карьере Калинина старательно выстраивала личную жизнь. После первого неудачного брака она познакомилась с известным архитектором, специалистом в области транспортных коммуникаций Андреем Евгеньевичем Страментовым (1902–1964), очень влиятельным, обеспеченным человеком. В тот момент он уже вдовствовал, один растил двоих детей. Валентина Калинина сразу же в него влюбилась, стала добиваться его расположения. Немолодой Страментов, конечно же, не мог не обратить на неё внимания и вскоре предложил ей руку и сердце. Калинина с радостью согласилась. Она переехала к мужу в шикарную квартиру в доме на улице Чкалова, в котором жили художники Кукрыниксы, семья композитора Сергея Прокофьева, известный врач Георгий Сперанский. Всё теперь было у её ног: замужество за известным человеком, обеспеченность, востребованность в профессии. Амбициозная Калинина упивалась своим новым положением, требовала у Страментова повышенного внимания к себе, холодно относилась к его детям от первого брака, всё время встававшим на её пути. Но счастливое, беспечное порхание Валентины Васильевны быстро закончилось. В 1957 году Андрей Евгеньевич перенёс инфаркт, в результате которого врачи вынесли ему строжайшее предписание в тихом, спокойном образе жизни. Калинину это, конечно же, не устраивало. Ей, успешной актрисе, хотелось блистать в обществе, ловить на себе внимание окружающих, а не подносить лекарства больному супругу. Страментов, уловив настроение жены, предложил ей расстаться, но Калинина никуда не собиралась уходить. В одночасье всё бросить она была не в состоянии. Так продолжалось несколько лет, пока болезнь не унесла Андрея Евгеньевича из жизни в ноябре 1964 года. По злой иронии судьбы после смерти мужа у Валентины Калининой начался резкий спад творческой востребованности. В театре её занимали мало. Она доигрывала старые роли, а из новых заслуживала внимания только Елена Тальберг в постановке «Дней Турбиных» М.А. Булгакова. С приходом во МХАТ Олега Николаевича Ефремова ситуация ещё более усугубилась. Калинина явно не была его актрисой. С 1970 по 1985 годы она получила всего четыре новые роли: Софью в «Последних» М. Горького, Дашу в «Старом новом годе» М.М. Рощина, Миленину в «Заседании парткома» А.И. Гельмана и Дочь во «Всё кончено» Э. Олби. Из них первая и последняя работы стали самыми яркими в тот период. Особенно хвалили Калинину за «Всё кончено». Нервозная, взвинченная манера игры актрисы идеально подходила для данного образа. Но спектакль ставился, прежде всего, на Марию Ивановну Бабанову, а она, в силу возраста, не могла часто выходить на сцену. В итоге, постановка прошла пятьдесят два раза и прекратила своё существование. Театральная карьера Валентины Калининой тоже вскоре завершилась. В 1985 году её, как ненужный балласт, сократили из состава труппы. Одинокая, всеми забытая, Валентина Васильевна вела теперь тихое, замкнутое существование. Совершенно не приспособленная к быту, ведению хозяйства она с трудом справлялась со свалившейся на неё действительностью. Калинину пожалели родственники Андрея Страментова, стали её подкармливать, привозить продукты, но даже в этой ситуации она позволяла себе капризничать, быть чем-то недовольной. Трудная в общении, обидчивая, импульсивная, Валентина Васильевна могла настроить против себя кого угодно, но только не бывшую падчерицу Марию, прошедшую с мачехой огонь и воду. С трудом, но она находила с ней общий язык, пока однажды с Калининой не приключился трагический инцидент. Однажды она застряла в лифте, просидела в неосвещённой, тесной кабине несколько часов и вышла из неё совершенно обезумевшей. После этого общаться с актрисой стало ещё тяжелее. Она отказывалась пускать родственников в квартиру, находила для этого различные предлоги. Мария всё-таки прорывалась, приносила ей еду, пока в мае 1998 года Валентина Калинина не перестала выходить на связь. Встревоженная падчерица поехала к ней домой, но дверь оказалась запертой изнутри. Чтобы её вскрыть, пришлось вызвать сотрудников МЧС, которые нашли Валентину Васильевну мёртвой, лежащей на полу. Путём судмедэкспертизы удалось установить дату смерти – 15 мая. Тело актрисы кремировали, урну с прахом подхоронили в могилу мужа Андрея Страментова на Новодевичьем кладбище. Фильмы и роли: 1955: «Урок жизни» (Наташа Емельянова); 1965: «Вниманию граждан и организаций» (Крупицына-мама); 1969: «Егор Булычов и другие», тв (Антонина Достигаева); 1971: «Вся королевская рать», тв (Люси Старк); 1980: «Всё кончено», тв (Дочь). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru