Калюжная Любовь Андреевна

Kalyuzhnaya-1Калюжная Любовь Андреевна
Родилась 17 марта 1914 года.
Умерла 4 мая 1991 года.

Любовь Калюжная родилась в селе Карповка Области войска Донского (впоследствии Ростовская область). Её отец, сельский фельдшер, умер, когда ей было четыре года. Мать, оставшись одна с ребёнком на руках, начала искать работу, переехала на Донбасс, в посёлок Боково-Антрацит, где устроилась уборщицей на шахту № 13. Люба позднее стала ученицей местной школы-девятилетки. Выросшая в окружении углекопов, она с детства видела тяжкий труд, ставший для неё привычным. Окончив школу, Калюжная выбрала мужскую специальность – слесаря, два года отучилась в горнопромышленном училище и затем работала на одной из шахт.

В 1930 году судьба Любови Калюжной сделала резкий крен. Её мама тяжело заболела, получила инвалидность, поэтому вместе с ней ей пришлось переехать в Москву к старшему брату Александру, работавшему секретарём у Серго Орджоникидзе в Высшем совете народного хозяйства. Там Калюжная устроилась слесарем на 1-й государственный автомобильный завод и одновременно начала приобщаться к театральному искусству, участвуя в деятельности Московского ТРАМа. Уроки актёрского мастерства изменили её жизненные стремления и твёрдо укрепили желание стать профессиональной актрисой. В том же 1930 году Любовь Калюжная поступила в театральный техникум при Театре Революции, где соприкоснулась с выдающимся режиссёром Алексеем Дмитриевичем Поповым, ставшим её непосредственным педагогом.

В 1934 году Любовь Калюжная с отличием окончила техникум. В дипломном спектакле она с блеском исполнила роль Простаковой в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, после чего была приглашена Ильёй Яковлевичем Судаковым в руководимый им Театр рабочей молодёжи (ТРАМ). Молодая, способная актриса сразу же получила большую роль – Пелагею Егоровну в «Бедности не пороке» А.Н. Островского. Затем ей были сыграны Варвара в «Афродите» Н.В. Богданова, мать Сергея в «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, а в пьесе А.Н. Арбузова «Дальняя дорога» Калюжная стала первой исполнительницей роли Лёшки.

В 1937 году Любовь Калюжная на целый год оставила театр, чтобы иметь возможность сниматься в кино. До этого она уже появилась в эпизодических ролях у Льва Кулешова в «Горизонте», Григория Александрова – в «Интернационале», Сергея Комарова – в «Пути на Север», в небольших ролях у Александра Довженко в «Аэрограде» и Таисы Арусинской в «Воздушном приключении». На этот же раз ей были предложены большая женская роль в фильме Всеволода Пудовкина и Михаилда Доллера «Победа», а следом за ней одна из ярких шолоховских героинь – Лушка в «Поднятой целине» Юлия Райзмана. Эти работы продемонстрировали две абсолютно разные грани её актёрского таланта: способность быть по-настоящему драматичной и по-залихватски характерно-озорной.

Так уж случилось, что сыграв две удачные роли в кино, Любовь Калюжная последующие восемнадцать не появлялась на экране. Произошло это не по трагическим или не политическим обстоятельствам, а вполне радостным и мирным. 13 августа 1938 года Любовь Андреевна родила дочь Ларису и ради неё пожертвовала новыми предложениями. Однако совсем оставлять актёрскую профессию ей не хотелось, поэтому она согласилась войти в труппу небольшого Современного театра, в котором прослужила до начала войны. Его коллектив состоял из пары десятков человек, и Калюжной не составило труда стать одной из его ведущих актрис, сыграть ряд крупных ролей: Глафиру в «Егоре Булычове и других» М. Горького, Вассу Железнову в одноимённой пьесе М. Горького, Галину в одноимённой пьесе И.В. Штока и других.

Наступившая война заставила Любовь Калюжную вместе с дочкой сорваться с места и отправиться к тётке в Ростов-на-Дону, где в ноябре 1941 года они попали в немецкую оккупацию. После освобождения города войсками Красной армии Любовь Андреевна решила, что не может оставаться в стороне в момент всеобщей опасности, оставила дочь у тётки, а сама ушла добровольцем на фронт. До начала 1943 года воевала в составе 24-й стрелковой дивизии, затем была переведена во фронтовой театр миниатюр ВТО «Весёлый десант» под руководством В.С. Полякова. В январе 1944 года Калюжная снова вернулась на фронт и служила красноармейцем и руководителем художественной самодеятельности на 1-м и 2-м Украинских фронтах 233-й танковой бригады.

В ноябре 1944 года Любовь Калюжная была переведена в Московский театр молодёжи, но оказалось, что квартира, в которой она с семьёй проживала до войны, была потеряна. Плюс к этому добавилась печальная новость о гибели мужа Алексея Петровича Сускина. Актрисе ничего не оставалось, как взять дочь и уехать работать в провинцию. В итоге, её странствия по театрам периферии продлились пятнадцать лет. За этот период Калюжная поработала в Туле, Сухуми, Таллине, Ереване, Грозном, Риге и закончила скитания в Ярославле, в Театре имени Ф. Волкова. Нельзя сказать, что в творческом плане она была обделена хорошими ролями. Как раз наоборот. Актрисой были сыграны Поликсена («Правда хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского), Нюра Завьялова («Проклятое кафе» В.В. Шкваркина), Казанцева («Самолёт опаздывает на сутки» Н.С. Рыбака), Тоня («Старые друзья» Л.А. Малюгина), Фелисьяна («Учитель танцев» Л. де Вега), Джесси («Русский вопрос» К.М. Симонова), Василиса («На дне» М. Горького), Мария Александровна Ульянова («Семья» И.Ф. Попова), Диана («Не называя фамилий» В.П. Минко), Евгения Мироновна («На бойком месте» А.Н. Островского), Клавдия Васильева Савина («В поисках радости» В.С. Розова) и другие.

Работая в Ярославле, Любовь Калюжная снова была замечена кинематографом. В 1957 году она была утверждена на роль парторга Лапушкиной в картину Юрия Музыканта «Всего дороже», а следом за ней на роль крестьянки Марии в фильм Юлии Солнцевой «Поэма о море». Эти работы напомнили о Калюжной, уже немолодой, но по-прежнему интересной разноплановой актрисе. Снявшись ещё в нескольких картинах, в январе 1961 года Любовь Андреевна выдержала конкурс и была принята в состав Театра-студии киноактёра. Надо сказать, что не все благожелательно приняли приход Калюжной. Как вспоминала дочь актрисы, особенно её недолюбливала Лидия Смирнова и старалась всячески притеснить. Когда Любовь Андреевна решила вступить в Союз кинематографистов, то Смирнова была первой, кто выступила против её кандидатуры. Так до конца жизни Калюжная нигде и не состояла, тихо и скромно существуя вдали от интриг.

Ну а в кино типаж Калюжной оказался очень востребован, и она стала сниматься из фильма в фильм. Больших ролей ей не предлагали, но сыгранные ей эпизоды и вторые роли всегда были очень интересны и достоверны. Актриса будто бы жила на экране, органично существуя в образах простых русских женщин, колхозниц, тружениц. Среди её наиболее заметных ролей: Алевтина («Если ты прав»), Марья («Наш честный хлеб»), тётя Дуся («Там, где цветут эдельвейсы»), Бородулиха («Длинный день Кольки Павлюкова»), Татьяна Евгеньевна («Красно солнышко»), нянечка в детдоме («Дочки-матери»), Мария Петровна («Порох»).

Параллельно съёмкам в кино Любовь Калюжная играла в спектаклях Театра-студии киноактёра: «Суровое поле» А.В. Калинина (Терентьева), «Директор» Ю.М. Нагибина (Марковна), «Таня» А.Н. Арбузова (бабушка), «Русские люди» К.М. Симонова (Марфа Петровна). Пребывание актрисы в труппе всегда было на грани. Так в 1965 году её пытались сократить, но обращение к генеральному директору «Мосфильма» Владимиру Николаевичу Сурину и написанная статья в журнал «Искусство кино» помогли Калюжной сохранить место. Наконец, заработав пенсию, в декабре 1972 года она сама ушла с «Мосфильма», что нисколько не повлияло на её востребованность на экране. Пока позволяло здоровье, Любовь Андреевна снималась фактически до последних дней.

В 2005 году, работая над энциклопедией «Актёры отечественного кино», мне удалось разыскать дочь актрисы Ларису Алексеевну Сускину. От неё я узнал дату смерти Любови Андреевны и получил в дар её фотографию. В силу неопытности я о многом не спросил Ларису Алексеевну, о чём теперь сильно жалею. Её уже нет в живых, и все подробности, связанные с судьбой матери, покинули этот мир вместе с ней.

Фильмы и роли:

1932: «Горизонт» (эп.), «Путь на Север», док. (уборщица в бараке); 1933: «Интернационал», к/м (роль); 1935: «Аэроград» (жена партизана); 1937: «Воздушное приключение», к/м (мама Маши); 1938: «Победа» (Лиза Самойлова); 1939: «Поднятая целина» (Лушка); 1957: «Всего дороже» (Лапушкина); 1958: «Поэма о море» (Мария Гуренко); 1960: «Повесть пламенных лет» (жена Романа Клунного); 1961: «Наш общий друг» (мать); 1962: «Павлуха» (рыбачка); 1963: «Если ты прав» (Алевтина), «Молодожён», к/м (старуха), «При исполнении служебных обязанностей» (лифтёрша); 1964: «Наш честный хлеб» (Марья), «Негасимое пламя» (пассажирка теплохода); 1965: «Над нами Южный Крест» (тётя Груша), «Там, где цветут эдельвейсы» (тётя Дуся), «Человек без паспорта» (эп.); 1966: «Душечка», тв (сваха), «Я солдат, мама» (эп.); 1967: «Вий» (плачущая селянка), «Крепкий орешек» (старуха), «Письмо», к/м (хозяйка), «Поиск» (Антониха), «Ташкент – город хлебный» (мешочница), «Твой современник» (официантка); 1968: «Длинный день Кольки Павлюкова», тв, к/м (Бородулиха), «Люди как реки», тв (тётя Настя, медсестра), «Мужской разговор» (жена Андреевича); 1969: «Адъютант его превосходительства», тв (хозяйка квартиры), «Старый знакомый» (дежурная на карусели), «Цветы запоздалые» (кухарка); 1970: «Возвращение «Святого Луки» (вахтёрша музея), «Расплата» (медсестра), «Хуторок в степи» (Дуня); 1971: «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (посетительница музея), «Мальчики» (няня), «Русское поле» (мать Федосьи); 1972: «Инженер Прончатов», тв (Марья Степановна, уборщица), «Красно солнышко», тв (Татьяна Евгеньевна), «Пётр Рябинкин» (тётя Паша); 1973: «Возле этих окон» (Любовь Андреевна), «И на Тихом океане» (эп.), «С весельем и отвагой» (спекулянтка); 1974: «Ваши права», тв (покупательница в магазине), «Вечный зов», тв (старушка в церкви), «Дочки-матери» (нянечка в детдоме), «Земляки» (мать Валентины), «Ищу мою судьбу» (подруга Надежды); 1975: «Мои дорогие» (старая доярка), «Невеста с Севера», тв (колхозница), «Семья Ивановых» (эп.); 1976: «Два капитана», тв (соседка), «Дни хирурга Мишкина», тв (эп.), ««Сто грамм» для храбрости» (старушка в очереди); 1977: «Личное счастье», тв (соседка), «Служебный роман» (гардеробщица), «Фронт за линией фронта» (жительница деревни), «Хомут для Маркиза» (старушка в автобусе); 1978: «Голубка», тв (Варвара Дорофеевна), «Однокашники», тв (тётя Маша); 1979: «Возвращение чувств» (соседка), «Москва слезам не верит» (нянечка в роддоме); 1980: «Мелодия на два голоса», тв (бабка Веры); 1981: «Долгий путь в лабиринте», тв (старуха в банде), «Отставной козы барабанщик» (Алексеевна); 1982: «Кто стучится в дверь ко мне…» (мать осуждённого), «Не ждали, не гадали», тв (старушка в автобусе), «Не хочу быть взрослым» (пассажирка автобуса); 1983: «Витя Глушаков – друг апачей» (старушка в очереди), «Волчья яма» (Сидоровна), «И жизнь, и слёзы, и любовь» (жительница Дома ветеранов), «К своим» (тётя Женя); 1984: «Счастливая, Женька!» (Валентина Васильевна); 1985: «Набат на рассвете» (няня), «От зарплаты до зарплаты» (сторож склада), «Порох» (Мария Петровна); 1987: «Сын», тв (мать продавщицы); 1988: «Куколка» (бабушка юной гимнастки), «Отцы» (тёща Козлова), «Радости земные», тв (соседка Лемеховых).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru