Капка Дмитрий Леонтьевич
Дмитрий Капка принадлежал к той группе актёров, которых не всегда знали по имени, но обязательно узнавали в лицо. В каком бы образе он не появлялся на экране, сколько бы минут он там не присутствовал, он обязательно запоминался, вызывая у зрителей положительные эмоции. Капка был одним из самых снимаемых украинских артистов. Режиссёры его любили и с удовольствием звали в свои фильмы, считая его своеобразным талисманом. И Капка почти не отказывался от предложений, не ждал какой-то одной заветной роли, снимаясь, порой, в совсем крохотных эпизодиках в не всегда удачных картинах. Маленького роста, с простой внешностью и выразительными глазами, Капка в большинстве случаев воплощал на экране людей из народа, рабочих, крестьян, наделяя их задором, хорошим юмором, жизненной достоверностью. Поэтому ему одинаково легко удавались как характерные комедийные образы, так и драматические, в которых от него требовались глубина чувств и «взгляд» в психологию персонажа. Свои первые шаги на сцене Дмитрий Капка сделал в 19 лет в Киевском театре под руководством Саксаганского. Затем наступивший вынужденный перерыв в творческой деятельности был связан с участием в гражданской войне и работой полпредом УССР в Польше. Но занимаясь политической и общественной деятельностью, Капка не забывал и о творческой, параллельно закончив в 1923 году Высшие кинокурсы в Варшаве. Вернувшись в Киев, он недолгое время играл в театре, затем «заболел» кино и с 1926 года стал активно сниматься, ежегодно появляясь в нескольких фильмах. Фактически сразу же определилось его экранное амплуа – характерный комический герой, образ которого он впоследствии варьировал из картины в картину, наделяя яркими выразительными красками. Для примера достаточно вспомнить его приказчика в магазине игрушек из фильма Александра Довженко «Ягодка любви», сыгранного им в броской эксцентричной манере. Новый виток творчества Дмитрия Капки начался в 1950-е годы, когда он, поседевший, постаревший, с большим успехом стал играть всевозможных стариков, среди которых были умудрённые жизненным опытом, рассудительные, простоватые, немного с лукавинкой и хитрецой, встававшие и на сторону революции и выступавшие против неё, участвовавшие в боевых действиях, принимавшие участие в колхозной и общественной жизни. В общем, всех и не перечесть. Самые яркие и запоминающиеся из них – дед Сашка в «Тихом Доне», Гейка в «Военной тайне», кок Харитоненко в «Чрезвычайном происшествии», Шапуваленко в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», главный буржуинский генерал в «Сказке о Мальчише-Кибальчише», Оверко в «Вие», дед Тодор в «Войне под крышами» и «Сыновья уходят в бой», дед Матвей в «Меж высоких хлебов». На съёмках последнего фильма произошли перемены в личной жизни Дмитрия Леонтьевича. Будучи уже пожилым человеком, в городе Хмельницкий он познакомился с одной из его жительниц Клавдией Петровной, женился на ней и увёз к себе в Киев. Как родных, принял её детей от первого брака, всегда относился к ним с большой любовью и теплотой. А со своей дочерью от предыдущего брака у актёра отношения не сложились, виделся он с ней редко, хотя и был человеком общительным, любившим детей. Это чувствовали на себе все соседские ребятишки, которых он всегда чем-нибудь угощал и что-либо им рассказывал. В последние годы Дмитрий Капка тяжело болел, часто лежал в больницах. Но даже в таком состоянии он не мог сидеть без работы, соглашался на небольшие эпизоды. Во время съёмок своей последней картины «Право на любовь» его не стало. Похоронили Дмитрия Леонтьевича на Лесном кладбище Киева. Клавдия Петровна пережила мужа на 29 лет. Ушла из жизни в возрасте 92 года в 2006 году. Фильмы и роли: 1924: «Остап Бандура» (крестьянин), 1926: «Вася-реформатор» (завхоз), «Герой матча» (болельщик Заноза), «Микола Джеря» (Монтя), «Подозрительный багаж» (Смит), «Ягодка любви», к/м (приказчик в магазине игрушек), 1927: «В погоне за счастьем» (Иван), «Лесной человек» (нянька), «Сумка дипкурьера» (пассажир), «Черевички» (черт); 1928: «Октябрюхов и Декабрюхов» (гость на свадьбе), «Сплетня» (парикмахер), 1929: «Знакомое лето» (белогвардейский чиновник), 1930: «Гегемон» (роль), «Генеральная репетиция» (роль), «Жизнь в руках» (дед-тракторист), «Контакт» (эп.), «По ту сторону» (прохожий), «Секрет рапида» (Яшка), «Хлеб» (дед-перерожденец), «Червонцы» (красный казак), 1931: «Итальянка» (станционный сторож), «Огни Бессемера» (отсталый рабочий), «Фронт» (Уголь), 1932: «Эшелон №…» (эп.), 1936: «Я люблю» (машинист), 1937: «Богатая невеста» (бригадир), 1939: «Всадники» (поп, партизан, немец), «Сорочинская ярмарка» (черт-зазывала), «Шуми, городок» (сигнальщик), 1940: «Будни» (бортмеханик), «Майская ночь» (Софрон), «Пятый океан» (телеграфист), 1941: «Богдан Хмельницкий» (Кожух), «Семья Януш» (колхозник), 1942: «БКС № 9. Маяк» (немецкий солдат), «Как закалялась сталь» (петлюровский офицер), 1943: «Радуга» (немецкий солдат), 1945: «В дальнем плавании» (Свистунов), «Непокоренные» (кузнец), 1955: «Костер бессмертия» (Краснушка), «Над Черемошем» (дед), «Приключение с пиджаком Тарапуньки», к/м (рыбак), 1956: «Когда поют соловьи» (пастух), «Кровавый рассвет» (эп.), «Павел Корчагин» (солдат), «300 лет тому» (польский воин Ян), 1957: «Гори, моя звезда» (комендант), «Ласточка» (рыбак), «Штепсель женит Тарапуньку» (отец), 1957-1958: «Тихий Дон» (дед Сашка), 1958: «Атаман Кодр» (денщик Прохор), «Военная тайна» (Гейка), «Волшебная ночь» (дед Северин), «Гроза над полями» (Выборный), «Киевлянка» (рабочий), «Обгоняющая ветер» (эп.), «Чрезвычайное происшествие» (кок Харитоненко), 1959: «Друзья-товарищи» (дед Пахом), «Любой ценой» (старик), «Таврия» (дед Левко), «Это было весной» (эп.), 1960: «Грозные ночи» (эп.), «Разноцветные камешки» (продавец кизиловых палок), «Рожденные жить» (немецкий солдат), «Свет в окне» (татуировщик), 1961: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (ткач), «Годы девичьи» (эп.), «Украинская рапсодия» (военнопленный), 1962: «Большая дорога» (Мефодий), «Молчат только статуи» (эп.), «Путешествие в апрель» (эп.), «Среди добрых людей» (почтальон), 1963: «Наймичка» (эп.), 1964: «Одиночество» (Фома), «Сон» (крепостной), «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (главный буржуинский генерал), 1965: «Акваланги на дне» (Лев Петрович, администратор киногруппы), «Сколько лет, сколько зим» (отец Любы), «Хочу верить» (дед), 1966: «Их знали только в лицо» (покупатель), 1967: «Вий» (Оверко), «Война под крышами» (дед Харитон), 1968: «Скоро придет весна» (Фома Кузьмич), 1968: «Ошибка Оноре де Бальзака» (священник), 1969: «Сокровища пылающих скал» (дядя Саша, кок), «Сотвори бой» (Алесь), «Сыновья уходят в бой» (дед Тодор), 1970: «В тридевятом царстве» (лакей), «Меж высоких хлебов» (дед Матвей), 1970-1972: «Руины стреляют», тв (дед-проводник), 1972: «Пропавшая грамота» (дьяк), 1973: «Горя бояться – счастья не видать», тв (эп.), «Когда человек улыбнулся» (отец Аннушки), «Мальчишку звали капитаном» (стекольщик Железняк), «Новоселье» (Федор Степанович), «Старая крепость», тв (дядя Никифор), 1974: «Поцелуй Чаниты» (дядюшка Филиппе), 1975: «Время-не-ждет», тв (золотоискатель), 1976: «Память земли», тв (дед), 1977: «Право на любовь» (Курский). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru