Карапетян Артём ЯковлевичКарапетян Артём Яковлевич Артём Карапетян родился в Тбилиси. Его отец Я.А. Карапетян свою трудовую деятельность начал с 14 лет рабочим в «Кавказском товариществе», с 1902 года вёл занятия в революционных большевистских кружках, участвовал в стачках рабочих, за что был трижды арестован и заключён в тюрьму. В советское время окончил медицинский институт и работал врачом (умер в 1960 году). Мать Елизавета Артёмовна Карапетян (1903-1987) была домашней хозяйкой. Артём по окончании средней школы в 1946 году поступил в театральную студию при Тбилисском драматическом театре имени А.С. Грибоедова, окончив которую в 1949 году, был принят актёром в труппу Ереванского театра имени К.С. Станиславского. На его сцене проявил себя интересным разноплановым артистом, сыграв Фабрицио в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони, Германа в «Тане» А.Н. Арбузова, Паншина в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева, Платона в «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, И.В. Сталина в «Кремлёвских курантах» Н.Ф. Погодина и другие роли. Отработав там три сезона, в 1952-м Карапетян перешёл в Ереванский театр музыкальной комедии, откуда через год в виду болезни отца вынужден был вернуться в Тбилиси и поступить в состав Тбилисского ТЮЗа. В июне 1954 года Артём Карапетян был приглашён на одну из центральных ролей в приключенческий фильм «Призраки покидают вершины» Эразма Карамяна и Степана Кеворкова, из-за плотной занятости в котором вынужден был оставить театр. Позднее, после выхода фильма на экран, Карапетян на непродолжительное время вернулся в Ереванский театр имени К.С. Станиславского, но затем переключился на работу в качестве ведущего Государственного эстрадного оркестра Армянской ССР и диктора на радио. Параллельно продолжал сниматься на «Арменфильме»: «Из-за чести» (Баграт Елизбаров), «Сердце поёт» (Пул), «Лично известен» («Длинноволосый») и других фильмах. В 1958 году Артём Карапетян переехал в Москву и с этого момента работал исключительно в кинематографе. В 1961 году он был принят в актёрский штат Киностудии имени М. Горького и оставался там до ухода на заслуженный отдых в апреле 1992 года. Всё это время он продолжал сниматься в небольших ролях в кино, играя самые разноплановые роли: героических персонажей, военных, руководящих работников, учителей, учёных, представителей различных национальностей. Среди его заметных ролей: Бейли («Продавец воздуха»), Артузов («Крах»), Фролов («Моя судьба»), Резников («Совесть»), Аджимоглян («Акванавты»), Громобоев («Фрак для шалопая»), Хан-Гирей («Приходи свободным»), Лебедянский («Алый камень»), Саакян («Заряженные смертью») и другие. Наиболее плодотворно, нежели на экране, сложилась работа Артёма Яковлевича на дубляже и озвучивании, где он много и успешно трудился с начала 1950-х годов, озвучив несколько сотен картин. Даже после ухода на пенсию он не бросил любимого ремесла и продолжал им заниматься до последних дней, внеся весомый вклад в искусство дубляжа. В памяти коллег и друзей, вспоминающих его с большой теплотой, он остался человеком весёлым, с оригинальным чувством юмора, всецело преданным своей профессии. Урна с прахом Артёма Карапетяна захоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища. Фильмы и роли: 1950: «Второй караван», фильм не завершён (Сурен); 1955: «Призраки покидают вершины» (Баграт); 1956: «Из-за чести» (Баграт Елизбаров), «Сердце поёт» (Пул), «Ты молодец, Анита!» (моряк-подпольщик); 1957: «Кому улыбается жизнь» (Карлен), «Лично известен» («Длинноволосый»); 1963: «При исполнении служебных обязанностей» (Геворк Аветисян); 1965: «Гиперболоид инженера Гарина» (секретарь), «Год как жизнь» (Месс); 1966: «Сказка о царе Салтане» (корабельщик), «Продавец воздуха», тв (Бэйли); 1968: «Крах» (Артузов, начальник контрразведки ГПУ); 1969: «Странные люди. Думы» (корреспондент); 1970: «Переступи порог» (Кондахчян); 1971: «Держись за облака» (Старк), «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (индус), «Черные сухари» (Оливетти); 1972: «Тайник у красных камней», тв (полковник Магомаев); 1973: «Нейлон 100 %» (Георгий), «Москва-Кассиопея» (академик), «Ни слова о футболе» (учитель географии), «Последний подвиг Камо» (Карахан); 1974: «Моя судьба», тв (Петр Георгиевич Фролов), «Совесть», тв (Резников); 1974-1977: «Рожденная революцией», тв (комиссар); 1975: «Кто, если не ты?» (Хурцилава), «Черный караван» (Кушбеги); 1976: «Самый красивый конь» (Петр Григорьевич, ветврач), «Солдаты свободы» (югославский коммунист); 1977: «Последняя двойка» (директор института), «Риск – благородное дело» (врач), «Транссибирский экспресс» (иностранец); 1978: «Недопесок Наполеон III» (учитель рисования), «Пока безумствует мечта» (бухарский эмир); 1979: «Акванавты» (Артем Аджимоглян), «Мужчины и женщины», к/м (психиатр Гавриади), «Фрак для шалопая» (метрдотель); 1980: «В начале славных дел» (Гасан-паша), «Крах операции «Террор» (Артузов), «Через тернии к звездам» (член Совета по контактам); 1981: «Похищение века» (начальник милиции), «Хочу, чтоб он пришел» (клиент обувной мастерской); 1982: «Если враг не сдается…» (генерал Джошуа); 1983: «Нежный возраст» (полковник); 1984: «Приходи свободным» (Хан-Гирей), «Шутки в сторону» (милиционер); 1986: «Алый камень» (Лебедянский), «Где ваш сын?» (потерпевший Мамедов), «Красная стрела» (Вазген Суренович); 1989: «Черный принц Аджуба» (казначей); 1990: «Посредник» (мужчина в шляпе); 1991: «Заряженные смертью» (Карен Ашотович Саакян), «Призраки зеленой комнаты» (Джакоб Матлс); 1992: «Он свое получит» (пассажир); 1993: «Отряд Д» (капитан I ранга Сурен Туманян), «Твоя воля, господи» (Анри); 1998: «Черный океан» (президент азиатской страны); 1999: «Транзит для дьявола», тв (Сурен Багдасарян). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru