Карельских Константин ДмитриевичКарельских Константин Дмитриевич Константин Карельских родился в селе Алексеевском вблизи Москвы в семье потомственных инженеров. Его дед Константин Павлович Карельских (1853–1917) был статским советником, главным инженером московских водопроводов. Отец Дмитрий Константинович Карельских (1888–1953) – известный учёный-машиностроитель, профессор, член-корреспондент Академии артиллерийских наук. Мать Мария Дмитриевна Карельских (урождённая Попова) (1889–?) – домашняя хозяйка. Родители мечтали, чтобы Константин избрал техническую специальность, поэтому, следуя их желаниям, после окончания школы-семилетки в 1930 году он поступил в автодорожный техникум, но закончить его так и не смог: во время учёбы увлёкся конным спортом, стал уделять ему много внимания и даже устроился на работу инструктором-наездником в Кавалерийскую школу имени С.М. Будённого. Всё это, в итоге, привело к исключению Константина Карельских из техникума, после чего по настоянию родителей, недовольных его увлечением, молодой человек оставил конный спорт и поступил работать в гараж завода «Манометр» слесарем по ремонту, а затем перешёл в Автодорожный институт имени М.В. Ломоносова слесарем в автокабинет. Параллельно он учился на курсах подготовки в ВУЗ при этом институте, окончив которые, стал студентом Московского автомеханического института. Но как бы ни стремились родители привить Константину интерес к технике, они не добились желаемого результата. Молодого человека явно привлекала другая стихия – творческая. В 1935 году он прошёл конкурсный отбор в театральное училище при Государственном театре имени В.Э. Мейерхольда и был принят на первый курс. За период учёбы принял участие в трёх постановках ГОСТиМа, сыграв графа де Жирея в «Даме с камелиями» А. Дюма, человека из профсоюза во «Вступлении» Ю.П. Германа, полицейского чиновника в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, которые помогли начинающему артисту обрести уверенность в сценическом пространстве. В 1938 году, после закрытия ГОСТиМа, училище при театре объединили с училищем при Театре имени МОСПС, откуда после двух месяцев учёбы Константин Карельских перевёлся в Оперно-драматическую студию имени К.С. Станиславского и окончил её в 1940 году. Получив распределение в труппу Центрального театра Красной армии, он фактически сразу же был призван в ряды РККА и отправлен для прохождения службы в Ташкент, в Театр Красной армии Среднеазиатского Военного округа, откуда в начале 1941 года вернулся обратно в Москву и служил в дальнейшем артистом-красноармейцем в ЦТКА. Среди сыгранных им здесь ролей: Вернер («Бессмертный» А.К. Гладкова и А.Н. Арбузова), полковник Горбов («Сталинградцы» Ю.П. Чепурина), Пелымов («Давным-давно» А.К. Гладкова) и другие. После демобилизации из армии в 1946 году Константин Карельских вошёл в труппу Московского театра Оперетты, который как нельзя лучше подходил его актёрской индивидуальности. Присущие ему музыкальность, пластичность, склонность к характерности и эксцентрике, он с блеском использовал в созданных на этой сцене образах: Ронса («Сильва» И. Кальмана), Коломана Зупана («Марица» И. Кальмана), Франка и Фалька («Летучая мышь» И. Штрауса), Георга Стана («Вольный ветер» И. Дунаевского), Дика («Принцесса долларов» Л. Фалля), Кутайсова («Суворочка» О.Б. Фельцмана), графа Сирмана («Орлиные перья» Ф. Фаркаша) и других. В этот же период Константин Карельских стал пробовать свои силы на эстраде, выступая с музыкально-сатирическими фельетонами в дуэте с артисткой оперетты Лидией Алчевской, а также в качестве конферансье. И когда в 1965 году из-за разногласий с новым главным режиссёром Театра Оперетты Георгием Ансимовым он его покинул, то основным направлением его творческой деятельности стала именно эстрада. Он вошёл в штат Москонцерта, где работал на протяжении 25 лет, заняв впоследствии должности руководителей отдела сатиры и юмора и партийной организации. В кино Константин Карельских снимался с 1938 года в небольших характерных ролях, среди которых: Риттерштег («Семья Оппенгейм»), помощник чиновника биржи труда («Это было в Донбассе»), Султанов («Всё для Вас»), директор гимназии («Надежда»), Фиппс («Идеальный муж»), Лунс («ТАСС уполномочен заявить…»), Николай Иванович («Закон»). Также Карельских много работал на дубляже. Константин Дмитриевич был трижды женат. С последней своей супругой Юлией Викторовной (1929–2022), артисткой балета, он прожил около сорока лет. Воспитывал приёмного сына Евгения, ныне известного артиста театра и кино, которому дал своё отчество и фамилию. В жизни Константин Карельских был общительным, интеллигентным человеком. Дружил с Андреем Поповым, Николаем Тамразовым, Василием и Лидией Алчевскими, Григорием Голубом. Много читал, имел большую библиотеку. Любил природу, загородные прогулки, рыбную ловлю. На собственном автомобиле выезжал с женой на отдых в санатории Сочи и Ялты. Скончался Константин Дмитриевич в возрасте 78 лет. Похоронен на Введенском кладбище. Фильмы и роли: 1938: «Семья Оппенгейм» (Риттерштег); 1944: «Зоя» (немецкий солдат); 1945: «Это было в Донбассе» (помощник чиновника биржи труда); 1954: «Анна на шее» (гусар); 1956: «Своими руками» (Голубков), «Урок истории» (Скрамовец); 1957: «Екатерина Воронина» (кавалер); 1958: «Олеко Дундич» (офицер); 1964: «Все для Вас» (Султанов); 1965: «Гиперболоид инженера Гарина» (эп.); 1970: «Хуторок в степи» (жандармский ротмистр); 1973: «Надежда» (директор гимназии), «Семнадцать мгновений весны», тв (эп.); 1980: «Идеальный муж» (дворецкий Фиппс); 1984: «ТАСС уполномочен заявить…», тв (Лунс); 1985: «Утро обреченного прииска» (господин); 1984-1986: «Михайло Ломоносов», тв (эп.); 1989: «Закон» (Николай Иванович); 1990: «Аферисты» (пенсионер). Фотографии из личного архива Константина Карельских |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru