Карташёва Лидия Павловна

KartashovaКарташёва (Боянус) Лидия Павловна
Народная артистка Украинской ССР (1943)
Заслуженная артистка РСФСР (1932)
Родилась 12 (24) марта 1881 (по другим данным – 1883) года.
Умерла 27 января 1972 года.

Лидия Карташёва родилась в Москве в семье театральных артистов. Её отец П.А. Полторацкий во второй половине XIX века был известным актёром и антрепренёром. У него юная Лидия брала первые уроки актёрского мастерства. Когда же отца не стало, ей пришлось оставить учёбу в трёхклассной гимназии и поступить на сцену. В 1895 году Лидия Карташёва подписала свой первый контракт с антрепренёром С.М. Томским и уехала играть в Вологду. Через год ушла в антрепризу Н.Д. Кручинина, в Калугу, который держал разнообразный репертуар – от драмы до оперетты. Карташёва имела хороший голос, что позволяло ей с успехом выступать и в том и в другом жанре. Набравшись опыта, в 1899 году она поступила в антрепризу В.А. Крамолова и затем на протяжении двадцати лет выступала на сценах провинциальных городов, периодически меняя антрепренёров. В её послужном списке значатся: Архангельск, Орёл, Иркутск, Чита, Омск, Красноярск, Томск, Екатеринославль, Ростов-на-Дону, Елец и другие города. Постепенно Карташёва перешла на роли героинь, в молодые годы переиграла весь классический репертуар.

В 1919 году Лидия Карташёва была приглашена в Петроград, в государственный академический драматический театр (бывш. Александринский), где оставалась на протяжении семнадцати лет. Играла главные и второстепенные роли с преобладанием характерных образов. Очень часто выступала в очередь с примой этой сцены Екатериной Корчагиной-Александровской, с которой была схожа в амплуа и внешних данных. Среди наиболее заметных ролей Карташёвой: Брандахлыстова и Мавруша («Весёлые расплюевские дни» А.В. Сухово-Кобылина), Нина Александровна («Идиот» Ф.М. Достоевского), Авдотья Васильевна («Светит, да не греет» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва), фрау Миллер («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Авдотья («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Анна Павловна («Живой труп» Л.Н. Толстого), Акулина («Власть тьмы» Л.Н. Толстого), Кабаниха («Гроза» А.Н. Островского), Мария («Авантюрист» С. Моэма), миссис Эйнсфорд Хилл («Пигмалион» Б. Шоу), Мокеиха («Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина), Атуева («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), Фёкла Ивановна («Женитьба» Н.В. Гоголя), Марья Тарасовна Кречет («Платон Кречет» А.Е. Корнейчука).

Во второй половине 1930-х годов Лидия Карташова, уже немолодая актриса, впервые дебютировала на экране. Она идеально подошла под роли простых русских женщин, крестьянок, жён рабочих, бабушек. Наибольшую известность ей принесла роль жены шахтёра Козодоева в исполнении Ивана Пельтцера в картине Леонида Лукова «Большая жизнь». Кроткая, немногословная героиня актрисы, с выразительным, «говорящим» взглядом пришлась по душе зрительской аудитории и на многие годы осталась её визитной карточкой. Затем были небольшие работы в картинах «Возвращение», «Небеса», «Непокорённые», «Центр нападения», ряде Боевых киносборников. Не смотря на определённый успех в кино, Лидия Карташёва всегда оставалась театральной актрисой, никогда не жертвовала сценой ради появления на экране.

В 1936 году Лидия Павловна перенесла тяжёлую операцию по удалению камней в печени и по совету врачей переехала на постоянное место жительства в Киев. Там она поступила в труппу Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки, выходила на его сцену, пока позволяли возраст и здоровье. Переиграла множество возрастных ролей: Ксению («Егор Булычов и другие» М. Горького), Марфу Тимофеевну («Дворянское гнездо» И.С. Тургенева), Антоновну («Дети солнца» М. Горького), Анну Павловну («Живой труп» Л.Н. Толстого), Настасью Петровну Белугину («Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва), Леокадию Львовну («Дочь прокурора» Ю.И. Яновского), Сурумиене («К новому берегу» В. Лациса и В. Гольдфельда), Арину, няню Пушкина («Наш современник» К.Г. Паустовского), Анну Матвеевну («У порога» Н.И. Дубова), Фелисату Герасимовну Кукушкину («Доходное место» А.Н. Островского), Демидьевну («Нашествие» Л.М. Леонова) и других.

В 1959 году Лидия Павловна вышла на пенсию. Последние годы провела в Доме ветеранов сцены Украинского театрального общества. Похоронена на Байковом кладбище Киева.

Фильмы и роли:

1937: «За советскую родину» (старуха), «Тайга золотая» (жена лесника); 1939: «Большая жизнь», 1-я серия (жена Козодоева); 1940: «Возвращение» (Мария Васильевна Погодина), «Небеса» (Анна Никитична); 1941: «БКС № 8. Ночь над Белградом» (старушка), «Мать», к/м (мать), 1942: «БКС № 9. Синие скалы» (чешская мать), «БКС № 11» (Матвеевна); 1945: «Непокорённые» (Ефросинья); 1946: «Большая жизнь», 2-я серия (жена Козодоева), «Центр нападения» (бабушка Лены); 1957: «Дети солнца» (Антоновна); 1958: «Это было весной» (эп.).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru