Каюков Степан ЯковлевичКаюков Степан Яковлевич Степан Каюков родился в Саратове. Его отец Яков Гаврилович Каюков (1863–1919) был рабочим маслобойного завода. Мать Анна Захаровна Каюкова (1870–1930) – домашняя хозяйка. В 1910 году Степан окончил Саратовское четырёхклассное городское училище. Не имея средств на дальнейшее обучение, вынужден был начать трудовую деятельность. Сначала два года работал «мальчиком» и писцом в различных частных предприятиях, а затем, с 1912 по 1916 годы, в типографии Г.Х. Шельгорна, дослужившись там до помощника начальника бумажного склада. Всё это время он совмещал работу с учёбой в Саратовской воскресной школе. По её окончании в 1915 году поступил в частную театральную школу М.И. Велизарий, где учился до 1917 года. Ещё в период обучения Степан впервые попал за кулисы Саратовского народного дома, в антрепризу Н. Павлова, где ему сразу же стали доверять небольшие роли – сначала Мишку, затем – трактирного слугу и Бобчинского в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, за ними следом – сторожа и писаря в «Днях нашей жизни» Л.Н. Андреева. Антрепренёру Павлову способный парнишка пришёлся по душе, и он стал ему оплачивать каждый выход на сцену: сначала 50 копеек за спектакль, потом – 1 рубль, а с начала 1916 года – 15 рублей жалованья в месяц. В июне 1917 года Степан Каюков был призван в царскую армию, где прослужил несколько месяцев в 90-м стрелковом полку. После демобилизации, с октября 1917 года Степан Яковлевич десять лет отработал в различных провинциальных театрах, в каждом из которых играл не более одного сезона. Это были театры Саратова – Воинский театр Революции, имени Ф. Энгельса, имени Н.Г. Чернышевского, имени К. Маркса, а также Черниговский театр, Архангельский театр, Киевский театр сатиры, Ташкентский театр миниатюр. За этот период два раза судьба его приводила в Москву. В первый раз, в 1921 году, 4 месяца актёр учился в театральной студии под руководством И.Н. Певцова, во второй, с 1924 по 1925 годы – играл в театре миниатюр «Палас». С 1927 года Степан Каюков работал в Ленинграде: с 1927 по 1928 годы – в Свободном театре, с 1928 по 1931 годы – Театре Сатиры, с 1931 по 1933 годы – Мюзик-холле, с 1933 по 1938 годы – театре ЛОСПС. В период работы в Ленинграде состоялся дебют Степана Яковлевича в кино – в 1931 году он сыграл эпизодическую роль рабочего у Сергея Юткевича в «Златых горах». А уже в 1934 году к актёру пришел настоящий успех после исполнения роли рабочего парня Дёмы в «Юности Максима». Каюков был блистательным острохарактерным актёром. Интересная фактура, запоминающийся голос, потрясающее обаяние и чувство юмора сразу же вывели его в число лучших комедийных актёров советского кино. В каждой из ролей он был неподражаем и достоверен, его любили режиссёры и зрители. С середины 1930-х годов он стал одним из самых снимаемых актёров. Некоторые фразы его героев, как, например, «Забодай тебя комар!» из «Трактористов» вошли в народ. Среди лучших ролей Степана Каюкова в кино: Чёрт («Тайга золотая»), Лошадев («Шахтёры»), Егор Николаевич Пятигоров («Маска»), Усынин («Большая жизнь»), Кирилл Петрович («Трактористы»), визирь Бахтиар («Насреддин в Бухаре»), «Папаша» («Иван Никулин – русский матрос»), морской царь («Садко»), министр с портфелем Патисоне («Новые похождения Кота в сапогах»). С 1943 года Степан Каюков жил и работал в Москве. С 1943 по 1946 годы – он актёр Театра драмы, где им были сыграны гимназист в «Пёстрых рассказах» по А.П. Чехову и Кащеев в «Лодочнице» Н.Ф. Погодина. С 1946 по 1952 годы Степан Яковлевич выходил на сцену Малого театра, сыграл ряд ярких острохарактерных ролей: Городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Бессмертнова в «Мещанах» М. Горького, сэра Тоби в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира, Фаюнина в «Нашествии» Л.М. Леонова, Альфреда Дулитла в «Пигмалионе» Б. Шоу, монаха Иону в «Нашем современнике» К.Г. Паустовского, Редозубова в «Варварах» М. Горького и других. С 1954 по 1957 годы актёр служил в Театре имени Моссовета, пополнил свой послужной список образами Миколы Воркалюка в «Любви на рассвете» Я.А. Галана, профессора Черноуса в «Кто смеётся последним» К. Крапивы, Петрухи Филимонова в «Трое» М. Горького и другими. Несмотря на яркий самобытный талант, лёгкость пребывания на сцене и экране, любовь зрителей, Степан Яковлевич обладал одним существенным недугом, мешавшим ему в профессии: он был человеком пьющим. Этим и объясняются переходы Каюкова из театра в театр, в которых не могли подолгу закрывать глаза на его различные дисциплинарные нарушения. Периодически актёр ложился в наркологические клиники, но, выходя из них, каждый раз срывался, и всё начиналось заново. Паузы в работе на сцене Каюков закрывал съёмками в кино, куда, при всех недостатках, его охотно приглашали. Параллельно Степан Яковлевич работал на дубляже, много концертировал, выступал с обширной программой, в которую входили сцена с хозяином Семёновым из картины «В людях», сцена купца Ахова с племянником Ипполитом из пьесы А.Н. Островского «Не всё коту масленица», рассказ А.П. Чехова «Маска». Степан Каюков был женат на артистке ВГКО Татьяне Дмитриевне Брагишевой (1909–1985). Вместе они похоронены на Введенском кладбище Фильмы и роли: 1931: «Златые горы» (рабочий); 1932: «Гайль, Москау!» (кочегар); 1933: «Иудушка Головлев» (приказчик Игнат); 1934: «Крестьяне» (колхозник), «Люблю ли тебя» (господин Тушканчик), «Юность Максима» (Дема); 1935: «Дубровский» (полковник), «Инженер Гоф» (Олесь, муж председателя колхоза), «Лунный камень» (геолог), «Подруги» (трактирщик); 1936: «Девушка спешит на свидание» (провожающий), «Депутат Балтики» (метранпаж); 1937: «Женитьба» (Кочкарев), «Тайга золотая» (черт), «Шахтеры» (Лошадев); 1938: «Друзья» (ингуш Мусса), «Маска», к/м (Егор Николаевич Пятигоров), «Одиннадцатое июля» (дьяк), «Человек с ружьем» (матрос Дымов); 1939: «Большая жизнь», 1-я серия (Усынин), «Мои университеты» (Семенов), «Трактористы» (Кирилл Петрович); 1940: «На путях», к/м (пассажир), «Яков Свердлов» (хозяин аттракциона); 1941: «БКС № 8. Ночь над Белградом» (немецкий унтер-офицер), «Волшебное зерно» (Ветер), «Приключения Корзинкиной» (конферансье), «Прохоровна», к/м (Егорыч); 1942: «Александр Пархоменко» (Ламычев), «БКС № 11. Карьера лейтенанта Гоппа» (дед), «Принц и нищий» (водовоз); 1943: «Лермонтов» (офицер), «Насреддин в Бухаре» (визирь Бахтиар); 1944: «Иван Никулин – русский матрос» (папаша); 1945: «Здравствуй, Москва!» (представитель завода); 1946: «Большая жизнь», 2-я серия (Усынин), «Синегория» (король Фанфарон); 1947: «Свет над Россией» (торговец); 1948: «Первоклассница» (Иван Сергеевич, дворник); 1950: «Кавалер Золотой Звезды» (Рубцов-Ельницкий); 1952: «Максимка» (старший офицер), «Неразлучные друзья» (Василий Иванович, дядька Коли), «Садко» (морской царь); 1953: «Команда с нашей улицы» (Перевалов); 1954: «Мы с вами где-то встречались» (продавец); 1957: «Борец и клоун» (дядя Ваня), «Новые похождения Кота в сапогах» (министр с портфелем Патисоне), «Хождение за три моря» (тверской купец); 1958: «Над Тиссой» (Дзюба); 1959: «Люди на мосту» (Хорьков), «Растеряева улица» (Данила Григорьевич). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru