Каюков Степан Яковлевич

Kayukov-2Каюков Степан Яковлевич
Народный артист РСФСР (1949)
Родился 2 августа 1898 года.
Умер 22 января 1960 года.

Степан Каюков родился в Саратове. Его отец Яков Гаврилович был рабочим. Мать Анна Захаровна — домашняя хозяйка.

В 1910 году Степан окончил Саратовское четырехклассное городское училище и начал трудовую деятельность. Сначала два года работал «мальчиком» и писцом в различных частных предприятиях, а затем, с 1912 по 1916 годы, в типографии Г.Х. Шельгорна, дослужившись там до помощника начальника бумажного склада. Все это время он совмещал работу с учебой в Саратовской воскресной школе, которую закончил в 1915 году.

Сразу же после ее окончания Степан поступил в частную театральную школу М.И. Велизарий, где учился до 1917 года. Еще во время учебы он впервые попал за кулисы Саратовского народного дома в антрепризу Н. Павлова, где ему сразу же стали доверять небольшие роли – сначала Мишку, затем – трактирного слугу и Бобчинского в «Ревизоре», за ними следом – сторожа и писаря в «Днях нашей жизни». Антрепренеру Павлову способный парнишка пришелся по душе, и он стал ему оплачивать каждый выход на сцену: сначала 50 копеек за спектакль, потом – 1 рубль, а с начала 1916 года – 15 рублей жалованья в месяц.

В июне 1917 года Степан Каюков был призван в армию, где служил до октября этого же года в 90-м стрелковом полку.

После демобилизации, с октября 1917 года Степан Яковлевич десять лет отработал в различных провинциальных театрах, в каждом из которых играл не более одного сезона. Это были театры Саратова – Воинский театр Революции, имени Энгельса, имени Чернышевского, имени Карла Маркса, а так же Черниговский театр, Архангельский театр, Киевский театр сатиры, Ташкентский театр миниатюр. За этот период два раза судьба его приводила в Москву. В первый раз, в 1921 году, 4 месяца актер учился в театральной студии под руководством И.Н. Певцова, во второй, с 1924 по 1925 годы – играл в театре миниатюр «Палас».

С 1927 года Степан Каюков стал работать в Ленинграде: с 1927 по 1928 годы – в Свободном театре, с 1928 по 1931 годы – Театре Сатиры, с 1931 по 1933 годы – Мюзик-холле, с 1933 по 1938 годы – театре ЛОСПС.

В период работы в Ленинграде состоялся дебют Степана Яковлевича в кино – в 1931 году он сыграл эпизодическую роль рабочего у Сергея Юткевича в «Златых горах». А уже в 1934 году к актеру пришел настоящий успех после исполнения роли рабочего парня Демы в «Юности Максима».

Каюков был блистательным острохарактерным актером. Интересная фактура, запоминающийся голос, потрясающее обаяние и чувство юмора сразу же вывели его в число лучших комедийных актеров советского кино. В каждой из ролей он был неподражаем и естественен, его любили режиссеры и зрители. С середины 1930-х годов он стал одним из самых снимаемых актеров. Некоторые фразы его героев типа «Забодай тебя комар!» из «Трактористов» вошли в народ.

Среди лучших ролей Каюкова в кино: Черт («Тайга золотая»), Лошадев («Шахтеры»), Егор Николаевич Пятигоров («Маска»), Усынин («Большая жизнь»), Кирилл Петрович («Трактористы»), визирь Бахтиар («Насреддин в Бухаре»), папаша («Иван Никулин – русский матрос»), морской царь («Садко»), министр с портфелем Патисоне («Новые похождения Кота в сапогах»).

С 1943 года Степан Каюков жил и работал в Москве. С 1943 по 1946 годы – он актер Театра драмы, где им были сыграны гимназист в «Пестрых рассказах» и Кащеев в «Лодочнице».

С 1946 по 1952 годы – актер Малого театра. Среди ролей, сыгранных на этой сцене: Городничий в «Ревизоре», Бессмертнов в «Мещанах», сэр Тоби в «Двенадцатой ночи», Фаюнин в «Нашествии», Альфред Дулитл в «Пигмалионе», монах Иона в «Нашем современнике», Редозубов в «Варварах» и другие.

С 1954 по 1957 годы – актер Театра имени Моссовета. Среди ролей: Микола Воркалюк («Любовь на рассвете»), профессор Черноус («Кто смеется последним»), Петруха Филимонов («Трое») и другие.

Остается только гадать, почему такой выдающийся актер не мог найти свое постоянное место в каждом из театров. Казалось бы, в том же Малом им было сыграно много интересных ролей, но, тем не менее, он предпочел его покинуть. Вероятно, Каюкова все же не устраивало то, что ему предлагали, или, может быть, ему не хватало простора его широкой творческой натуре в жестких рамках классического театра.

С 1945 года Степан Каюков работал на дубляже. Актер также много концертировал, выступая с обширной программой, в которую входили сцена с хозяином Семеновым из «В людях», сцена купца Ахова с племянником Ипполитом из «Не все коту масленица», рассказ Чехова «Маска».

Был женат на актрисе Татьяне Дмитриевне Каюковой (1909-1985).

Похоронен Степан Каюков на Введенском кладбище.

Фильмы и роли:

1931: «Златые горы» (рабочий); 1932: «Гайль, Москау!» (кочегар); 1933: «Иудушка Головлев» (приказчик Игнат); 1934: «Крестьяне» (колхозник), «Люблю ли тебя» (господин Тушканчик), «Юность Максима» (Дема); 1935: «Дубровский» (полковник), «Инженер Гоф» (Олесь, муж председателя колхоза), «Лунный камень» (геолог), «Подруги» (трактирщик); 1936: «Девушка спешит на свидание» (провожающий), «Депутат Балтики» (метранпаж); 1937: «Женитьба» (Кочкарев), «Тайга золотая» (черт), «Шахтеры» (Лошадев); 1938: «Друзья» (ингуш Мусса), «Маска», к/м (Егор Николаевич Пятигоров), «Одиннадцатое июля» (дьяк), «Человек с ружьем» (матрос Дымов); 1939: «Большая жизнь», 1-я серия (Усынин), «Мои университеты» (Семенов), «Трактористы» (Кирилл Петрович); 1940: «На путях», к/м (пассажир), «Яков Свердлов» (хозяин аттракциона); 1941: «БКС № 8. Ночь над Белградом» (немецкий унтер-офицер), «Волшебное зерно» (Ветер), «Приключения Корзинкиной» (конферансье), «Прохоровна», к/м (Егорыч); 1942: «Александр Пархоменко» (Ламычев), «БКС № 11. Карьера лейтенанта Гоппа» (дед), «Принц и нищий» (водовоз); 1943: «Лермонтов» (офицер), «Насреддин в Бухаре» (визирь Бахтиар); 1944: «Иван Никулин – русский матрос» (папаша); 1945: «Здравствуй, Москва!» (представитель завода); 1946: «Большая жизнь», 2-я серия (Усынин), «Синегория» (король Фанфарон); 1947: «Свет над Россией» (торговец); 1948: «Первоклассница» (Иван Сергеевич, дворник); 1950: «Кавалер Золотой Звезды» (Рубцов-Ельницкий); 1952: «Максимка» (старший офицер), «Неразлучные друзья» (Василий Иванович, дядька Коли), «Садко» (морской царь); 1953: «Команда с нашей улицы» (Перевалов); 1954: «Мы с вами где-то встречались» (продавец); 1957: «Борец и клоун» (дядя Ваня), «Новые похождения Кота в сапогах» (министр с портфелем Патисоне), «Хождение за три моря» (тверской купец); 1958: «Над Тиссой» (Дзюба); 1959: «Люди на мосту» (Хорьков), «Растеряева улица» (Данила Григорьевич).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru