Казаринов Владимир Михайлович

KazarinovКазаринов Владимир Михайлович
Заслуженный артист РСФСР (1953)
Лауреат Сталинской премии I степени (1950) за участие в спектакле «Из искры…»
Родился 4 (17) апреля 1896 года.
Умер 5 ноября 1979 года.

Владимир Казаринов родился в Нерчинске Забайкальской губернии в семье горного техника Михаила Николаевича Казаринова (1873–?) и домашней хозяйки Валентины Павловны Каретниковой (1881–1915), был старшим из двух их сыновей. В 1917-м окончил Симферопольскую гимназию и в том же году сразу, без специального образования, дебютировал на сцене в антрепризе А.Н. Ложечниковой и А.Н. Трофимова. Проработав здесь один год, следующие два сезона трудился в товариществе артистов под руководством А.М. Волжина и П.А. Рудина, гастролировал с их труппой в Севастополе, Евпатории и Керчи.

В апреле–ноябре 1920 года в Крыму были сосредоточены силы белогвардейской армии под командованием П.Н. Врангеля, и всё это время, вплоть до её эвакуации в ноябре 1920-го, Казаринов находился на крымской территории. После этого он переехал в Харьков и поступил в труппу Н.Н. Синельникова, работа в которой стала для него хорошей школой актёрского мастерства. Там он сыграл свои первые значительные роли: Мишку в «Днях нашей жизни» Л.Н. Андреева, Гущина в «Обрыве» И.А. Гончарова, Гортензио в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, Цыганка в «Рассказе о семи повешенных» Л.Н. Андреева и другие.

В сезон 1923/24 гг. Владимир Казаринов перешёл в Харьковский Краснозаводской театр, затем до 1927 года играл в Крымском государственном театре (г. Симферополь) и Иваново-Вознесенском театре. На этих сценах Казаринов раскрылся как интересный разноплановый артист с характерно-комедийным уклоном, создал интересную галерею ярких образов, о которых мог мечтать любой актёр: Бориса Годунова («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого), Калугина («Псиша» Ю.Д. Беляева), Нонанкура («Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля), Труффальдино («Слуга двух господ» К. Гольдони), Городничего («Ревизор» Н.В. Гоголя), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Репетилова («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Лыняева («Волки и овцы» А.Н. Островского), Евстигнеева («Яд» А.В. Луначарского), Гулячкина («Мандат» Н.Р. Эрдмана) и другие.

Успех в провинции привёл Казаринова в столицу, где в сезон 1927/28 гг. он играл в Театре сатиры. Участвовал, в основном, в пьесах советских авторов, менее значительных, чем в предыдущих театрах, и это, вероятно, явилось причиной его переезда в Саратов, в театр имени К. Маркса. Там он получил роли, соответствующие уровню его актёрского мастерства (Крутицкий – «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского; Миллер – «Коварство и любовь» Ф. Шиллера; Журден – «Мещанин во дворянстве» Мольера), но через три года он всё же решился уехать в Ленинград, где и остался на всю оставшуюся жизнь. Играл сначала в Театре имени ЛОСПС, Ленинградском мюзик-холле, а с 13 марта 1939 года обосновался в труппе Театра имени Ленинского комсомола. Здесь его репертуар стал значительно разнообразнее, позволил проявить себя в различных амплуа, но центровыми в его творчестве, всё же, остались характерные роли: Дудукин и Шмага («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Стреттон («Потоп» Г. Бергера), Окаёмов («Машенька» А.Н. Афиногенова), М.И. Кутузов и Бенигсен («Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьёва), Рагно («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Белугин («Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва), Горностаев («Любовь Яровая» К.А. Тренёва), Федул Федулович Прибытков («Последняя жертва» А.Н. Островского), Фёдор Иваныч («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого), Датиэла («Из искры…» Ш.Н. Дадиани) и многие другие. За последнюю работу в 1950 году актёр был удостоен Сталинской премии I степени.

Имея за плечами солидный театральный опыт, в 1936 году Владимир Казаринов впервые попробовал свои силы в кинематографе. Сначала играл в крохотных эпизодах, не упомянутых в титрах (главврач – «Девушка спешит на свидание», пьяный поп – «Пётр Первый»; директор завода – «Возвращение»), а с начала 1950-х гг. получал уже более значимые роли. Тем не менее, среди них не было крупных работ, режиссёрами больше использовалась его колоритная индивидуальность, способность из незначительного драматургического материала «вылепить» яркий, сочный образ. Среди наиболее заметных его ролей: Буш-отец («Кортик»), Чарли («Мост перейти нельзя»), Тихон Тихонович («Водяной»), Корней Иванович («Весенние хлопоты»), дирижёр («Зайчик»), комендант («Помни, Каспар!»), важный горожанин («Три толстяка»), Гриша («Прошу слова»), Удовольствие Ничего Не Делать («Синяя птица»).

В жизни Владимир Михайлович был высокоинтеллигентным, вальяжным, обладавшим сильной волей и властным, вспыльчивым характером. Когда в 1957 году он узнал, что одному из актёров, члену КПСС, каковым он сам не являлся, повысили ставку, то разругался с администрацией и ушёл из театра. Тяжело переживая этот конфликт, несколько лет Казаринов провёл у себя на даче, изредка снимался в кино, учил роль Фамусова в «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Каким-то чудом, в один прекрасный момент, об актёре вспомнил Георгий Товстоногов (у них уже был опыт совместной работы в Ленкоме) и позвал его сыграть Фамусова в БДТ, заменить заболевшего Виталия Полицеймако. Казаринов с радостью согласился, с большим успехом два сезона выходил в этом образе на сцену БДТ, пока в 1966 году навсегда не покинул театр, став обычным пенсионером.

Семейная жизнь Владимира Михайловича сложилась вполне удачно. Первым браком он был женат на актрисе Театра имени Ленинского комсомола Клавдии Андреевне Шитовой (1897–?). Второй его супругой была Ольга Ивановна Байковская (1916–1995), в молодые годы начинавшая актрисой, затем, после рождения ребёнка, оставившая профессию и работавшая впоследствии техником в НИИ. У супругов был собственный дачный домик на станции Посёлок, под Вырицей, в Ленинградской области, где они проводили много времени, а после ухода Казаринова из театра жили там постоянно. Владимир Михайлович занимался хозяйством: разводил кроликов, индюков, выращивал картошку. В их хлебосольном доме всегда было много гостей, особенно в день рождения его хозяина. Во дворе накрывалась большая поляна, хозяева и их гости пели песни под гитару, читали стихи, танцевали, создавалась тёплая уютная атмосфера. Там же, в Посёлке, Владимир Казаринов окончил свои дни, похоронен на местном поселковом кладбище.

Супруга Владимира Михайловича Ольга Ивановна Байковская (в девичестве – Кошек) была родной сестрой Ксении Ивановны Политовой, мамы ныне известной актрисы, Народной артистки России Ольги Волковой.

Фильмы и роли:

1936: «Девушка спешит на свидание» (главврач), «Депутат Балтики» (дворник); 1937–1938: «Пётр Первый» (пьяный поп); 1940: «Возвращение» (директор завода); 1948: «Драгоценные зерна» (представитель райкома); 1949: «Великая сила» (учёный из Москвы); 1950: «Мусоргский» (вельможа в ложе); 1954: «Кортик» (Буш-отец); 1955: «Овод» (хозяин кабачка); 1956: «Приключения Артёмки» (купец); 1957: «Дон Кихот» (кабатчик); 1958: «Отцы и дети» (дворецкий Одинцовой); 1960: «Мост перейти нельзя» (Чарли); 1961: «Водяной», к/м (Тихон Тихонович, профессор); 1962: «713-й просит посадку» (бармен); 1964: «Весенние хлопоты» (Корней Иванович), «Зайчик» (дирижёр), «Помни, Каспар!» (комендант лагеря); 1966: «Два билета на дневной сеанс» (дядя Костя), «Три толстяка» (трактирщик); 1967: «Суд», к/м (староста); 1974: «Врача вызывали?» (секретарь товарищеского суда); 1975: «Прошу слова» (Гриша, старый большевик); 1976: «Синяя птица» (Удовольствие Ничего Не Делать).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru