Кельберер Алексей Викторович

KelbererКельберер Алексей Викторович
Родился 1 февраля 1898 года.
Умер 28 января 1963 года.

Алексей Кельбер родился в Москве в мещанской семье (отец умер в 1943 году). В 1908 году окончил трёхклассное городское училище и поступил в художественно-театральный класс Императорского Строгановского художественно-промышленного училища, которое окончил в 1917 году с дипломом художника-декоратора. Параллельно учёбе с 1914 года подрабатывал помощником декоратора в Малом и Большом театрах Москвы.

После Строгановки Кельберер поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где проучился только один год. В 1918 году он ушёл добровольцем в Красную армию, проходил службу в качестве художника и актёра 1-го Самодеятельного театра Красной армии. Демобилизовавшись в декабре 1920 года, поступил в Высшие государственные режиссёрские мастерские при Главпрофобре, которые окончил в 1926 году. Одновременно с 1921 года работал в качестве актёра и художника в Театре РСФСР 1-м под руководством Всеволода Мейерхольда (с 1926 года – Государственный театр имени Мейерхольда), а после окончания мастерских был зачислен в его труппу.

В 1930 году Кельберер перешёл в Реалистический театр под руководством Николая Охлопкова, а через три года снова вернулся в ГосТиМ и служил в его коллективе до закрытия театра в 1938 году. На этих сценических площадках сыграл доктора в «Смерти Тарелкина», Буланова в «Лесе», Дзюбу в «Разбеге», Хлестакова в «Ревизоре», Гутенберга в одноимённом спектакле и другие роли.

С 1938 года Алексей Викторович работал в Центральном детском театре, а с 1940 года, после зачисления в актёрский штат киностудии «Мосфильм», началось его сотрудничество с кинематографом, оказавшееся не слишком плодотворным. В 1940-е годы самыми интересными его ролями стали персонажи двух фильмов-сказок – злой волшебник Кара-Мор в «Волшебном зерне» (1941) и дед Слышко в «Каменном цветке» (1946), сыгранными актёром с использованием характерно-эксцентричных красок и обильного грима, за которым сложно было разглядеть самого артиста Алексея Кельберера.

С 1941 по 1944 годы Алексей Викторович в качестве актёра и режиссёра работал в Московской областной филармонии, обслуживая концертами фронтовые части Красной армии. В феврале 1945 года Кельберер был зачислен в штат вновь организованного Государственного театра киноактёра (с 1948 – Театр-студия киноактёра), где трудился до 1951 года и с 1953 по 1958 годы. Играл в спектаклях: «Молодая гвардия» (немецкий доктор), «Остров мира» (полковник О’Гудмен), «Софья Ковалевская» (Его превосходительство), «Смерть Пазухина» (Иван Прокофьевич Пазухин), «Попрыгунья» (Подгорин), «Анджело» (Омодей), «Дядюшкин сон» (князь Костромской), «Мандат» (Олимп Валерианович и Валериан Олимпович Сметаничи). В качестве второго режиссёра участвовал в постановке спектакля «Анджело».

В 1950-е годы Алексей Кельберер гораздо чаще был задействован на экране, нежели это было в 1940-е. Играл, в основном, представителей высшего общества и интеллигенции, наделяя своих героев хорошими манерами, статностью, аристократизмом. Среди сыгранных им ролей: Монтано в «Отелло», Подгорин в «Попрыгунье», Фридерикс в «Его время придёт» и другие. Желая расширить творческие рамки, Алексей Викторович с 1948 года стал работать на дубляже, озвучив героев таких фильмов, как «Спасённые знамёна», «Фанни Эльслер», «Воздушные акробаты», «Девушка из Неаполя», «Плата за страх», «Собор Парижской богоматери» и многих других.

Алексей Викторович Кельберер был женат на актрисе Марии Фёдоровне Сухановой (1898-?). Их сын Борис Кельберер (1928-2012) пошёл по ранним стопам отца – окончил МГХИ имени В.И. Сурикова и стал художником.

Похоронен Алексей Кельберер на Ваганьковском кладбище.

Фильмы и роли:

1941: «БКС № 3. Мужество» (немецкий майор), «Волшебное зерно» (Кара-Мор); 1942: «Принц и нищий» (лорд Гертфорд); 1946: «Каменный цветок» (дед Слышко и дружка на свадьбе); 1947: «Русский вопрос» (Хетчинсон); 1948: «Молодая гвардия» (эп.); 1950: «Заговор обреченных» (доктор); 1951: «Тарас Шевченко» (граф Толстой); 1953: «Адмирал Ушаков» (Попов); 1955: «Отелло» (Монтано), «Попрыгунья» (художник Подгорин), «Сын» (педагог); 1956: «Урок истории» (Торнер); 1957: «Его время придет» (Фридерикс), «Ночной патруль» (начальник школы милиции); 1958: «Юность наших отцов» (Сташинский).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru