Кельберер Алексей ВикторовичКельберер Алексей Викторович Алексей Кельбер родился в Москве в мещанской семье (отец умер в 1943 году). В 1908 году окончил трёхклассное городское училище и поступил в художественно-театральный класс Императорского Строгановского художественно-промышленного училища, которое окончил в 1917 году с дипломом художника-декоратора. Параллельно учёбе с 1914 года подрабатывал помощником декоратора в Малом и Большом театрах Москвы. После Строгановки Кельберер поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где проучился только один год. В 1918 году он ушёл добровольцем в Красную армию, проходил службу в качестве художника и актёра 1-го Самодеятельного театра Красной армии. Демобилизовавшись в декабре 1920 года, поступил в Высшие государственные режиссёрские мастерские при Главпрофобре, которые окончил в 1926 году. Одновременно с 1921 года работал в качестве актёра и художника в Театре РСФСР 1-м под руководством Всеволода Мейерхольда (с 1926 года – Государственный театр имени В.Э. Мейерхольда), оставшись после окончания мастерских в его труппе. В 1930 году Кельберер перешёл в Реалистический театр под руководством Николая Охлопкова, а через три года снова вернулся в ГосТиМ и служил в его коллективе до закрытия театра в 1938 году. На этих сценических площадках сыграл доктора в «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, Буланова в «Лесе» А.Н. Островского, Дзюбу в «Разбеге» В.П. Ставского, Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Гутенберга в одноимённом спектакле и другие роли. С 1938 года Алексей Викторович работал в Центральном детском театре, а с 1940 года, после зачисления в актёрский штат киностудии «Мосфильм», началось его сотрудничество с кинематографом, оказавшееся не слишком плодотворным. В 1940-е годы самыми интересными его ролями стали персонажи двух фильмов-сказок – злой волшебник Кара-Мор в «Волшебном зерне» (1941) и дед Слышко в «Каменном цветке» (1946), сыгранными актёром с использованием характерно-эксцентричных красок и обильного грима, за которым сложно было узнать самого артиста Алексея Кельберера. С 1941 по 1944 годы Алексей Викторович в качестве актёра и режиссёра работал в Московской областной филармонии, обслуживая концертами фронтовые части Красной армии. В феврале 1945 года Кельберер был зачислен в штат вновь организованного Государственного театра киноактёра (с 1948 – Театр-студия киноактёра), где трудился до мая 1951 года и с мая 1953 года по август 1958 года. Играл в спектаклях: «Молодая гвардия» А.А. Фадеева (немецкий доктор), «Остров мира» Е.П. Петрова (полковник О’Гудмен), «Софья Ковалевская» Бр. Тур (Его превосходительство), «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина (Иван Прокофьевич Пазухин), «Попрыгунья» А.П. Чехова (Подгорин), «Анджело» В. Гюго (Омодей), «Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому (князь Костромской), «Мандат» Н.Р. Эрдмана (Олимп Валерианович и Валериан Олимпович Сметаничи). В качестве второго режиссёра участвовал в постановке спектакля «Анджело». В кино в 1950-е годы Алексей Кельберер сыграл несколько небольших ролей представителей высшего общества и интеллигенции: Монтано в «Отелло», Подгорина в «Попрыгунье», Фридерикса в «Его время придёт» и других, которые не смогли ему компенсировать былую активную востребованность в театре. Желая расширить свои творческие рамки, Алексей Викторович с 1948 года стал работать на дубляже, озвучив героев таких фильмов, как «Спасённые знамёна», «Фанни Эльслер», «Воздушные акробаты», «Девушка из Неаполя», «Плата за страх», «Собор Парижской богоматери» и многих других. Алексей Викторович Кельберер был женат на актрисе Марии Фёдоровне Сухановой (1898–?). Их сын Борис Кельберер (1928–2012) пошёл по ранним стопам отца – окончил МГХИ имени В.И. Сурикова и стал художником. Похоронен Алексей Кельберер на Ваганьковском кладбище. Фильмы и роли: 1941: «БКС № 3. Мужество» (немецкий майор), «Волшебное зерно» (Кара-Мор); 1942: «Принц и нищий» (лорд Гертфорд); 1946: «Каменный цветок» (дед Слышко и дружка на свадьбе); 1947: «Русский вопрос» (Хетчинсон); 1948: «Молодая гвардия» (эп.); 1950: «Заговор обреченных» (доктор); 1951: «Тарас Шевченко» (граф Толстой); 1953: «Адмирал Ушаков» (Попов); 1955: «Отелло» (Монтано), «Попрыгунья» (художник Подгорин), «Сын» (педагог); 1956: «Урок истории» (Торнер); 1957: «Его время придет» (Фридерикс), «Ночной патруль» (начальник школы милиции); 1958: «Юность наших отцов» (Сташинский). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru