Кибардина Валентина Тихоновна

KibardinaКибардина Валентина Тихоновна
Народная артистка РСФСР (1951)
Лауреат Сталинской премии (1951) за роль Татьяны Берсеневой в спектакле «Разлом»
Родилась 17 (30) мая 1907 года.
Умерла 5 октября 1988 года.

Валентина Кибардина родилась в Витебске. Её отец Тихон Васильевич Кибардин был архитектором (умер в 1933 году). Мать Елизавета Борисовна Толстая – домашняя хозяйка (умерла в 1921 году).

В 1924 году, закончив школу, Валентина уехала в Ленинград и поступила в студию при Ленинградском академическом драматическом театре (бывшем Александринском) под руководством известного актёра и педагога Юрия Михайловича Юрьева. По её окончании в 1929 году была принята в театр Ленинградского государственного народного дома, через год объединённого с Ленинградским Красным театром, в котором прослужила до 1933 года. Здесь сыграла свои первые заметные роли: Берту в «Миллионе франков», Катю в «Чёртовой свадьбе», Мари во «Фронте» и другие роли, в которых заявила о себе, как об интересной характерно-комедийной артистке.

В 1933 году Валентина Кибардина была утверждена на одну из главных ролей – революционерки Наташи в картину «Юность Максима» режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга, где должна была сниматься в дуэте с мейерхольдовцем Эрастом Гариным. Однако Гарин предпочёл съёмкам гастрольную поездку с ГосТиМом, и его место вскоре занял Борис Чирков, прославившийся ролью Максима на всю страну. Надо сказать, что Кибардина не затерялась на фоне главного героя, хотя ей было отведено гораздо меньше экранного времени. Её Наташа получилась немного сдержанной и суровой, но, всё же, не лишённой характерных ноток, весёлости и молодого задора.

Фильм «Юность Максима» имел большой зрительский успех, и через несколько лет последовали два его продолжения – «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», в которых героиня Кибардиной была уже в составе руководящей партийной ячейки. В связи с этим её актёрская задача несколько усложнилась, так как актрисе пришлось соблюдать баланс между сухой сдержанностью и проскальзывающей эмоциональностью.

Работа в трилогии о Максиме дала Кибардиной определённую известность, но не вывела в число востребованных в кино актрис. Её настоящим призванием по-прежнему оставался театр. В сезон 1935/1936 годов она играла в Театре-студии под руководством Рубена Симонова в Москве, а в 1936 году вошла в труппу Ленинградского Большого драматического театра, где на протяжении многих лет оставалась одной из его прим. На этой сцене наиболее ярко проявился её характерно-комедийный талант, подкреплённый целым рядом запоминающихся образов. Здесь ей были сыграны: Пелагея в «Мещанах», Наталка в «Кубанцах», Лидочка в «Свадьбе Кречинского», Вера Филипповна в «Сердце не камень», Ольга в «Так и будет», Джесси в «Русском вопросе», донья Анна в «Девушке с кувшином», Варвара в «Дачниках», Татьяна Берсенева в «Разломе» (за эту роль Кибардина была удостоена Сталинской премии III степени), Панова в «Любови Яровой», Елизавета в «Достигаеве и других», Фурначёва в «Смерти Пазухина» и многие другие. Актрисе были свойственны сочные актёрские краски, экспрессивность, энергичность, лирические интонации.

После прихода в БДТ в 1956 году Георгия Александровича Товстоногова положение Валентины Кибардиной как ведущей характерной артистки несколько пошатнулось. Их творческое сотрудничество не складывалось, актриса была мало востребована. Она пыталась заполнять паузы в работе съёмками в кино, соглашалась на небольшие роли, которые, по сути, мало что ей давали в творческом плане. Неудовлетворённая своим положением в БДТ, Кибардина в 1966 году его покинула. Будучи уже немолода, она не стала искать прибежища в других театрах, предпочтя уйти из актёрской профессии.

Валентина Тихоновна была замужем за морским офицером Львом Моисеевичем Аврутисом (1913-2001). Похоронены они рядом друг с другом на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Фильмы и роли:

1934: «Юность Максима» (Наташа); 1937: «Возвращение Максима» (Наташа); 1938: «Выборгская сторона» (Наташа); 1948: «Первоклассница» (учительница); 1952: «Разлом» (Татьяна); 1953: «Враги» (Татьяна Бардина), «Любовь Яровая» (Панова); 1959: «Достигаев и другие» (Глафира); 1961: «Барьер неизвестности» (Мария Васильевна); 1964: «Письма к живым» (мать Вероники); 1966: «Не забудь…станция Луговая» (Анна Петровна Кудрявцева, мать Люси).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru