Китаев Николай Геннадьевич

KitaevКитаев Николай Геннадьевич
Родился 18 (30) апреля 1893 года.
Умер в 1942 году.

Николай Китаев родился в деревне Высоково Буйского уезда Костромской губернии. Его отец Геннадий Николаевич Китаев служил агентом земского страхования Костромского губернского земства (умер в 1914 году). Мать Елизавета Фёдоровна Китаева непродолжительное время работала продавщицей в казённой винной лавке, затем, в 1915–1923 гг., трудилась завхозом в Буйской больнице (умерла в 1930 году).

Николай с 1904 года учился в Костромской классической гимназии, по окончании которой в 1912 году вступил в число студентов Демидовского юридического лицея в Ярославле. В период учёбы увлёкся драматическим искусством, стал посещать местные театры, а позднее и сам участвовать в спектаклях Ярославского театра имени Ф. Волкова и драматической труппы антрепренёра А.М. Каралли-Торцова. С 1914 года Николай Китаев начал сотрудничество с антрепризой И.А. Ростовцева: сначала в качестве сотрудника, а затем и актёра.

К моменту окончания лицея в 1918 году Николай Китаев уже имел достаточный опыт работы на сцене и даже успел посниматься в кино. В 1917–1918 гг. он снялся в ряде фильмов АО Г.И. Либкена: «У ручейка», «Коммерции советник Коротнев с сыновьями», «Преступление доктора Галиновского» и других, которые, кроме упоминания в справочниках, не оставили в истории кино никакого следа.

В 1918 году Николай Китаев вступил в труппу Ярославского театра имени Ф. Волкова, в котором прослужил до 1922 года. Сыграл на его сцене ряд ведущих ролей: Репетилова в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Кучумова в «Бешеных деньгах» А.Н. Островского, Маркиза в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони, Карпа в «Лесе» А.Н. Островского, фон Кольба в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Рагно в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана, Луку в «На дне» М. Горького, Епиходова в «Вишнёвом саде» А.П. Чехова и других. Параллельно Китаев занимался педагогической деятельностью в студии Первого рабоче-крестьянского театра.

В 1922 году Николай Китаев перебрался в Москву. Прекрасный характерно-комедийный актёр, он сразу нашёл своё место среди большого многообразия столичных театральных коллективов. До 1924 года он играл в театре миниатюр «Кривой Джимми», а затем перешёл во вновь созданный Театр сатиры. Молодой коллектив, делавший первые шаги и строивший репертуар на советской драматургии, быстро набирал обороты. Однако в его труппе Китаев не добился особенных успехов, сыграв ряд второстепенных ролей (Щукин – «Вредный элемент» В.В. Шкваркина; безногий офицер – «Дом на перекрёстке» М.Я. Тригера и другие). Видимо, это обстоятельство побудило актёра сменить сценическую площадку и перейти в сентябре 1931 года во МХАТ 2-й. Здесь его роли приобрели более серьёзный оттенок, стали разнообразнее: Рыгачев в «Чудаке» А.Н. Афиногенова, Солдатенко в «Деле чести» И.К. Микитенко, Бурмистров «Земле и небе» Бр. Тур, Нордлинг в «Потопе» Г. Бергера, князь Мстиславский в «Смерти Иоанна Грозного» А.К. Толстого, Николай Чикильдеев в «В овраге» по А.П. Чехову, дон Энрике в «Испанском священнике» Д. Флетчера, Эгьючик в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира.

После закрытия МХАТа 2-го в 1936 году Николай Китаев был распределён в Малый театр, где прослужил до апреля 1940 года. Среди исполненных там ролей: Григорьев («Семья Волковых» А.Д. Давурина), старик с гитарой («Салют, Испания» А.Н. Афиногенова), Лосев («На берегу Невы» К.А. Тренёва), Ерофеич («Дружба» В.М. Гусева).

Уйдя из Малого театра, Николай Китаев затем лишь однажды заявил о себе, снявшись в 1941 году в музыкальной комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Сыгранный им почтальон дядя Ваня получился очень живым, обаятельным и стал настоящим украшением картины. Думаю, если бы не ранняя кончина Китаева, в дальнейшем он мог бы войти в плеяду наиболее востребованных комедийных киноактёров.

Николай Геннадьевич был женат на Ольге Яковлевне Фохт.

Фильмы и роли:

1917: «А господский дом загорается…» (роль), «Темные силы – Григорий Распутин и его сподвижники» (роль), «У ручейка» (Иван, любовник Насти); 1917-1918: «Коммерции советник Коротнев с сыновьями» (сын Коротнева), «Преступление доктора Галиновского» (Владимир Галиновский, студент, и его брат, доктор); 1918: «Слезы каторги» (роль); 1941: «Свинарка и пастух» (Иван Иванович).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru