Ключарёв Виктор Павлович

KlyucharevКлючарёв Виктор Павлович
Родился в ноябре 1898 года.
Умер 10 января 1957 года.

Виктор Ключарёв родился в Александрове Владимирской губернии. Его отец в предреволюционные годы был адвокатом, после революции – юрисконсультом (умер в 1933 году), мать занималась домашним хозяйством.

Виктор в 1918 году окончил Александровскую гимназию, после чего поступил на филологический факультет Московского университета (по другим данным – в Московскую горную академию) и одновременно – в театральную школу МХТ. Чтобы добывать себе средства на существование, подрабатывал сотрудником книжного подотдела Наркомпроса, но вскоре оставил работу в связи с назначением стипендии в школе МХТ. Этот же фактор послужил поводом уйти из университета и полностью сосредоточиться на постижении актёрской профессии. В школе МХТ преподавали ведущие мастера сцены художественного театра – К.С. Станиславский, М.А. Чехов, Н.О. Массалитинов, С.В. Гиацинтова, Р.В. Болеславский, поэтому Ключарёву было у кого и чему поучиться. По окончании школы в 1919 году он был принят в труппу Первой студии МХАТа, вместе с которой пережил её преобразование в МХАТ 2-й в 1924 году. Играл, как правило, характерные и героические роли: Кристи в «Герое» Дж. Синга, Гильденштерна в «Гамлете» В. Шекспира, Евграфа в «Евграфе, искателе приключений» А.М. Файко, Павлушу Челночека в «Расточителе» Н.С. Лескова, Освальда в «Короле Лире» В. Шекспира, Якубовича в пьесе «В 1825 году» Н.А. Венкстерна и другие. Вместе с театром был в гастрольной поездке в Германии, Чехословацкой Республике и Прибалтике в мае–августе 1922 года.

Виктор Ключарёв был одним из тех, кто составил оппозицию художественному руководителю МХАТа 2-го Михаилу Чехову, обвинявшемуся в буржуазном индивидуализме и «поповстве», и в 1927 году вместе с Алексеем Диким, Ольгой Пыжовой, Борисом Бибиковым и Леонидом Волковым в знак несогласия с творческим направлением Чехова перешёл в труппу Московского театра Революции. Там был задействован в том же качестве, что и в предыдущем театральном коллективе, обновив свой послужной список несколькими образами социальных героев. Сыграл директора завода («Рост» А.Г. Глебова), Грамофонова («Мой друг» Н.Ф. Погодина), Оскара Риго («Лестница славы» Э. Скриба), Якова Коломийцева («Последние» М. Горького), следователя («Павел Греков» Б.И. Войтехова и Л.С. Ленча) и другие роли. Помимо актёрской деятельности, пробовал свои силы в режиссуре и педагогике. Принимал участие в постановке спектаклей: «После бала» Н.Ф. Погодина (режиссёр А.Д. Попов), «Последние» М. Горького (режиссёр М.М. Штраух), «Иван Болотников» Г.В. Добржинского (сорежиссёр В.Н. Власова) и других. Как режиссёр-педагог преподавал на 3 и 4 курсах техникума при театре в 1939–1940 гг.

Параллельно работе в Театре Революции Виктор Ключарёв в 1935 году был художественным руководителем областного театра имени Вл. Маяковского. В качестве режиссёра-постановщика осуществил постановку пьесы «Дама-невидимка» П. Кальдерона в театре Союззолота.

В связи с объединением Театра Революции и Московского театра имени Ленсовета и образованием после этого Московского театра драмы в 1943 году, Виктор Ключарёв оставил сцену и перешёл на работу в кино. Впервые он соприкоснулся с кинематографом ещё в середине 1930-х. Известный венгерский драматург и теоретик кино Бела Балаж должен был осуществить на кинофабрике «Межрабпомфильм» экранизацию романа венгерского писателя Белы Иллеша «Тисса горит», пригласил Ключарёва на одну из ролей, но картина, в итоге, не состоялась. Поэтому первой, вышедшей на экраны, работой Виктора Ключарёва стала роль жулика Мурзина в детективе «Ошибка инженера Кочина» (1939) Александра Мачерета. В дальнейшем актёр использовался как исполнитель небольших характерно-комедийных ролей, создав целый ряд запоминающихся образов военных, людей из народа, социальных героев. Среди его лучших работ: начальник полиции («Мечта»), лейтенант Гюнтер («Дорога к звёздам»), полковник Ремизов («Дни и ночи»), Семён Косой («Родные поля»), профессор Кигунов («Мичурин»), Кулик («Сельский врач»). В 1948 году Ключарёв снимался в роли Сковородникова в первой экранизации «Двух капитанов» В. Каверина в постановке Василия Пронина, однако в процессе съёмок картина была закрыта.

В июле 1945 года Виктор Ключарёв вошёл в состав вновь созданного Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра), в котором работал до конца жизни. Когда не было востребованности в кино, особенно в 1950-е годы, сцена этого не самого популярного в столице театра стала настоящим спасением для многих актёров, в том числе и Ключарёва. Здесь он сыграл Проценко в «Молодой гвардии» А.А. Фадеева, Левкоева в «Софье Ковалевской» Бр. Тур, Войновича во «Флаге адмирала» А.П. Штейна, Балагалаева в «Завтраке у предводителя» И.С. Тургенева, Кнурова в «Бесприданнице» А.Н. Островского, Кареглазова в «Раках» С.В. Михалкова, Лобастова в «Смерти Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина, Москалёва в «Дядюшкином сне» Ф.М. Достоевского, Автолома Сигизмундовича в «Мандате» Н.Р. Эрдмана и другие роли.

Виктор Ключарёв также занимался общественной деятельностью: являлся председателем месткома Театра-студии киноактёра (1947-1950), был членом обкома Союза политпросветучреждений.

В последний раз Виктор Павлович появился на экране незадолго до смерти в крохотном эпизоде фильма «Неповторимая весна», причём его имя даже не было упомянуто в титрах. Сам он эту работу уже не увидел, скончавшись на 59-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Фильмы и роли:

1939: «Ошибка инженера Кочина» (Мурзин); 1940: «Яков Свердлов» (матрос); 1941: «Мечта» (начальник полиции); 1942: «БКС № 11. 102-й километр» (немец), «Дорога к звездам» (лейтенант Гюнтер), «Непобедимые» (директор завода); 1943: «Родные берега. Три гвардейца» (немецкий лейтенант); 1944: «Дни и ночи» (Ремизов), «Родные поля» (Семен Косой); 1947: «Весна» (академик), «Поезд идет на восток» (начальник станции); 1948: «Драгоценные зерна» (Колованов), «Мичурин» (профессор Кигунов), «Повесть о настоящем человеке» (ординатор); 1949: «Кубанские казаки» (председатель колхоза), «Падение Берлина» (Ермилов, сталевар); 1950: «Донецкие шахтеры» (инженер); 1951: «Сельский врач» (Кулик), «Спортивная честь» (уральский рабочий), «Тарас Шевченко» (профессор); 1957: «Неповторимая весна» (начальник колонны).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru