Кмит Леонид АлександровичКмит Леонид (Алексей) Александрович Алексей Кмит родился в Санкт-Петербурге в семье кочегара Александра Ивановича Кмита и ткачихи Марии Павловны Кмит, став их единственным ребёнком. В 1916 году Алексей поступил в школу II ступени, по окончании которой с 1925 года началась его трудовая деятельность. Три года он отработал сторожем на Ленинградском карборундовом заводе имени Ильича, пока, наконец, не решился исполнить свою давнюю мечту стать моряком. Однако, проходя в мореходном училище медицинскую комиссию, он не смог правильно определить показываемые ему цвета, вследствие чего был признан дальтоником и забракован. Плюс к этому Кмит страшно заикался из-за последствий детской психологической травмы (однажды он чуть не утонул), что, тем не менее, не помешало ему поступить на кино-отделение театральной мастерской (Темас), руководимой Евгением Червяковым, в которую он попал случайно, увидев объявление о наборе. Кино тогда ещё было немым, и дефект речи с экрана оказался незаметен. Сразу же последовали первые небольшие роли в кино, в которых Кмит предстал в образах молодых героев, своих современников («Цена человека», «Золотой клюв», «Саша» и другие). Параллельно учёбе Алексей подрабатывал слесарем на Машиностроительном заводе имени Карла Маркса, но после его перевода из театральных мастерских на кино-отделение Ленинградского техникума сценических искусств работу на заводе пришлось оставить. С приходом звука в кино ситуация со съёмками и учёбой для Алексея Кмита сильно усложнилась. Скрывать заикание теперь стало уже невозможно, и над ним нависла угроза исключения из техникума. Но ему помог, как всегда, очередной случай: зимой он упал в колодец со снегом, и от страха и неожиданности заикание пропало само собой. Окончив техникум сценических искусств в 1932 году в мастерской Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Алексей, или как его потом стали называть с подачи друзей – Леонид, продолжил активно сниматься на различных кинофабриках страны, пока, наконец, в 1934 году не сыграл свою самую коронную роль – Петьку в «Чапаеве» Братьев Васильевых, сделавшей его всесоюзно знаменитым. Весёлость, озорство, обаяние и вместе с ними мужественность и героизм сыгранного актёром персонажа покорили советского зрителя, вознеся актёра вместе с исполнителем роли Чапаева Борисом Бабочкиным до небывалых высот популярности. Кмита стали узнавать везде, где бы он ни появлялся. Достаточно вспомнить историю, рассказанную актёром Павлом Кадочниковым, о том, как они вместе ходили на цирковое представление. Когда два друга-актёра уселись на свои места, вышел шпрехшталмейстер и громко объявил о том, что в цирке присутствует артист Леонид Кмит: и все зрители встали и стоя ему аплодировали. К сожалению, после Петьки подобного успеха на долю актёра больше не выпало. И хотя он по-прежнему много снимался, исполняемые им роли уже не были такими яркими. Плюс к этому, в конце 1930-х годов из-за сломанной перегородки носа Кмит вынужден был сделать пластическую операцию, в результате которой его курносый нос превратился в классический прямой, придав ему, с одной стороны, благородные черты, но, с другой, из-за этого им была утрачена часть его простодушного обаяния, которая так привлекала зрителя. С 1936 года Леонид Кмит проживал в Киеве и играл в Театре Красной армии Киевского военного округа, однако в 1939 году вынужден был покинуть его вследствие отсутствия собственной жилплощади и переехать в Москву, где до начала Великой Отечественной войны снимался на киностудиях «Мосфильм» и «Союздетфильм». В апреле 1942 году Кмит ушёл добровольцем в Красную армию. Приказом генерала Н.А. Гагена он был отправлен на Южный фронт в качестве солиста Шахтёрского ансамбля песни и пляски, откуда через год был переведён в Москву в состав Ансамбля песни и пляски пограничных войск НКВД. Параллельно по приглашению генерала Н.А. Соколова-Соколёнка Леонид Александрович руководил самодеятельным военным театром Военно-воздушной академии имени Жуковского. За свои заслуги перед Отечеством актёр был награждён медалью «За победу над Германией» и медалью «За трудовую доблесть». В сентябре 1945 года Леонид Кмит был демобилизован и вернулся на кинопроизводство. Он сразу же был приглашён на «Буларусьфильм» в картину «Новый дом» Владимиром Корш-Саблиным, а затем своим партёром по «Чапаеву» Борисом Бабочкиным в его режиссёрскую постановку «Повесть о «Неистовом». Далее последовал ряд характерных и героических образов, в которых Кмит предстал уже несколько иным, нежели его привыкли видеть до этого. Если раньше артист, в основном, исполнял роли положительных героев, то теперь, наоборот, ему всё чаще стали предлагать отрицательных персонажей, в которых он был очень убедителен, находя для них сочные актёрские краски. Среди его лучших работ позднего периода: Обрядин («Тарас Шевченко»), Федот Шубин («Чужая родня»), Чумак («Солдаты»), Григорий Банник («Поднятая целина»), Савичев («Мичман Панин»), Дуговец («Ко мне, Мухтар!»), Лубников («Хозяин тайги»). С июля 1946 года до конца жизни Леонид Кмит состоял в труппе Театра-студии киноактёра, на сцене которого играл в спектаклях: «Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова (Константин), «Три солдата» Ю.П. Егорова и Г.С. Победоносцева (Поваров), «Бедность не порок» А.Н. Островского (Гриша Разлюляев), «Там, где не было затемнения» В.Семёнова (Полозков), «Бесприданница» А.Н. Островского (Вожеватов), «Машенька» А.Н. Афиногенова (Леонид Борисович), «Сверстники» А.В. Спешнева (Сергей Бакалов), «Ах, сердце!..» Вл. Полякова (Кипарисов), «Мандат» Н.Р. Эрдмана (Агафангел), «Суровое поле» А.В. Калинина (Демин), «Директор» Ю.М. Нагибина (Кныш). Также Леонид Кмит работал на дубляже. Леонид Александрович обладал тяжёлым вспыльчивым характером. Был азартен: любил посещать бега и играть на бильярде. Был несколько раз женат. От первого юношеского брака у Кмита родился сын Женя, умерший в детском возрасте от менингита. От второго брака с цирковой артисткой Александрой Демьяненко у него родилась дочь Инна (1932–1996), ставшая впоследствии актрисой, а затем сменившая эту профессию на ипостась режиссёра телевидения. Третей супругой Леонида Александровича была актриса Киевского театра имени Леси Украинки Лия Абрамовна Глаз (1918–2003). Четвёртая супруга – фотокорреспондент Галина Васильевна Кмит (1921–2019), родившая актёру в 1948 году дочь Ирину. Позднее Кмит усыновил сына Галины Васильевны от актёра Николая Гриценко – Дениса (1959–2019), дав ему свои отчество и фамилию. Последние годы жизни Леонид Александрович проживал вместе с дочерью Инной, находясь под её постоянным присмотром. Скончался в возрасте 74 лет. Похоронен на Кунцевском кладбище. Фильмы и роли: 1928: «Нота на колесах» (эп.), «Цена человека» (комсомолец); 1929: «Золотой клюв» (старатель), «Отель “Савой”» (эп.); 1930: «Города и годы» (красноармеец), «Заговор мертвых» (матрос), «Саша» (секретарь комсомольской организации); 1931: «Златые горы» (рабочий), «На этом свете» (Вася), «Снайпер» (Виктор, лентяй), «Ураган» (рабкор Коваль), «Человек за бортом» (Федя); 1932: «Возвращение Нейтана Беккера» (инструктор физкультуры), «Женщина» (рабочий МТС), «Ищу протекции» («Пат»), «Слава мира» (Эрик); 1933: «Первая любовь» (Семен), «Первый взвод» (Олесь); 1934: «Дважды рожденный» (Лешка), «Кто твой друг» (Ваня Сладкевич), «Люблю ли тебя» (эп.), «Песня о счастьи» (Грязнов, заключенный), «Поручик Киже» (переписчик), «Чапаев» (Петька); 1935: «Граница» (Вася); 1936: «Однажды летом» (Жора); 1937: «Балтийцы» (Колесов); 1938: «Комсомольск» (истинный Чеканов); 1939: «Всадники» (шахтер Вася), «Друзья встречаются вновь» (шофер), «Комендант птичьего острова» (Косицын), «Ошибка инженера Кочина» (официант), «Танкисты» (танкист); 1940: «Любимая девушка» (Симаков), «Старый наездник» (Вася Пичугин); 1941: «Морской ястреб» (Ласточкин); 1942: «БКС № 9. Синие скалы» (Юзеф); 1944: «Живи, родная Беларусь!» (гармонист); 1947: «Голубые дороги» (матрос), «Новый дом» (Фокин), «Повесть о «Неистовом» (радист Филатов); 1948: «Три встречи» (Петр Павлович, директор МТС); 1949: «Сталинградская битва» (эп.); 1950: «В мирные дни» (начальник штаба), «Далеко от Москвы» (Махов), «Смелые люди» (работник ипподрома); 1951: «Тарас Шевченко» (Обрядин); 1953: «Вихри враждебные» (городовой), «Степные зори» (эп.); 1955: «Мексиканец» (Спайдер Хэгерти), «Призраки покидают вершины» (Гребенщиков), «Чужая родня» (Федот); 1956: «Солдаты» (Чумак); 1957: «Балтийская слава» (Вихарев); 1958: «Знамя чести», к/м (Громов), «Очередной рейс» (завхоз); 1959: «Муму» (Степан), «Строгая женщина» (Платон); 1959-1961: «Поднятая целина» (Банник); 1960: «Мичман Панин» (Савичев); 1964: «Ко мне, Мухтар!» (Дуговец), «Слуша-ай!», тв (надзиратель); 1965: «Пограничная тишина», тв (нарушитель), «Сколько лет, сколько зим» (Кравец), «Чрезвычайное поручение» (поручик); 1968: «Взрыв после полуночи» (поручик), «Хозяин тайги» (Лубников); 1969: «Опасные гастроли» (Семен Маркович); 1970: «Когда расходится туман» (Прокопий Федорович), «Крушение империи» (матрос), «Цвет белого снега», тв, к/м (парикмахер); 1971: «Рудобельская республика» (дед Тришка); 1973: «Кортик», тв (дедушка); 1976: «Венок сонетов» (старшина), «Всего одна ночь» (Прокопий Степанович); 1980: «Звездный инспектор» (член совета международного контроля). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru