Коковкин Борис СергеевичКоковкин Борис Сергеевич Борис Коковкин родился в Петровск-Порте (с 1921 года – Махачкала). Его родители – выходцы из села Рождествено Саратовской губернии. Отец Сергей Яковлевич Коковкин в юношеские годы занимался крестьянским трудом, затем служил в русской армии. После демобилизации работал в кооперативных организациях, позднее снова служил в армии. Мать Елизавета Тихоновна Коковкина (в девичестве – Грачёва) занималась домашним хозяйством и воспитанием четверых детей – Антона, Виктора, Бориса и Галины. Вскоре после рождения Бориса Коковкины переехали во Владикавказ, к месту нового назначения Сергея Яковлевича. Там мальчик пошёл в гимназию, однако проучился в ней недолго. Вскоре после наступления советской власти она была реорганизована в школу-девятилетку № 4, которую Коковкин и окончил в 1928 году. За год до этого он начал принимать участие в качестве статиста в спектаклях Владикавказского городского театра и буквально заболел сценой. В 1929 году Борис Коковкин отправился в Ленинград, где проживал его старший брат Виктор, и поступил на актёрское отделение Ленинградского техникума сценических искусств. Постигал азы актёрской профессии он не только в учебных классах, но и на сцене Большого драматического театра, в котором проходил стажировку. Когда же в 1932 году Коковкин получил диплом драматического артиста, то уехал по распределению в Днепропетровск, в местный городской театр. Там он успел сыграть две роли в пьесах А.Н. Островского – Голутвина в «На всякого мудреца довольно простоты» и Васю в «Талантах и поклонниках», после чего вернулся в Ленинград. Сначала один сезон служил в Театре комедии, затем перешёл в Театр юного зрителя, где познакомился с Борисом Вульфовичем Зоном. Когда в 1935 году Зон создал Новый ТЮЗ и стал его руководителем, Борис Коковкин занял место одного из ведущих артистов этой труппы. Там он сыграл Добчинского в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Аммельбаха в «Продолжение следует» А.Я. Бруштейн, Далецкого в «Музыкантской команде» Д. Дэля, Собаньского в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина, В.И. Ленина в «Большевике» Д. Дэля и других. Актёр неоднократно играл в пьесах Е.Л. Шварца, был первым исполнителем роли Короля в «Снежной королеве». Работая в Новом ТЮЗе, Борис Коковкин обрёл не только творческую удовлетворённость, но и личное счастье. Там он познакомился с актрисой Елизаветой Сергеевной Полозовой (1913–1998), ставшей его женой. В 1938 году в их семье появился первенец Сергей, впоследствии повторивший путь своих родителей. Ну а тогда, спустя три года после его рождения, началась война. Вместе с театром Коковкины отправились в эвакуацию в Новосибирск, перенесли все тяготы военного времени. Борис Сергеевич выступал в составе актёрских фронтовых бригад, своим искусством поддерживал дух бойцов. Там же, в Новосибирске, в 1944 году, у Коковкина и Полозовой родилась дочь Елена. В обновлённом семейном составе они вскоре вернулись в Ленинград, где обнаружили свою довоенную квартиру занятой другими людьми. Коковкиным ничего не оставалось как поселиться в одном из номеров гостиницы «Англетер» и прожить там целых два года до получения новой жилплощади. И если этот вопрос был худо-бедно решён, то к нему неожиданно добавился новый, более существенный. В 1945 году, как гром среди ясного неба, вышло постановление правительства о закрытии Нового ТЮЗа. Вся тюзовская труппа осталась без творческого крова. Большая её часть перешла в состав Ленинградского драматического театра (с 1959 года – имени В.Ф. Комиссаржевской), в том числе Коковкин и Полозова. Не для каждого из них вхождение в новый театральный дом стало удачным. Елизавета Полозова продержалась там всего несколько сезонов, после чего ушла в кукольный театр Ленконцерта. Борис Коковкин, наоборот, быстро вошёл в обойму ведущих актёров труппы, был плотно задействован в репертуаре. Режиссёры ценили его многогранность, способность перевоплотиться в представителя любой эпохи, национальности и социальной принадлежности, поэтому охотно доверяли ему самые разные роли. Коковкиным были сыграны: Карел Кратов («Сто миллионов» В.Н. Собко и Б.А. Балабана), Неджми («Чудак» Н. Хикмета), В.И. Ленин («Светите, звёзды» И.К. Микитенко), Пинегин («Август» А.А. Галича), адвокат Бочковой («Воскресение» по роману Л.Н. Толстого), Кирилл Максимович Зубарев («Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва), Лосев («После свадьбы» Д.А. Гранина), Иван Семёнович Воронков («Безупречная репутация» М.И. Смирновой и М.И. Крайндель), Сантос («Дом синьора Антонио» П.К. Магну), Стеннард («Мятеж неизвестных» Г.А. Боровика), Городулин («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Бегляр и Герасиме («Если бы небо было зеркалом…» Н.В. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе), епископ Кентерберийский («Принц и нищий» М. Твена), Поташов («Метель» Л.М. Леонова), Иосиф Джакели («Не беспокойся, мама!..» Н.В. Думбадзе), шериф («Продавец дождя» Н.Р. Нэша) и другие. Параллельно театральной деятельности с 1949 года Борис Коковкин начал активно сниматься в кино. Играл он преимущественно небольшие характерно-комедийные роли и эпизоды, в которые вносил множество живых красок, был необычайно органичен и достоверен. Первой заметной киноработой актёра стала роль директора завода в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья». В исполнении Коковкина руководитель большого предприятия получился мягким, человечным, с хорошим чувством юмора и самоиронией. Вслед за этой ролью последовал шлейф очень ярких и при этом совершенно разных персонажей: профессор Бабушкин в «Запасном игроке», деревенский лодырь и балагур Кочеток в «Крутых Горках», провинциальный мещанин Мокий Петрович в «Невесте», тыловая крыса и спекулянт Чернов в «Летят журавли», директор консерватории Денис Иванович в «Приходите завтра», народный заседатель Владимиров в «Карпухине». Большинство этих фильмов прозвучало в своё время, да и сейчас многие из них не сходят с телеэкранов, поэтому герои Коковкина всегда узнаваемы и любимы зрителем. В жизни Борис Сергеевич был принципиальным человеком, твёрдо отстаивавшим своё мнение, имевшим индивидуальный взгляд на окружающие вещи и события. Конечно же, многим это не нравилось, особенно режиссёрам, с которыми актёр спорил, если считал их неправыми. Во многом из-за этого он долгие годы оставался на вторых позициях, не получил звания, хотя и состоял в общественных передовиках, был редактором внутренней театральной газеты. К счастью, актёр не страдал амбициями. Его разносторонняя натура позволяла ему реализоваться во многих творческих направлениях. Борис Сергеевич брал уроки у известного поэта Всеволода Александровича Рождественского, прекрасно писал стихи. В Гослитиздате даже был подготовлен сборник его стихотворений, выход которого не состоялся из-за начавшейся войны. Также Коковкин занимался переводами поэтических произведений с других языков, эпизодически публиковался в печати. В силу возраста и смены поколений артистов Борис Коковкин стал менее востребован. Когда он понял, что особо ему надеяться не на что, решил уйти из театра по собственному желанию. Произошло это в 1974 году. Актёр некоторое время продолжал сниматься в кино, но и там предложений становилось всё меньше. В последний раз Коковкин появился на экране в 1980 году в дипломной работе студента режиссёрской мастерской Иосифа Хейфица Евгения Ставрова «Куст сирени», экранизации рассказа А.И. Куприна. Заключительный отрезок своей жизни Борис Сергеевич заполнял написанием стихов, увлечением фотографией. Скончался Коковкин через месяц после своего семидесятипятилетнего юбилея. Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга. Сын Бориса Коковкина Сергей, как и он, стал артистом. Окончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, курс Б.В. Зона, играл в Театре комедии, Театре имени Моссовета, состоялся как писатель и драматург. Дочь Елена окончила Ленинградский библиотечный институт имени Н.К. Крупской, работала в библиотеке Академии наук. Фильмы и роли: 1949: «Академик Иван Павлов» (Менделеев); 1950: «Мусоргский» (критик); 1952: «Римский-Корсаков» (Серов); 1953: «Честь товарища» (полковник Зорин); 1954: «Большая семья» (Иван Степанович, директор завода), «Запасной игрок» (Бабушкин); 1955: «Два капитана» (полковник); 1956: «Крутые Горки» (Кочеток), «Невеста» (Мокий Петрович), «Старик Хоттабыч» (учитель на экзамене); 1957: «Бессмертная песня» (регент), «Летят журавли» (Чернов); 1959: «Неоплаченный долг» (Игнат Петрович); 1960: «Победитель», к/м (Окунев); 1962: «После свадьбы» (Кислов); 1963: «Приходите завтра» (Денис Иванович, директор консерватории); 1968: «Гроза над Белой» (белогвардейский полковник), «Удар! Ещё удар!» (Савельич); 1972: «Карпухин» (Владимиров); 1973: «Здесь наш дом» (парторг цеха), «Открытая книга» (Зимин); 1975: «Одиннадцать надежд» (председатель футбольного клуба); 1977–1979: «Открытая книга», тв (учёный); 1978: «Все решает мгновение» (Семёныч, тренер); 1980: «Куст сирени», к/м (роль). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru