Колофидин Никифор ГригорьевичКолофидин Никифор Григорьевич Никифор Колофидин родился в деревне Ладановка Ачинского района Красноярского края в многодетной крестьянской семье. Его отец Григорий Артемьевич Колофидин (1865–1928) трудился поденным чернорабочим. Мать Дарья Андреевна Колофидина (в девичестве Родина; 1877–1930) до событий 1917 года работала прачкой, затем занималась домашним хозяйством. Ввиду тяжёлых материальных условий семьи Колофидиных, Никифору, вместо учёбы в школе, с раннего детства пришлось оказывать помощь родителям по хозяйству, сидеть с младшими братьями и сёстрами, а с 11 лет пойти работать по найму. Начинал он учеником ювелирных, кузнечных и слесарных мастерских, затем был молотобойцем на различных производствах. Весной 1918 года Никифор Колофидин добровольцем ушёл в Красную гвардию, участвовал в боях против чехословацкого корпуса на местном Клюквинском фронте под Красноярском. После временного поражения Красной гвардии в Сибири вернулся на производство, до осени 1918 года работал молотобойцем на красноярском заводе «Металлист», затем – котельщиком в Красноярских железнодорожных мастерских. При этом Колофидин не оставался в стороне от происходивших в России революционных событий: в январе 1919-го он принимал активное участие в вооружённых восстаниях рабочих по свержению колчаковской реакции. Зарядившись революционным духом, в 1920 году Никифор Колофидин вступил в Российскую коммунистическую партию (большевиков), после чего был откомандирован для работы в Красноярском отделении ВЧК. Там он трудился оперативным работником, пока не был замечен в систематических пьянках, стоивших ему членства в партии. В 1925 году он был исключён из РКП(б) и вернулся на прежнее место работы – котельщиком в Красноярские железнодорожные мастерские. С 1927 года Никифор Колофидин стал принимать участие в художественной самодеятельности, постановках драматического кружка железнодорожного клуба, и, по-видимому, этот факт укрепил в нём уверенность продвигаться дальше именно в направлении театрального искусства. В 1928 году по настоянию Окпрофбюро Красноярска он был отозван с производства и направлен на учёбу в Рабочие театральные мастерские (Рабтемаст), которые окончил в 1930 году. В качестве актёра Никифор Колофидин начал работать уже с 1929 года в театрах Красноярска, Минусинска, Ачинска, Новосибирска. В 1930 году, вместе со всей группой выпускников Рабтемаста, он переехал в Москву и играл на сценах различных московских (Театр имени Ленсовета) и подмосковных (Ногинский театр) театров. Но, видимо, в столице он не был востребован так, как ему хотелось бы, поэтому в 1935 году Колофидин принял приглашение работать на Дальнем Востоке в Театре Дорпрофсожа (Дорожного комитета профсоюза рабочих железнодорожного транспорта) Уссурийской железной дороги, откуда через два года перевёлся в труппу Приморского краевого драматического театра имени М. Горького во Владивостоке. В этом коллективе Никифор Григорьевич отработал 15 лет, достигнув положения одного из ведущих артистов. Здесь раскрылись вся сила и мощь его драматического таланта, подкреплённого рядом ярких убедительных образов: Кошкиным («Любовь Яровая» К.А. Тренёва), Антипом Зыковым («Зыковы» М. Горького), Чесноком («В степях Украины» А.Е. Корнейчука), Сафоновым («Русские люди» К.М. Симонова), Вершининым («Три сестры» А.П. Чехова), Сатиным («На дне» М. Горького), Иваном Коломийцевым («Последние» М. Горького), Фёдором Протасовым («Живой труп» Л.Н. Толстого), Отелло («Отелло В. Шекспира) и многих других. После гастролей Приморского театра в Москве в начале 1950-х Никифор Колофидин получил приглашение работать сразу в нескольких крупных московских театрах. В итоге, его выбор пал на Центральный академический театр Советской армии, в труппу которого он вошёл в 1952 году, уже имея за плечами большое театральное прошлое и звание Народного артиста РСФСР. Мощная фактура Колофидина, строгая актёрская подача, приправленная богатым внутренним содержанием, позволили артисту проявить себя и на новой для него сцене. Здесь им были сыграны: Городничий («Ревизор» Н.В. Гоголя), Редозубов («Варвары» М. Горького), доктор («Юстина» Х. Вуолийоки), Малинин («Игра без правил» Л.Р. Шейнина), Фирс («Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Серго («Когда придёт мой час…» И.Г. Гаручава и П.А. Хотяновского), М.И. Кутузов («Давным-давно» А.К. Гладкова) и другие роли. 28 мая 1975 года Колофидин ушёл из театра на заслуженный отдых. В 1954 году состоялся дебют Никифора Колофидина в кинематографе в приключенческой картине «Опасные тропы». В дальнейшем ему предстояло сыграть на экране более двух десятков ролей, среди которых преобладали, в основном, люди в погонах. Актёр наделял их строгостью, решительностью, сильными, волевыми качествами, что как нельзя лучше подходило для подобных персонажей. Среди наиболее заметных киноработ Колофидина: Михаил Власов («Мать»), Василий Панин («Хождение за три моря»), Калинушкин («Коротко лето в горах»), генерал Пухов («Белорусский вокзал»), Бахарев («Приваловские миллионы»). Работая во Владивостоке, Никифор Колофидин избирался депутатом трудящихся Приморского края. В 1947 году он вновь вступил в ряды КПСС. В жизни был неплохим краснодеревщиком, хорошо готовил, собирал кулинарные рецепты. Любил дачу, на которой всё делал своими руками, ходил на охоту. Среди его друзей был Кирилл Иванович Ширяев, директор объединения телевизионных фильмов «Мосфильма». Никифор Григорьевич был трижды женат. От первых двух браков у него родились дочь Лидия и сын Феликс. Третья супруга – актриса Татьяна Григорьевна Мухина (1904–1963). Похоронен Никифор Колофидин на Ваганьковском кладбище. Фильмы и роли: 1954: «Опасные тропы» (Максим Жолудев); 1955: «Мать» (Михаил Власов); 1956: «Долгий путь» (отец Кругликова), «Обида», к/м (Веретенников); 1957: «Хождение за три моря» (Василий Папин); 1958: «Добровольцы» (генерал), «Капитанская дочка» (отец Гринева); 1960: «Месть», к/м (старый городовой), «Прыжок на заре» (командующий); 1963: «Коротко лето в горах» (Калинушкин); 1964: «Вызываем огонь на себя», тв (командующий); 1965: «Сердце матери» (отец заключенного), «Совесть» (Якимов); 1967: «Операция “Трест”», тв (Николай Евгеньевич Марков); 1968: «Барсуки», тв (Стафеев); 1970: «Белорусский вокзал» (генерал Пухов), «В лазоревой степи. Продкомиссар» (председатель сельсовета); 1972: «Приваловские миллионы» (Бахарев); 1973: «За час до рассвета», тв (Гусев); 1974: «Вот такие истории», тв (пенсионер); 1975: «Сибирь», тв (Окентий Свободин); 1976: «Два капитана», тв (хирург); 1977: «А у нас была тишина» (дед). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru