Колпаков Виктор МихайловичКолпаков Виктор Михайлович Виктор Колпаков был из той плеяды артистов, которых не всегда знали по имени, но всегда узнавали в лицо. Он много снимался, довольно часто играя различных забулдыг, пьяниц, рабочих, колхозников, священников. Простая неказистая внешность накладывала свой отпечаток на диапазон предлагаемых ему ролей, в число которых фактически не входили представители знати. Но именно благодаря этому актёру удалось создать незабываемую галерею образов людей из народа, в каждом из которых Колпаков был уникален, колоритен и неповторим. Он умел быть на экране достоверным, понятным и близким любому зрителю, вследствие чего его персонажи надолго оставались в памяти как, например, поп-расстрига из «Коммуниста» или старший механик из «Пути к причалу». При этом ему не довелось сыграть в кино ни одной главной роли, что указывает только на одно – несомненный талант большого артиста. Родился Виктор Михайлович в Воронеже. Его отец был типографским рабочим. Мать – домашняя хозяйка. В 1910 году семья Колпаковых переехала в город Раненбург Рязанской губернии, где Колпаков-отец вместе со своим родным братом купил типографию. В Раненбурге Виктор окончил приходскую школу, затем учился в высшей начальной школе и гимназии. После октябрьской революции продолжил образование в школе II ступени при Раненбургском педтехникуме, которую успешно закончил в 1922 году. Затем до 1923 года он работал секретарём отдела записей актов гражданского состояния и помощником инспектора труда в отделе труда. По всей видимости, Виктора Колпакова тянуло в творческую стихию, и в 1923 году, оставив деятельность чиновника, он отправился в Москву поступать «в артисты». Виктор стал студентом актёрского факультета ГИТИСа, окончил его в 1926 году, после чего сразу же был призван в ряды Красной армии в качестве старшего писаря Московского пересыльного пункта. После демобилизации в 1928 году он вошёл в труппу театра имени МГСПС, на сцену которого выходил еще в пору студенчества. Проработав здесь до 1934 года, Колпаков на два года уезжал в Калинин для работы в городском театре. Вернувшись, один сезон играл в студенческом театре при МЭИ, а в 1937 году был принят в Камерный театр под руководством Александра Таирова. Там он играл, в основном, небольшие роли и эпизоды, среди которых: капитан парохода, Карась и поп («Аристократы» Н.Ф. Погодина), Гречка («Дума о Британке» Ю.И. Яновского), Басманов и старик-рыбак («Кочубей» А.А. Первенцева), Ручьёв («Очная ставка» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина), Дмитрий Иванович («Мечта» М.В. Водопьянова), Иван Николаевич Фролов («Сильнее смерти» П.Л. Жаткина и Г.Ю. Вечоры), губернатор («Генконсул» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина), Пабло («Обманутый обманщик» Р. Шеридана), Щербина («Небо Москвы» Г.Д. Мдивани). Покинув эту сцену в 1943 году, Колпаков работал во фронтовом театре ВТО, Московском гастрольном новом театре, театре советской военной администрации в ГДР. В 1950–1960 гг. Виктор Михайлович служил в Центральном театре транспорта (с 1959 года – театр имени Н.В. Гоголя). Сыграл там Джемса Бертена в «Оводе» по Э.Л. Войнич, Ульманиса в «Буре» В. Лациса, отца Винцента Костальского в «Западной границе» И.Л. Прута и Н.Н. Шпанова, Пытлеванного и Здоровеню в «Поют жаворонки» К. Крапивы, пана Кочека в «Три года спустя» Н.Е. Вирты, Лавера в «К новому берегу» В. Лациса, Александра Климентьевича Зубкова в «Случайных встречах» В.Е. Бахнова и Я.А. Костюковского, Никанора Никаноровича в «Повести о молодых супругах» Е.Л. Шварца, отца Ипата в «Угрюм-реке» В.Я. Шишкова, Петра Васильевича Петрушина в «Хамелеонах» В.А. Соловьёва и другие роли. В июле 1960 года Виктор Колпаков перевёлся в актёрский штат киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактёра, где трудился до конца жизни. Свой первый эпизод в кино Виктор Михайлович сыграл еще в 1937 году в фильме «Ленин в октябре», но активно сниматься начал только с конца 1950-х годов. Актёр сразу же занял на экране свою нишу, участвуя в фильмах лучших советских режиссёров: Юлия Райзмана, Григория Козинцева, Георгия Данелия, Григория Чухрая, Сергея Колосова, Ивана Пырьева, Евгения Ташкова, Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая и других. Они его охотно приглашали, будучи уверенными в том, что актёр способен точно и достоверно сыграть любой предложенный ими характер. Среди лучших ролей Колпакова: Семён Андреевич («Любушка»), стармех («Путь к причалу»), Титка («Русский лес»), могильщик («Гамлет»), фельдшер («Жили-были старик со старухой»), Евлампий Сидорович («Душечка»), Григорий («Братья Карамазовы»), дядя Егор («Адъютант его превосходительства»), Нифонт («Остров Волчий»), мастер Виноградина («Чиполлино»). В жизни Виктор Михайлович значительно отличался от своих экранных героев. Был очень скромным, интеллигентным, образованным человеком, много читающим. Примерным семьянином, внимательно относящимся к своим близким. Правда, его первый брак нельзя было назвать удачным. Неурядицы в личной жизни даже довели его до бутылки, но зато брак со второй супругой Ольгой Васильевной Кузнецовой (1906–1997) вернул в его жизнь стабильность и спокойствие. Оба они были весёлые, общительные, вместе ездили отдыхать. Ольга Васильевна также сопровождала мужа в гастрольных поездках и съёмочных экспедициях, кормя всех их участников вкусными обедами и ужинами. Сам Виктор Михайлович никогда не тяготел к работе по дому. Его редкие порывы что-либо сделать, как правило, оканчивались неудачей – молотки и свёрла выпадали из рук, вызывая у него мучительные переживания. Но Ольга Васильевна с улыбкой его успокаивала, и этого было достаточно, чтобы поднять ему настроение. В квартиру Виктора Михайловича и Ольги Васильевны в Волковом переулке часто приходили гости, среди которых были Сергей Голованов и Мария Виноградова. Вчетвером они играли в Кинг, вели беседы. И так, наверное, продолжалось бы ещё долгое время, если бы не внезапная болезнь желудка у Виктора Михайловича. Перенеся операцию, он должен был пройти реабилитационный период, но неожиданно получил предложение сниматься в очередном фильме и уехал на съёмки. По дороге машина, в которой он перемещался, заглохла, и Колпаков, как истинно порядочный человек, помог её подтолкнуть. Не окрепший после операции организм актёра дал сбой, что и привело к летальному исходу. Похоронен Виктор Колпаков на Ваганьковском кладбище. Фильмы и роли: 1937: «Ленин в Октябре» (эсер); 1954: «Школа мужества» (кулак); 1955: «Мексиканец» (толстый бродяга); 1956: «Дело № 306» (свидетель), «Она вас любит» (водитель моторной лодки), «Ты молодец, Анита» (Умберто); 1957: «Дон Кихот» (цирюльник), «Коммунист» (растрига), «Ночной патруль» (сторож базы); 1960: «Бессонная ночь» (новобрачный), «Хлеб и розы» (старый казак); 1961: «Алые паруса» (продавец игрушек), «Две жизни» (арестант), «Евдокия» (фотограф), «Любушка» (Семен Андреевич, коновал), «Нахаленок» (Влас); 1962: «Капитаны голубой лагуны» (немец), «Капроновые сети» (моторист), «Путь к причалу» (стармех); 1963: «Русский лес» (Титка), «Сотрудник ЧК» (хозяин постоялого двора), «Тишина» (посетитель ресторана), «Улица космонавтов» (Закурдаев), «Человек, который сомневается» (свидетель); 1964: «Гамлет» (могильщик), «Жили-были старик со старухой» (фельдшер), «Товарищ Арсений» (дьякон), «Хоккеисты» (фотокорреспондент); 1965: «Дети Дон Кихота» (работник зоопарка), «Лебедев против Лебедева» (алкоголик), «Совесть» (эп.), «Спящий лев» (инкассатор в тире), «Черный бизнес» (Музыкин), «Чрезвычайное поручение» (возчик); 1966: «Верность матери» (дворник), «Дикий мед» (Зубарев), «Душечка», тв (Евлампий Сидорович, режиссер), «Неуловимые мстители» (добрый бурнаш), «Сказка о царе Салтане» (дьяк), «Сквозь ледяную мглу», тв (констебль), «Следствие продолжается» (эп.); 1967: «Вий» (селянин), «Операция «Трест», тв («дядя Вася»), «Ташкент – город хлебный» (хромой солдат), «Тихая Одесса» (Гуляйбеда); 1968: «Братья Карамазовы» (Григорий), «Зигзаг удачи» (грузчик), «Моабитская тетрадь» (надзиратель), «Новые приключения неуловимых» (офицер на карусели), «По Руси» (трактирщик); 1969: «Адъютант его превосходительства», тв (дядя Егор), «Остров Волчий» (Нифонт), «Старый знакомый» (Кузьмич); 1970: «Баллада о Беринге и его друзьях» (священник), «Карусель», тв (музыкант), «Когда расходится туман» (Тихоныч), «Один из нас» (эп.), «Случай с Полыниным» (актер); 1971: «Двенадцать стульев» (аукционщик), «Достояние республики» (Митрич), «Корона российской империи, или Снова неуловимые» (проводник); 1972: «Чиполлино» (мастер Виноградина); 1973: «И на Тихом океане» (начальник тюрьмы). Фотографии из личного архива Виктора Колпакова |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru