Комаров Игорь НикитичКомаров Игорь Никитич Игорь Комаров родился в Ярославле. Его отец Никита Порфирьевич Комаров (1901–1963) был профессиональным военным, участником Великой Отечественной войны, дослужившимся до звания генерала-майора. Мать Мария Васильевна Корняковская (1912–?) имела педагогическое образование, но по специальности не работала, занималась домашним хозяйством и воспитанием трёх детей. Игорь среди них был средним ребёнком. Его старшая сестра Людмила стала впоследствии учительницей. Младший брат Василий преподавал в Белорусском политехническом институте (в середине 1990-х он был жестоко убит в квартире своих родителей в Минске). Игорь по окончании школы поступил в Николаевский кораблестроительный институт, затем перевёлся в Таллинский политехнический институт, по окончании которого один год отработал в Таллинском порту. Затем в жизни Игоря Комарова случился резкий поворот, навсегда изменивший его дальнейшую судьбу. В 1957 году он, не имея специального образования, был принят актёром в Таллинский русский драматический театр, а через год в Даугавпилский музыкально-драматический театр, на сценах которых набрался первого актёрского опыта. В 1959 году Игорь Комаров переехал поближе к месту жительства своих родителей, в Минск, и поступил актёром в труппу Минского русского драматического театра имени М. Горького, где играл на протяжении тринадцати лет. Там же, в Минске, состоялся кинодебют Комарова. В фильме Ричарда Викторова «Третья ракета» им была сыграна интересная драматическая роль бойца Лукьянова, человека надломленной судьбы, прошедшего фашистский плен. Актёр был очень убедителен в этом образе, показав его неординарность и самобытность. После выхода «Третьей ракеты» Игорю Комарову стали предлагаться, похожие по контексту, драматические роли, требовавшие от актёра передачи сложных психологических состояний героев. Чаще всего это были военные: Шварц-Чернов («Западня»), комендант лагеря («Руины стреляют»), Левков («Рудобельская республика»), Евгений Чекрыгин («Следую своим курсом»), Духанов («Блокада»), Николай Лежнев («Старшина») и другие. Быть убедительным в этих образах, помимо несомненного актёрского таланта, Комарову помогали его природная мужественность, высокий рост, статность, представительность, которые были необходимыми атрибутами данных персонажей. Но, помимо различного ранга военных, Комарову замечательно удавались и роли современников. Правда, в большинстве случаев они не были простыми рабочими или деревенскими тружениками, а носили определённый социальный статус, близкий к интеллигенции: дипломаты, учёные, писатели, чиновники. Среди таких работ стоит выделить Славу Новосёлова («Иду искать»), Монахова («Сотвори бой»), Филиппа Пименова («Деревенская история»), Александра Корнеева («Место действия»), Алексея Боброва («Челюскинцы»). Также очень интересна роль Гильома Готшалька в киносказке Виктора Бычкова «Город мастеров», сыгранная Комаровым в довольно жёсткой и резкой манере. В начале 1970-х гг. в Минском русском драматическом театре имени М. Горького режиссёром Марком Рехельсом была поставлена «Варшавская мелодия» Леонида Зорина с Игорем Комаровым в главной роли. Рехельсу настолько понравился актёр, что он стал рекомендовать его своим знакомым ленинградским режиссёрам, среди которых оказался Игорь Петрович Владимиров. Он пригласил Комарова в руководимый им Театр имени Ленсовета, но артист был плотно задействован в репертуаре и не смог воспользоваться его приглашением. Однако от судьбы уже было не уйти. В 1972 году, будучи на гастролях в Ленинграде со спектаклем «Путешественник без багажа», Игорь Никитич получил предложение от Геннадия Опоркова и Розы Сирота сыграть Паратова в «Бесприданнице» А.Н. Островского на сцене Театра имени Ленинского комсомола, которое и стало решающим в его переезде в северную столицу. Вскоре, вслед за «Бесприданницей», последовала главная роль в «Саше Беловой» И.М. Дворецкого в дуэте с Ларисой Малеванной, партнёром которой он стал во многих спектаклях. Но после ухода актрисы в БДТ некоторые из них были сняты с репертуара, и в 1976 году Игорь Комаров тоже покинул эту сцену, перейдя по приглашению Николая Шейко в Ленинградский театр драмы имени А.С. Пушкина. Его дебютом там стала роль Анита в «Беседах с Сократом», Э.С. Радзинского, затем последовали: Авдей («Ивушка неплакучая» по роману М.Н. Алексеева), доктор («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого), Буслов («Унтиловск» Л.М. Леонова), Орехов («Высшая мера» В.К. Арро), Бакин («Таланты и поклонники» А.Н. Островского), Коновицын («Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьёва), Махонин («Торможение в небесах» Р.Х. Солнцева), Правдин («Недоросль» Д.И. Фонвизина) и другие. Последняя работа – Сбыслав Якунович в «Александре Невском» В.И. Белова. Игорь Никитич был малообщительным, замкнутым человеком. Увлекался чтением, умел делать любую работу по дому, чем всегда радовал обеих своих жён. Со второй супругой Мариной Юзефовной Балаховской он познакомился после переезда в Ленинград. Она – театровед по образованию, на протяжении многих лет работает заведующей библиотекой СТД Санкт-Петербурга. В конце 1980-х гг. у Игоря Никитича было обнаружено редкое нервное заболевание, в результате которого происходило постепенное отмирание нервных клеток. Сначала он стал плохо ходить, а вскоре сделался полностью недееспособным – перестали двигаться руки и ноги. В последней стадии болезнь перекинулась на дыхательные пути, приведшая к летальному исходу. Похоронили Игоря Комарова на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1963: «Город – одна улица» (эп.), «Третья ракета» (Лукьянов); 1964: «Москва-Генуя» (дипкурьер); 1965: «Город мастеров» (Гильом), «Пущик едет в Прагу» (работник аэропорта), «Улыбка», к/м (роль); 1966: «Западня», к/м (Шварц-Чернов), «Иду искать» (Слава Новоселов); 1968: «Желаю удачи», к/м (эп.), «По Руси» (рабочий-украинец); 1969: «Сотвори бой» (Монахов); 1970: «Крушение империи» (белогвардейский офицер), «Черное солнце» (эп.); 1970-1972: «Руины стреляют», тв (немецкий офицер); 1971: «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова», тв (роль), «Красная метель» (врач), «Могила льва» (эп.), «Рудобельская республика» (Левков), «Там, вдали, за рекой», тв (Бауэр); 1972: «Завтра будет поздно» (Михалюта), «Идущие за горизонт», тв (эп.), «Последний гайдук» (эп.); 1974: «Белая дорога» (Витас), «Все улики против него» (Константин Васильевич, секретарь райкома), «Следую своим курсом» (Евгений Чекрыгин); 1975: «Лавина» (Васильев), «Память», тв (присутствующий на открытии памятника); 1977: «Блокада» (Духанов); 1978: «Соль земли», тв (заседающий в президиуме); 1979: «Старшина» (генерал Лежнев); 1981: «20-е декабря», тв (Петровский), «Деревенская история» (Филипп Пименов); 1982: «Государственная граница. Восточный рубеж», тв (полпред ОГПУ), «Случай в квадрате 36-80» (адмирал); 1983: «Место действия», тв (Корнеев, редактор газеты); 1984: «Снег в июле», тв (роль), «Челюскинцы» (Бобров); 1985: «О возвращении забыть» (командующий); 1986: «Размах крыльев» (заместитель министра); 1987: «Отряд специального назначения», тв (подполковник), «Среда обитания», тв (Рожкин). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru