Комиссаров Николай ВалерьяновичКомиссаров Николай Валерьянович Николай Комиссаров родился в Санкт-Петербурге. Его отец, банковский служащий, в 1894 году перевёлся на службу в Киев и перевёз с собой жену, сына и двух дочерей. В 1899 году он скончался, состоя в должности директора Киевской конторы Госбанка. Мать Николая после смерти мужа занялась педагогической деятельностью, служила в Киевской Подольской женской гимназии. Николай же был отправлен в Санкт-Петербург и определён в пансионат Екатерининского коммерческого училища, в котором некогда учился его отец. Там Комиссаров постоянно участвовал в любительских постановках им же организованного драматического кружка, а также в профессиональных спектаклях антрепренёра П.П. Струйского. Поэтому, окончив училище в 1908 году, он уже видел себя будущим артистом и собирался поступать на обучение на Императорские драматические курсы. Однако жизнь предложила ему другой сценарий. Вернувшись в Киев и увидев затруднительное материальное положение своей семьи, Николай Комиссаров был вынужден на неопределённый срок отложить собственные планы и поступить на службу в Киевскую контору Госбанка. После изменения в 1917 году политической обстановки в стране Николай Комиссаров был выбран в первый Совет банковских служащих и в 1918 году вместе с группой работников банка командирован в Берлин для ознакомления с банковским делом, где пробыл три недели. По возвращении получил назначение на должность старшего контролёра в Отдел кредитных билетов при конторе банка. В 1919 году, во время атак белой армии, Комиссаров был эвакуирован с ценностями банка в Ростов-на-Дону, но по дороге захвачен белогвардейцами и отдан в ведение их отступающих частей. К счастью, во время этого манёвра Николаю Валерьяновичу удалось скрыться и дождаться освобождения Ростова Красной армией. После этого он связался с образовавшимся местным комитетом при Ростовской конторе Госбанка и вскоре был направлен в качестве инструктора в Азов для ликвидации частных кредитных учреждений, реорганизации казначейства и организации финансового отдела. Там, не смотря на беспартийность, Комиссаров был назначен заведующим финансовым отделом и введён в состав Ревкома, а затем исполкома. Несмотря на такую сложную политическую обстановку, Николай Валерьянович не переставал интересоваться искусством, принимая участие в жизни Азовского драматического театра. В июне 1920 года он вынужден был выехать за семьёй в Киев, откуда его уже не отпустили, оставив служить в должности старшего инспектора Киевского финансового отдела. И только после смерти матери в этом же 1920 году Николай Комиссаров, наконец-то, решился расстаться с банковским делом и окончательно связать себя со сценой. В этом ему помог Союз Рабис, в котором он состоял с 1917 года. И начал свой творческий путь новоиспечённый артист с Киевского железнодорожного театра, сотрудничество с которым началось у него ещё со времён службы в банке. После этого, в течение нескольких лет, Комиссаров колесил по городам Украины, выступая в качестве актёра и режиссёра различных театров. С 1927 по 1929 годы играл в Ленинградском театре комедии, с 1929 по 1931 годы – Ярославском театре имени Волкова, с 1937 по 1938 годы – Киевском русском театре имени Леси Украинки. В 1935 году Николай Комиссаров впервые вступил на сцену Одесского русского драматического театра имени Иванова и затем ещё дважды туда возвращался, играя там с 1938 по 1941 годы и с 1945 по 1946 годы. Работая в Ленинграде, в 1927 году Николай Валерьянович впервые снялся в кино в фильме «Кастусь Калиновский». Однако основная его кинематографическая деятельность началась с конца тридцатых годов после участия в фильмах «Кармелюк» и «Щорс». Среди его лучших киноролей: Бенкендорф («Лермонтов»), Аллан («Секретная миссия»), генерал Неклюдов («Незабываемый 1919 год»), Ипполит («Убийство на улице Данте»), полковник Шульгович («Поединок»). Комиссаров обладал мощным драматическим стержнем, способностью обыгрывать различные психологические состояния своих героев в совокупности с юмором и иронией, придававшим яркость создаваемым им образам. Законченность же они получали благодаря, приобретённым актёром с детства, представительности, статности и интеллигентности. Поэтому во всех небольших появлениях на экране, Комиссаров всегда был интересен и достоверен, доставляя удовольствие своим высокопрофессиональным мастерством. В 1946 году Николай Комиссаров перешёл в труппу московского Малого театра и оставался там до конца жизни. На его сцене создал ряд ярких драматических и характерных образов, таких, как Фамусов («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Несчастливцев и Вышневский («Лес» А.Н. Островского), Ванюшин («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Абрезков («Живой труп» Л.Н. Толстого), Фредерик Вареско («Ночной переполох» М.-Ж. Соважона) и других. При переезде в Москву Николая Комиссарова нисколько не смутил тот факт, что там у него не было жилья. Поначалу он ночевал в гримёрке театра, а затем получил квартиру на Новослободской. Вскоре произошли изменения и в его личной жизни. Он познакомился с артисткой балета Большого театра Татьяной Михайловной Садовской (1913-2002), принадлежавшей к знаменитой театральной династии, и в 1950 году женился на ней. Они прожили в полном согласии семь лет, проводя вместе все свободные минуты, как и тот свой последний совместный отпуск в Одессе в сентябре 1957 года. Утром 30 сентября, уже накануне отъезда, после предшествовавшего очередного застолья и позднего возвращения в номер санатория, Николаю Валерьяновичу стало плохо. Вскоре, не смотря на все усилия врачей по его спасению, он скончался. В Москву Татьяна Михайловна вернулась в сопровождении гроба с телом мужа. Похоронили его на Введенском кладбище. Фильмы и роли: 1927: «Кастусь Калиновский» (Ясь Руденок); 1939: «Кармелюк» (князь Туманов), «Щорс» (немецкий генерал); 1940: «Моряки» (адмирал); 1941: «Боксеры» (Новиков), «Дочь моряка» (начальник пароходства), «Морской ятреб» (помощник капитана Свердруб), «Таинственный остров» (капитан Немо); 1942: «БКС № 9. Синие скалы» (чех-отец), «Принц и нищий» (эп.); 1943: «Лермонтов» (Бенкендорф); 1944: «Человек № 217» (отец Тани); 1949: «Сталинградская битва» (Кейтель); 1950: «Кавалер Золотой Звезды» (Хохлаков), «Секретная миссия» (Аллан); 1951: «Незабываемый 1919 год» (Неклюдов), «Пржевальский» (Семенов Тян-Шанский); 1953: «Чук и Гек», к/м (сторож); 1954: «Чемпион мира» (дед Тимофей); 1955: «Таланты и поклонники» (князь Дулебов); 1956: «Крылья» (Дремлюга), «Пролог» (шеф жандармерии и Сергей Юрьевич, секретарь Николая II), «Убийство на улице Данте» (Ипполит); 1957: «Они встретились в пути» (профессор), «Поединок» (полковник Шульгович). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru