Консовский Алексей Анатольевич

Konsovskiy-2Консовский Алексей Анатольевич
Народный артист РСФСР (1976)
Лауреат Государственной премии РСФСР (1966) за участие в научно-популярных фильмах «Знамя Партии» и «Ленин. Последние страницы».
Родился 28 января 1912 года.
Умер 20 июля 1991 года.

В Советском Союзе имя Алексея Анатольевича Консовского было известно фактически каждому школьнику. Но кто из них не знал Принца из киносказки Надежды Кошеверовой «Золушка»? Более старшему поколению он был памятен участием в фильмах «Последняя ночь», «Член правительства», «Лермонтов», своими выступлениями в качестве чтеца на радио и телевидении, прекрасного тембра голосом, звучавшим за кадром многих картин. Он был успешным театральным актёром, работавшим со многими знаменитыми режиссёрами, сыгравшим десятки ролей на сценах нескольких театров. При жизни Консовский не был обделён вниманием: о нём писали статьи, выпускали буклеты, делали передачи. Но время шло, неумолимо стирая своим шлейфом память о многих замечательных актёрах, в число которых незаслуженно попал и Алексей Анатольевич. Сегодняшнее поколение зрителей знает его, пожалуй, только по «Золушке». В год юбилея этого уникального артиста хочется вспомнить о нём добрым словом и рассказать подробности его жизни.

Алексей Консовский родился в Москве. Его отец Анатолий Дмитриевич Консовский до революции работал юристом в различных учреждениях Москвы, затем до 1938 года – юрисконсультом института прикладной минералогии. Мать Елена Павловна Консовская занималась домашним хозяйством и воспитанием двух сыновей.

Дмитрий (1907 г.р.), старший брат Алексея, сначала учился в литературном институте, но затем избрал профессию актёра и поступил в студию театра имени Вахтангова. Во время учёбы участвовал в спектаклях этого театра, а с 1931 года полностью перешёл на работу в кино, войдя в штат кинофабрики «Межрабпомфильм».

Алексей, заразившись примером брата, по окончании школы в 1930 году по конкурсу был принят в Государственные экспериментальные мастерские при театре имени Мейерхольда. Там, параллельно изучению общеобразовательных предметов, он в числе других однокурсников в первый же год учёбы начал принимать участие в массовых сценах. Затем получил свою первую большую роль – Буланова в «Лесе» Островского. Следом за ней последовали ещё две работы – Артюр в «Даме с камелиями» и Тишка в «Свадьбе Кречинского».

В этот период, одновременно с учёбой и актёрской работой, Консовский сделал первые шаги в качестве чтеца. Самостоятельно подготовил отрывки из произведений Пушкина и Маяковского и заслужил похвалу самого Мейерхольда. Мастер пообещал начинающему артисту новые интересные роли в своих спектаклях, но сам Консовский, стремясь к более реалистичному театру, решил сменить школу и в марте 1935 года перешёл в студию под руководством Николая Павловича Хмелёва. Знаменитый артист не очень верил в возможность Консовского перестроить свою манеру игры в нужном ему направлении. Но когда актёр сыграл Леандра, любовника-простака, в «Комедиантах», Хмелёв безоговорочно принял его трактовку роли, что стало настоящей актёрской победой Консовского.

К периоду работы у Хмелёва относится начало долголетнего сотрудничества Алексея Анатольевича с Радиокомитетом. Здесь, наряду с сольными выступлениями, он участвовал во множестве постановок, проявив себя в самых разных амплуа – от персонажей детских сказок до героев классики.

В 1934 году состоялось знакомство Алексея Консовского с кинематографом. Он стал первым советским актёром дубляжа – озвучил главного героя американского фильма «Человек-невидимка». С этого момента началась долгая и плодотворная работа Консовского в этом направлении. Всего им было озвучено более пятисот картин.

Дебютировав в кино сначала по ту сторону экрана, в 1936 году актёр появился и на экране. В фильме Юлия Райзмана «Последняя ночь» им был блистательно сыгран юный гимназист Кузьма Захаркин, выходец из рабочей семьи, не сразу нашедший свою дорогу в гуще исторических событий. Следующей работой Консовского стал антифашист Франц, за свои убеждения заключённый в концлагерь, в фильме Александра Мачерета «Болотные солдаты». По трагическому совпадению как раз в 1938 году, в год выхода фильма на экраны, в заключении погиб брат Алексея Анатольевича Дмитрий. Он был дважды репрессирован по обвинению в антисоветской агитации, приговорён к расстрелу и умер в концлагере на Нижней Ухтарке, не дожив до исполнения приговора. Алексей Консовский тяжело переживал потерю брата, который был для него авторитетом, и предпочитал никогда публично о нём не упоминать, чтобы не бередить незаживающую рану.

Проработав в студии Хмелёва полтора года, в сентябре 1936 года Консовский перешёл в труппу Московского театра рабочей молодёжи. Сыграл там Солнышкина в «Дальней дороге», Павла Корчагина в «Как закалялась сталь» и штурмовика в «Продолжение следует». Затем на полгода, с января по июнь 1938 года, актёр уезжал в Ленинградский театр комедии, где участвовал в спектакле «Двенадцатая ночь» в роли герцога Орсино. Вернувшись в Москву, поработал в преобразованном из ТРАМа театре имени Ленинского комсомола и театре «Комедия». На сцену последнего выходил в ролях дона Лючи в «Даме-неведимке» и пана Пиера в «Сыне из Конго».

С 1940 по 1944 годы Алексей Анатольевич работал исключительно в кино, состоя в штате киностудии «Союздетфильм». До этого, помимо уже упомянутых «Последней ночи» и «Болотных солдат», актёр сыграл заметные роли в «Члене правительства» (Петька) и «Шёл солдат с фронта» (Микола). В последней картине его партнёршей была актриса Янина Жеймо, с которой он ещё дважды встретился на экране в фильмах «Мы с Урала» и «Золушка». Их так же связала многолетняя дружба, продолжавшаяся до самой кончины актрисы.

На второй день после начала Великой Отечественной войны Алексей Консовский был призван рядовым в Красную Армию, но уже в июле 1941 года возвращён обратно на киностудию «Союздетфильм». С августа по октябрь 1941 года он работал на трудовом фронте под Можайском, а 16 октября вместе со студией был эвакуирован в Сталинобад. В годы войны он много снимался, играя самые разноплановые роли. Это и знаменитые писатели Н.В. Гоголь («Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и М.Ю. Лермонтов («Лермонтов»), и пьяница Муряга («Машенька»), и выпускник ремесленного училища Кузя Заварин, направленный работать на оборонный завод («Мы с Урала»).

В 1942 году Эраст Павлович Гарин, приступая к съёмкам фильма «Принц и нищий», предложил небольшую роль Гуго Алексею Консовскому. Выбор его был неслучаен, так как он знал актёра ещё со времён театра Мейерхольда, в котором они вместе работали. Впоследствии Гарин ещё дважды снимал Консовского – в «Синегории» (Ходуля) и «Обыкновенном чуде» (Волшебник). Они так же были партнёрами в знаменитой «Золушке» Надежды Кошеверовой. Роль Принца в этой картине, с одной стороны, сделала Консовкого кумиром девчонок нескольких поколений, с другой – сыграла с ним злую шутку. Несмотря на то, что актёру уже было за тридцать, и он как никогда был готов к серьёзным драматическим ролям, его стали воспринимать только в этом сказочном образе, почему-то забыв все его предыдущие актёрские достижения. В результате, кроме уже упомянутого «Обыкновенного чуда» и случившейся в 1958 году роли Николая Петровича в не слишком удачной экранизации тургеневских «Отцов и детей», больше Алексею Анатольевиче не суждено было сыграть ни одной интересной роли в кино.

В театре его дальнейшая судьба сложилась более удачно. Придя в январе 1944 года в Театр имени Моссовета, он сразу же был введён в два спектакля – «Забавный случай» (Гасконь) и «Нашествие» (паренёк в шинельке), а затем сыграл премьеру – Родриго в «Отелло». Следом за ними последовали Треплев в «Чайке», мистер Стэмфорд в «Убийце мистера Паркера», Григорий Незнамов в «Без вины виноватых», Томми в «Преступлении директора Риггса».

В феврале 1950 года Консовский в очередной раз решил сменить коллектив и перешёл в Театр имени Ермоловой. Там сыграл Филипо («Благочестивая Марта»), Рюмина («Дачники»), Вадима («Молодые годы») и других персонажей. Но, видимо, предлагаемые ему главным режиссёром театра Андреем Лобановым роли не слишком удовлетворяли артиста, и в декабре 1953 года он вернулся в Театр Моссовета. Юрий Александрович Завадский, приняв беглеца, постарался раскрыть все разнообразные актёрские грани Консовского, предлагая ему роли, противоположные по характеру и внутреннему содержанию: Андрей Сергеевич Ваганов («История одной любви»), Семён Негрич («Любовь на рассвете»), Эдгар («Король Лир»), адвокат Хельмер («Нора»), Шубин («Осторожно, листопад»), Роберто («Бунт женщин»), Неизвестный («Маскарад»), Самуэль («Странная миссис Сэвидж»), Афанасий Петрович Теньгаев («Моё сердце с тобой») и многие другие. Была среди них и роль В.И. Ленина в спектакле «Три камня веры», которой он очень гордился, и которая открыла ему путь к другим работам, связанным с именем великого вождя.

С начала 1960-х годов Алексей Анатольевич проявил себя как непревзойдённый исполнитель закадрового текста в десятках игровых и документальных фильмах. Среди них стоит отметить «Гибель Пушкина», «Сергей Есенин», «Разговор с товарищем Лениным», «Товарищи потомки», «Ленин. Последние страницы», а так же роль «от Автора» в «Воскресении» М. Швейцера.

Поработал Консовский и в качестве режиссёра, поставив два моноспектакля для актрисы Театра-студии киноактёра Юлианы Бугаевой – «Письмо незнакомки» (по С. Цвейгу) и «Сто часов счастья» (по В. Тушновой).

После смерти Завадского в 1977 году Алексея Анатольевича стали меньше занимать в репертуаре Театра имени Моссовета. Плюс к этому в начале 1980-х годов у него добавились проблемы с памятью, мешавшие запоминать текст ролей. В итоге, 30 июня 1986 года Консовский покинул театр. Но в этот момент он неожиданно снова нашёл себя в кино – снялся в небольших ролях нескольких фильмов. Конечно, они не могли сравниться с его первыми работами, но всё же стали для старого актёра некой отдушиной, помогавшей ему оставаться в профессии.

В жизни Алексей Консовский обладал сложным противоречивым характером. При всей своей внешней открытости близко к себе никого не подпускал, почти не имел друзей. Был требователен к себе и окружающим, болезненно относился к новым веяниям в искусстве, не любил советскую власть. При этом был весёлым и остроумным человеком, порядочным по отношению к людям.

Алексей Анатольевич был трижды женат. Брак с первой его супругой, актрисой Верой Алтайской, продлился более десяти лет. У них родилась дочь Светлана (1941-1994), впоследствии работавшая на телевидении. Второй его женой была актриса Центрального детского театра Антонина Елисеева. В третий раз Консовский женился в середине 1960-х на артистке Москонцерта Марине Колумбовой, с которой прожил до конца жизни. Он стал отчимом для её сына от первого брака Владимира Михайлова, ныне актёра театра и кино. Внук Николай, сын дочери Светланы, работает в страховом бизнесе.

Алексей Консовский был крупной фигурой отечественного искусства, оставивший свой незабываемый след во многих его областях. Он обладал яркой индивидуальностью, многогранным талантом актёра, чтеца, декламатора, режиссёра. Если бы он жил в сегодняшнее время, его непременно назвали бы «звездой». Но в той, прошлой жизни, к счастью, не было таких понятий. Люди приходили в искусство и служили ему не ради званий и привилегий. Для них было свято само это понятие, они отдавались ему до конца. Алексей Анатольевич был, бесспорно, из их числа. Поэтому до сих пор невозможно без трепета и волнения смотреть старые ленты с его участием. Они покоряют свежестью и самобытностью актёрского мастерства, неповторимыми оттенками его голоса, исходящими из самой души. Это и есть настоящее искусство, на которое хочется смотреть, которым хочется наслаждаться.

Фильмы и роли:

1936: «Отец и сын» (Семечкин), «Последняя ночь» (Кузьма Захаркин); 1938: «Болотные солдаты» (Франц), «Семья Оппенгейм» (Рихард); 1939: «Комендант птичьего острова» (радист), «Член правительства» (Петька), «Шел солдат с фронта» (Микола); 1941: «Дочь моряка» (Крутиков), «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (Н.В. Гоголь), «Семья Януш» (Жорка); 1942: «Машенька» (Муряга), «Принц и нищий» (Гуго, нищий); 1943: «Лермонтов» (М.Ю. Лермонтов), «Мы с Урала» (Кузя Заварин); 1944: «Морской батальон» (Фролкин); 1945: «Это было в Донбассе» (гимназист); 1946: «Большая жизнь», 2-я серия (Алешка), «Синегория» (Ходуля); 1947: «Золушка» (Принц), «Сельская учительница» (Коля Шарыгин); 1948: «Мичурин» (студент); 1951: «Тарас Шевченко» (Курочкин); 1955: «Михайло Ломоносов» (Теплов); 1958: «Отцы и дети» (Николай Петрович); 1959: «Сын Иристона» (Александр Михайлович Опекушин, скульптор); 1964: «Обыкновенное чудо» (Волшебник); 1975: «Странная миссис Сэвидж», телеспектакль (Сэмуэл Сэвидж); 1985: «Неудобный человек» (руководящий работник); 1986: «Счастлив, кто любил» (букинист); 1988: «Артистка из Грибова», тв (актер на радио), «Вам что, наша власть не нравится?» (Долбежов); 1990: «Похороны Сталина» (умирающий заключенный), «Распад» (юркий старичок).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru